СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Делимость электрического заряда. Электрон.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Делимость электрического заряда

Для введения представления об электроне необходимо показать де­лимость и дискретность электрического заряда. Делимость электрического заряда можно показать на ряде опытов (например, при перетекании части заряда с одного заряженного тела на другое, незаряженное тело). Но тут возникает важный вопрос: как долго можно так перезаряжать электроскопы или другие заряженные тела? Существует ли предел деления заряда?

Просмотр содержимого документа
«Делимость электрического заряда. Электрон.»


Урок № Тема: Делимость электрического заряда. Электрон.


Цель урока:

Убедить учащихся в дискретности электрического заряда. Дать пред­ставление об электроне, как частице с наименьшим электрическим зарядом.


Демонстрации:

  1. Делимость электрического заряда.

  2. Перенос заряда с заряженного электроскопа на незаряженный с по­мощью пробного шарика.

  3. Опыт Иоффе-Милликена.

Ход урока

Повторение изученного материала

  1. Что называют электризацией?

  2. От какого греческого слова происходит термин «электричество»?

  3. Одно или оба тела электризуются при трении?

  4. Какие два рода зарядов существуют в природе? Из каких опытов следу­ет, что их действительно два?

  5. Сформулируйте правило, описывающее характер взаимодействия заря­женных тел.

  6. Кусочек дерева потерли о шелк. Какие заряды (по знаку) появились на кусочке дерева и какие на шелке?

  7. Как называется единица заряда?


Самостоя­тельная работа по карточкам с разноуровневыми задания­ми:

Уровень 1

  1. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные за­ряды? Приведите примеры.

  2. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натер­тые шелком?

Уровень 2

  1. Что можно сказать о зарядах шариков на рис. 1?

  2. Что можно сказать о зарядах шарика и палочки на рис.2?


Уровень 3

  1. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из сопри­касающихся тел? Ответ обоснуйте.

  2. Отрицательно заряженное тело притягивает подвешенный на нити шарик, а положительно заряженное тело - отталкивает. Можно ли утверждать, что шарик заряжен? Если да, то каков знак заряда?

Уровень 4

  1. Как с помощью отрицательно заряженного металлического шарика зарядить положительно другой такой же шарик, не изменяя заряда первого?

  2. Можно ли, имея два металлических шарика, из которых лишь один заряжен, сообщить полому металлическому цилиндру заряд боль­ший, чем заряд на шарике?


Изучение нового материала

План изложения нового материала:

  1. Делимость электрического заряда.

  2. Дискретность электрического заряда. Опыты Иоффе-Милликена.

  3. Электрон.

  1. Делимость электрического заряда

Для введения представления об электроне необходимо показать де­лимость и дискретность электрического заряда. Делимость электрического заряда можно показать на ряде опытов (например, при перетекании части заряда с одного заряженного тела на другое, незаряженное тело). Но тут возникает важный вопрос: как долго можно так перезаряжать электроскопы или другие заряженные тела? Существует ли предел деления заряда?


Эксперимент

Возьмем два одинаковых электрометра и зарядим один из них. Соединим их стеклянной палочкой - изменений нет. Далее соединим металлическим стержнем. Первоначальный заряд разделился на две равные части.

- Что будет, если оставшийся заряд снова разделить на две части? (Оста­нется одна четвертая.)

До каких же пор можно уменьшать заряд?

- Как вы думаете, можно ли электрический заряд делить бесконеч­но? (Выслушиваются предположения учащихся.)

Электрический заряд нельзя уменьшать бесконечно: он имеет предел де­лимости, равный

= 1,6 • Кл.


  1. Дискретность электрического заряда.


Дискретность электрического заряда была доказана опытами Иоффе и Милликена. А. Ф. Иоффе, изучая действие электрического поля на мель­чайшие заряженные пылинки цинка, которые можно было наблюдать толь­ко в микроскоп, установил очень важную закономерность: заряд пылинок изменялся только в целое число раз (в 2, 3, 4 и т. д.) от какого-то наимень­шего его значения. Этот результат можно объяснить только так: к пылинке цинка присоединяется или от нее отделяется только наименьший заряд (или целое число таких зарядов).

Вопрос классу:

- Так могут ли тела или частицы иметь заряд в 1,5 раза больше или меньше заряда электрона?


  1. Электрон.

Был сделан вывод о существовании в природе частицы, имеющей наименьший заряд, который более не делился. Эту частицу на­звали электроном.

Электрон обладает массой и энергией. Масса электрона составляет 9,1 • кг.

За единицу электрического заряда принят один кулон (обозна­чается 1 Кл).

Значение заряда электрона определил американский ученый Роберт Милликен. Он установил, что электрон имеет отрицательный заряд, равный 1,6 • Кл.


