Деловая игра для педагогов «Детская одарённость»
Дата проведения: 24.11.2022 г.
Цель: Закрепление знаний педагогов по теме «Детская одаренность».
В игре участвует весь педагогический коллектив.
Педагоги разбиваются на две команды. Команды придумывают название.
Ведущий: Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
1. «Разминка»
Продолжите высказывание: «Одаренность, это..» (Системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми), «Одаренный ребенок – это ребенок...» (который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности).
2. Игра «Слова рассыпались» составьте из слогов слагаемые одаренности. (Мотивация, креативность, способности выше среднего).
3. Игра «Кто больше?»
Какие формы работы с семьей по выявлению и развитию детской одаренности вы знаете? Выигрывает команда, назвавшая большее количество форм. (Анкетирование, тестирование, беседы, консультации, родительские собрания, папки-передвижки, день открытых дверей, круглый стол, дискуссионный клуб, персональные рекомендации, участие родителей в создании развивающей среды, посещение на дому, пропаганда лучшего опыта семейного воспитания, родительская газета и др.).
4. Подберите критерии одаренности из предложенных:
1 команда- Ребенок имеет музыкальный талант, если он: Правильный ответ
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
- с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен, открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды
2 команда -Ребенок имеет артистический талант, если он: Правильный ответ
- с удивляющей легкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
- сочиняет свои собственные мелодии; пластичен, открыт всему новому;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
5. Подведение итога деловой игры для педагогов в ДОУ.
6. Обратная связь. Портрет одаренного ребенка
Модель одаренности:
- способности выше среднего или таланты;
-настойчивость и усердие в решении задач;
- креативность (творческий, созидательный подход ко всему), выражающаяся в оригинальных способах достижения результатов.
Одаренных людей объединяет творческий поиск и новаторство. Одаренность – потенциал, раскрывающийся в любой области человеческой деятельности. Общей характеристикой одаренности является ярко выраженная потребность познавать.
Памятка воспитателю:
Одаренный ребенок:
- проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы;
- предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
- свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;
- склонен к рискованным действиям;
- обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем.;
- обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными;
- чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей;
- не конформист, не приспособленец, не боится отличаться от других;
- конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения;
- стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Условия, которые должны быть созданы в ДОУ для развития способностей и ранней одарённости дошкольников:
- развивающая среда (материальная база);
- компетентность педагога;
- программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий);
- диагностика;
- преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДОУ;
- взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта;
- система работы с семьёй;
- дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми;
- система индивидуальной работы с дошкольником;
- кружковая работа;
- эмоционально-психологический комфорт,
- передовой педагогический опыт по проблеме;
- раннее выявление детских способностей и их развитие;
- система стимулирования педагогической деятельности.
Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен знать:
- психологию одарённости;
- нормативную базу по проблеме;
- инновационные технологии;
-методы выявления детской одарённости;
- диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости;
- условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости;
- качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы;
- программы (комплексные и специализированные);
- современную научно-методическую литературу по проблеме;
- специфику методов и приёмов работы по развитию способностей;
- возрастные особенности проявления признаков одарённости;
-индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка;
- интересы ребёнка;
- социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат;
- возможности для развития ребёнка в условиях семьи;
- эффективные формы и методы работы с родителями.
Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости, должен уметь:
- создавать развивающую среду;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный психологический микроклимат в группе;
- своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики;
- применять инновационные технологии и методики;
- стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми;
- проявлять свои личностные творческие способности;
- подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности.;
- самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию);
- организовывать работу с родителями;
- вести разъяснительную работу с родителями о развитии детских способностей и одарённости;
- организовывать взаимодействие с семьёй по прогнозированию будущих достижений ребёнка;
- взаимодействовать со всеми специалистами ДОУ, занимающимися с одарённым ребёнком;
- осуществлять диагностико-аналитический подход к планированию и организации работы с детьми;
- строить позитивные межличностные отношения с ребёнком;
- разработать учебную программу кружковой работы;
- владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов; - организовывать оптимальные формы работы с детьми;
- отбирать актуальную и доступную информацию для родителей и детей.