СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра «Экспертиза строительства  новой АЭС в районе с. Старой Майны Ульяновской области.»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Деловая игра «Экспертиза строительства  новой АЭС в районе с. Старой Майны Ульяновской области.»

Тип урока:   Дискуссия

Регулятивные-уметь  делать целепологание,применять методы информационного поиска в  и-те,проектировать маршрут по преодолению затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные-добывать недостающую информацию с помощью краеведческих сайтов в и-те,распределяя работу по группам ,эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации.

Познавательные-уметь анализировать,сравнивать и классифицировать      

Личностные-формирование целостного мировоззрения ,соответствующего современному уровню развития науки; устойчивой мотивации к исследовательской деятельности,навыков работы с компьютером и в сети интернет

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Экспертиза строительства  новой АЭС в районе с. Старой Майны Ульяновской области.»»

Сценарий урока-деловой  игры «Экспертиза строительства атомной электростанции в районе с.Старая Майна  Ульяновской области»

Борщ Елена Александровна, учитель географии МБОУ СШ 73 г. Ульяновска

        Десять лет назад, выступая на Ульяновском телевидении, представители НИИАРа, г Димитровграда, убеждали население области в необходимости строительства новой АЭС в районе Старой Майны, на реке Утке, впадающей в Березовский залив Куйбышевского водохранилища. Сегодня мы с вами должны провести деловую игру – экспертизу и выявить положительные и отрицательные стороны этого проекта.

Учебные цели.

  1. Закрепление материала учебного плана по всему курсу «Экономическая и социальная география России».

  2. Инициирование интереса к «малой родине».

  3. Привитие навыка коллективного поиска взаимоприемлемых вариантов при сохранении принципиальной позиции.

  4. Контроль знания фактического материала.

Исходная обстановка.

  1. Характеристика проблемы в общих терминах.

  2. Условия комплексности проекта:

А) учет максимального числа значимых связей, в том числе и лежащих за рамками собственно географической проблематики;

Б) многовариантность возможных решений;

В) возможности попутного решения других проблем;

Г) определение начального и конечного состояния, общих контуров траектории достижения этого состояния по проекту;

Д) характеристика социально – экономического потенциала региона, его природно-ресурсного потенциала, как условие региональной компетентности экспертов.

Социально-экономическая ситуация.

         В проекте следует неявное упущение по некоторым важным параметрам, чтобы раскрыть возможность участникам выявить их и высказаться на данную тему. Наиболее целесообразным представляется придание некоторой механистичности проекту, изъяв из него определенности как природного, так и антропогенного характера.

Существенно оживляет сценарий одновариантность проекта, которая вынуждает участников предлагать инициативно-альтернативные варианты решений.

Система стимулирования.

       Она включает предварительный отбор экспертов путем проверки их региональной компетентности применительно к тому району, по которому разработан переданный на экспертизу проект. Оценки выставляются экспертам по пятибалльной шкале за активность (число выступлений), не тривиальность мышления (степень оригинальности предложений), за краткость, за умение найти взаимоприемлемый вариант.

Состав участников и их роли.

      Предполагается наличие группы (не более трех человек) авторов проекта.

Желательно, чтобы в нее вошли наиболее сильные ученики.

Группа экспертов, представляющая конкретные научные организации:

- институт географии,

- институт экономики,

- институт социологии,

- институт биологии.

Группа экспертов представляющая отрасли:

-  минэнерго,

-  минатомэнерго (Главатом).

 

Группа экспертов, представляющая территориальные органы управления:

- глава администрации,

- представители отдела социально-экономического развития,

- санэпидемстанция,

- депутаты.

Представители общественности:

- от партии «зеленых»,

- жители,

- общественные организации и объединения граждан,

 -пресса.

          На первом этапе участники выбирают роли. Руководитель излагает для всех условия игры и дает информацию по теме и задания на дом. Обычно после этого следует сделать перерыв на несколько дней, чтобы участники вошли в роли и подготовились их играть. Важно предусмотреть, чтобы позиции участников экспертизы были достаточно разными. Это можно сделать как путем определения границ возможных позиций по каждой роли, так и общей рекомендацией ее придерживаться. Например, по сценарию проекта АЭС, представители министерств, авторы проекта, часть депутатов, представители прессы, должны придерживаться позиции в целом поддержки проекта. Представители «зеленых», администрация в целом обязаны придерживаться позиции, отвергающей строительство станции. Остальные в праве свободно определиться.

         Основная часть игры начинается пятиминутным докладом представителей проекта.  Затем следуют вопросы, которые фиксируются ведущим, он же председатель экспертной комиссии. Затем дается слово одному из представителей министерства, институтов, советам, представителям общественности. Пресса права выступать не имеет, но может каждому участнику задать один вопрос. После первого тура выступлений – повторное выступление представителей проекта. Если остаются вопросы, могут выступить в том же порядке остальные участники игры.

