Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Талдома
Открытый урок по математике в 4 классе
«Деление трёхзначного числа на однозначное»
Подготовила и провела
Соболева Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов
г. Талдом
15 сентября 2017 г
Тема урока: «Деление трёхзначного числа на однозначное».
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма деления трёхзначного числа на однозначное через различные виды деятельности учащихся.
Задачи урока.
Образовательные:
- расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; освоение алгоритма деления трёхзначного числа на однозначное; умение вычислять частное; совершенствование вычислительных навыков, навыков устного счёта; совершенствование умения работать в коллективе, в
паре и самостоятельно.
Развивающие:
- развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления; активизация умственной деятельности; развитие коммуникативных умений.
Воспитательные:
- воспитание умения слушать, общаться, стремление сознательно соблюдать дисциплину; воспитание ответственности и добросовестного отношения к работе, уважительных и доброжелательных отношений к товарищам; пропаганда здорового образа жизни
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД:
- работать по предложенному плану, инструкции; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- раскрывать значение понятия «частное», «произведение», «сумма», «разность» и использовать их в активном словаре;
- определять условия письменного деления трёхзначного числа на однозначное с переходом через разряд и обосновывать своё мнение;
- определять порядок письменного деления трёхзначного числа на однозначное и обосновывать своё мнение;
Коммуникативные УУД:
- формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; определять общие для всех правила поведения; уметь осознанно и внимательно читать задания; выражать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
1.Самоопределение к деятельности. Мотивирование к учебной деятельности.
- Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке, нарисуйте её в воздухе перед собой.
- Очень захотите получить её и приложите для этого все усилия.
- Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Создание ситуации успеха.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
- На следующей строчке запишите последнюю цифру сегодняшнего числа. 5
- В следующей клетке запишите последнюю цифру завтрашнего дня .6
-Рядом запишите последнюю цифру предыдущего дня.4
- Какое число у вас получилось? 564
- Что вы о нём можете сказать?
- Оно трёхзначное. В нем 5 сотен, 6 десятков, 4 единицы; ему предшествует число 563, за ним стоит число 565.
Запишите самостоятельно другие трёхзначные числа, используя эти цифры. Цифры в записи числа не должны повторяться.
- Какие числа у вас получились? взаимопроверка (+_)
546, 564,654,645,456, 465 - доска
- Что означает цифра 9 в подчёркнутых числах?
952 925 529 592 295 259
- В числе 952 – сотни,
в числе 295 – десятки,
в числе 529 – единицы.
- Отчего это зависит?
- От места, которое цифра занимает в записи числа
- Чем похожи все эти числа?
-Они трёхзначные.
- Какие задания вы можете предложить для выполнения с трёхзначными числами?
- Назвать числа в порядке убывания и возрастания, назвать последующие и предыдущие числа, сравнить, сложить, вычесть, представить в виде суммы разрядных слагаемых.
-Запишите в порядке возрастания
259 295 529 592 925 952
-Запишите 259 в виде суммы разрядных слагаемых
259 =200+50+9
925=900+20+5
Взаимопроверка
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Разделите число, разложив его на удобные слагаемые по образцу.
174:3=(150+24):3=150:3+24:3=58
156:4
-Легко ли было найти удобные слагаемые и разделить числа?
-Какой более лёгкий способ вы знаете? (деление столбиком)
-Решите этот пример столбиком.
Чем этот пример отличается от тех, которые мы решали на прошлом уроке?(в делимом количество единиц высшего разряда меньше делителя.)
-Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление трёхзначного числа на однозначное, если количество единиц высшего разряда в делимом меньше делителя.)
5. Работа над темой урока.
Открываем учебник на странице 14 и прочитаем алгоритм решения примера 285:3 столбиком.
АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ
Выделяем первое неполное делимое.
Определяем количество цифр в значении частного.
Подбираем первую цифру в значении частного.
Умножаем число, записанное этой цифрой, на делитель.
Вычитаем полученный результат из неполного делимого и находим остаток.
Убеждаемся , что остаток меньше делителя.
Записываем цифру следующего разряда делимого рядом с остатком.
Повторяем пункты 3, 4, 5, 6, 7.
6. Первичное закрепление
- Используя алгоритм, решим примеры, записав действия столбиком.
стр 14 девочки-1,2 примеры; мальчики-3,4 примеры
585:9 468:6 744:8 369:9
Самостоятельная работа с самопроверкой (ответы на доске)
7. Включение в систему знаний и повторений
- Где нам может пригодиться умение делить трёхзначное число на однозначное?
Послушайте задачу.
За сезон одна пальма дала 128 литров кокосового сока, а вторая – в 2 раза меньше. Сколько всего литров сока собрали с двух пальм?
- О чем говорится в задаче?
- Прочитайте задачу ещё раз, чтобы составить краткое условие.
- Что известно?
- Что запишем в краткое условие?
- Прочитай вопрос задачи.
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос? Почему?
- А можно узнать? Как?
I п.- 128 л - ? л
II п. - ? л в 2 р. м.
- Сколько всего литров сока собрали с двух пальм?
- Нет. Мы не знаем, сколько литров сока дала вторая пальма.
1) 128 : 2 = 64 (л) – со II пальмы
2) 128 + 64 = 291 (л)
Ответ: 291 л сока собрали с двух пальм.
Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.
2) Решение уравнения
859 – b = 124 : 4
- Проверьте решение по образцу
859 – b = 124 : 4
859 – b = 31
b = 859 – 31
b = 828
859 – 828 = 124 :4
31=31
Ответ: 828
9. Рефлексия деятельности
(итог урока) и домашнее задание
Самооценки
Чему сегодня научились?
– Что у вас получилось лучше всего?
– Что было интересного на уроке?
– Какое задание понравилось больше?
– Понравилось ли вам работать в группе? Почему?
– Как бы оценили своё настроение после урока?