Закрепление изученного материала

  1. Как на опыте показать, что электрический заряд делится на части?

  2. Электроскопу сообщили заряд, равный 1,6 • 1019 Кл. Какому чис­лу электронов соответствует этот заряд?

  3. Две легких одноименных заряженных гильзы из фольги подве­шены на шелковых нитях одинаковой длины в одной точке. Что произойдет, если коснуться одной из гильз рукой?



Домашнее задание: §29 учебника; ответить на вопросы к параграфу.


Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 1209, 1215, 1216.










Роберт Эндрус Милликен (1868-1953 гг.)

Предложение заняться преподаванием физики в подготовительной шко­ле Огайо застало Милликена врасплох. С одной стороны, дополнительный заработок казался совсем не лишним, а с другой - его знания в области фи­зики были весьма скудными. Тем не менее, предложение было принято, и с 1891 по 1893 гг. Милликен преподавал физику, восполняя пробелы в своих знаниях по учебникам. Абердинский колледж присудил ему за этот курс степень магистра, а конспекты занятий, посланные руководством в Коро­левский колледж, принесли Милликену стипендию, благодаря чему Роберт смог продолжить образование.

Одно лето он провел в Чикагском университете у Альберта Майкельсо- на, тонкого знатока физического эксперимента. После этого Милликен окончательно решил стать физиком. После защиты диссертации на соиска­ние ученой степени доктора философии по физике Милликен отправился в Европу. После поездки в Америку Роберт стал ассистентом Майкельсона и работал в Чикагском университете. Именно тогда он создал для средних школ и колледжей первые американские учебники физики.

Вскоре Милликена захватила интереснейшая, но необычайно трудная задача по определению заряда электрона, открытого в 1897 г. английским физиком Джозефом Джоном Томсоном (1856-1940), который сумел найти только отношение заряда этой частицы к ее массе.

Построив мощную батарею для создания сильного электрического поля, Милликен разработал метод «заряженной капли». Ему удалось «подвесить» между обмотками конденсатора несколько капель масла и удержать их в течение 45 с до полного испарения.

В 1909 г. Милликен установил, что заряд капли равен одной и той же величине е - заряду электрона. За свои заслуги Милликен был удостоен Нобелевской премии.

Абрам Федорович Иоффе (1880-1960)

Трудно представить какого-либо ученого, который сыграл бы в органи­зации отечественной науки роль более значительную, чем академик Иоффе.

Он создал школу, соизмеримую с теми, которые в разные годы были созданы Н. Борном и Э. Резерфордом. Им было воспитано несколько поко­лений российских физиков XX века, среди которых такие светила, как П. Капица, И. Семенов, И. Курчатов, А. Александров. Вполне обоснованно его называли в официальных публикациях «отцом советской физики».

Абрам Федорович родился 29 октября 1880 года в городе Ромны Пол­тавской губернии. В 1897 году, закончив Роменское реальное училище, он поступает в Санкт-Петербургский технологический институт. Получив ди­плом инженера-технолога, юноша решает продолжить образование и в 1901 г. отправляется для приобретения опыта в постановке экспериментов к В. Рентгену в г. Мюнхен. Лаборатория Рентгена поразила его. Экспери­менты, которые он там проводит, успешны, а результаты настолько впечат­ляющи, что Абрам Иоффе задерживается в Мюнхене до 1908 года, хотя первоначально планировал стажироваться в течение одного года. Средства к существованию дает ему работа ассистента на кафедре физики.

По возвращении на родину Абрам Иоффе начинает свой трудовой путь старшим лаборантом в Санкт-Петербургском политехническом институте. В течение девяти лет защищает сначала магистерскую, а затем и доктор­скую диссертацию. В 1913-1915 гг. молодой исследователь избирается профессором физики, параллельно с преподавательской работой в поли­техническом, периодически читает лекции в Горном институте по физике. Одновременно он ведет научную работу.

Именно под его руководством создается знаменитый Физико­технологический институт.

Большая часть российских физиков XX века, оставившая след в этой науке, прямо или косвенно, ученики Иоффе или ученики его учеников. Благодаря своей необычайной общительности и открытости Абрам Федо­рович находился в приятельских отношениях со многими мировыми свети­лами. Так, например, англичанин Д. Чедвик, впоследствии Нобелевский лауреат, открыв в 1932 году нейтрон, телеграфировал об этом Иоффе.

О своих многочисленных встречах с зарубежными коллегами Абрам Федорович написал прекрасные воспоминания, которые, к сожалению, бы­ли опубликованы уже после смерти.

Скончался академик Иоффе 14 октября 1960 года. Герой Социалистиче­ского труда, орденоносец, почетный член Академии наук и физических обществ многих стран мира, Абрам Иоффе, прежде всего, был Учителем с большой буквы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!