         На вопрос дается 30 секунд, на ответ до 1 минуты. Возможным вариантом могут стать выборы согласительной комиссии, из числа участников, которой поручается подготовить такой проект и представить для обсуждения.

Доводы за проект.

-В области дефицит электроэнергии.

-АЭС является экологически чистой, с точки зрения выбросов в атмосферу углекислого газа и азота.

-Отсутствие выбросов углекислого газа исключает парниковый эффект.

-Составами ежедневно подводят мазут к ТЭЦ – 2, а здесь нужно будет всего 1 кг. урана, чтобы АЭС работала целый год.

-АЭС – мощностью несколько тысяч мегаватт даст возможность разместить на территории  области в дальнейшем энергоемкие производства. Так, необходимый алюминий для производства самолетов, будет производиться на местном алюминиевом заводе. Предприятия пищевой промышленности получат новый упаковочный материал: банки для напитков, баллончики для аэрозолей, алюминиевую фольгу.Создание алюминиевого завода будет решать задачу утилизации отходов, охраны окружающей среды, за счет использования вторичного сырья.

-Ввод нового предприятия обеспечит занятость населения, предоставит работу нескольким сотням специалистов.

-Будет построен город атомщиков. Из федерального бюджета потекут деньги в областной бюджет.

Доводы против проекта.

-АЭС – одно из опаснейших производств. Строительство АЭС существенно повышает радиационный фон, влияние которого может проявиться на человеке через несколько поколений в виде мутаций, а также в виде онкозаболеваний.

-Через нашу зону проходит зона повышенных амплитуд новейших тектонических движений с юга – запада на северо – восток, эта зона живет активной жизнью. Подтверждает это землятресения 5 – 6 баллов, зарегистрированные в г. Набережные Челны, в г.Волжском и др. За  период с 1982 – 1989 территорию Татарстана   «трясло» почти 70 раз.

-Через АЭС проходит огромное количество воды. Свойства отработанной воды не изучены. Исследования реки Колумбии (США, штат Вашингтон), где расположен ядерный реактор одной из АЭС, показали, что радиоактивность воды не значительна, но концентрация изотопов в планктоне в две тысячи раз выше, чем в речной воде, в организме рыбы и водоплавающей птицы, питающихся планктоном, соответственно в 15 тыс. и 40 тыс. раз выше, в организме птенцов ласточки, которые живут у реки в 500 тыс. раз выше, в желтке яиц водоплавающей птицы в миллион раз выше, чем в реке Колумбии. Хочется спросить представителей НИИАРа: проводились ли в районе расположения наших реакторов подобные радиологические исследования? И как мы будем контролировать эту ситуацию в районе новой АЭС?

-Присутствует эффект теплового загрязнения. Температура водоемов вокруг АЭС повышается на 5 – 6 градусов, что приводит к нарушению экологического равновесия целого региона. Например, Березовский залив – это рыбное нерестилище, превратится в незамерзающий водоем. Ущерб, который будет причинен одному только рыбному хозяйству области, огромен! Этот залив расположен в низовьях реки Утка. Большое количество водных растений создает исключительно благоприятные условия для размножения рыб,  особенно фитофильных. Как и все мелководья, хорошо защищены от воздействия ветровой волны. Березовский залив чрезвычайно богат кормовыми организмами для рыб – бентофагов. В пределах залива имеются обширные площади, где без особых затрат можно выращивать товарную рыбу, в частности двухлеток амурских рыб (толстолобика и белого амура ). И этого всего мы можем лишиться!

-Добыча урана, его транспортировка, обработка, захоронение отходов – опаснейшее для человека производство.

-Нет гарантии абсолютной безопасности АЭС.  По средним оценкам каждые 2 года на одном из существующих реакторов возможна крупная авария. Даже в Японии, (а японцев, согласитесь трудно обвинить в техническом браке при конструировании, а тем более – в нарушении правил эксплуатации АЭС ). Только за 1999год произошло 10 остановок реакторов из–за аварий. Напрашивается вывод о недостаточной безопасности конструкций современных АЭС.

-Старомайнский район является основной рекреационной зоной Ульяновска. Каждое лето сотни ульяновцев отдыхают на берегах Старомайнского  и Юрманского заливов, отправляются туда на рыбалку, а в леса за грибами и ягодами. А теперь представьте, что все эти прекрасные места будут в непосредственной близости от АЭС.

-Часто приходится слышать, что альтернативы атомной энергетике нет. Все больше стран мира делают ставку на энергоснабжение, освоение возобновляемых источников энергии (солнце, ветер, приливы). А в нашей – то области, где скорость ветра достигает 4 –6 м/сек., возможно строительство, ветроэнергетических станций мощностью до 5 тыс. киловатт.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!