Деление
с остатком
Урок математики
3 класс, 3 четверть
Урок разработала и провела Трокай Елена Ивановна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №29 с. Центральное» Шкотовского района Приморского края
2016 – 2017 учебный год
Тема: Деление с остатком. Решение задач (3 класс)
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: Продолжить работу по рассмотрению приёма деления чисел в случаях, когда получается остаток; продолжить работу по усвоению взаимосвязи компонентов и результата при делении с остатком; совершенствовать навык табличного и внетабличного умножения и деления.
Формируемые умения / личностные качества
(планируемые результаты обучения)
Предметные умения:
- уметь делить с остатком, используя разные способы;
- владеть приёмами табличного и внетабличного умножения и деления.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;
Способствовать развитию самооценки;
Формировать уважительное отношение к мнению других людей.
Регулятивные УУД:
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
или учиться определять границы собственных знаний;
Ставить учебную задачу, понимать её практическую значимость;
Планировать совместно с учителем свои действия;
Организовывать свою деятельность, в соответствии с составленным планом;
Оценивать связь между целью деятельности и её результатом;
Осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
Проводить наблюдения за объектами и предметами;
Читать информацию, представленную схематически;
Анализировать, сравнивать объекты, делать умозаключения, выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться формулировать цель деятельности на уроке;
Сотрудничать с учителем, одноклассниками;
Отвечать на вопросы учителя.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и раздаточный материал:
мультимедийный проектор;
слайды – презентация урока;
рабочие листы;
листы самооценки;
карточки с заданием для групп;
наглядный материал для физкультминутки;
полоски бумаги для практической работы;
клей, ручка, карандаш, линейка.
Ход урока:
Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей.
Актуализация знаний.
- На каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания или закрепить уже имеющиеся. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания, а для этого я предлагаю вам отправиться в ЭКСПЕДИЦИЮ. Мы опять будем взбираться на ГОРУ ЗНАНИЙ. А что будет нашим снаряжением? (Знания, в частности таблицы умножения, смекалка и, конечно, хорошее настроение).
- Мы будем проводить исследовательскую работу, в математике для вас еще много неизвестного.
- Но вы будете сегодня не только Исследователями (на доску вывешиваются таблички), но и Экспертами – должны хорошо считать, Инспекторами – проверять, доказывать свою правоту.
- А Наблюдателями сегодня будут гости, присутствующие на уроке, свидетели происходящего.
Разминка. Устный счет.
- Итак, ребята, готовы к путешествию? Возьмите РАБОЧИЕ ЛИСТЫ, запишите дату сегодняшнего урока и свои фамилию и имя.
- Нам нужно размяться перед дорогой. Давайте посчитаем. А ответы вы будете записывать в свой рабочий лист. Найдите соответствующую строчку.
Самопроверка. Ответы на слайде.
- У вас на партах лежат листы самооценки, посмотрите, подпишите свою фамилию. Обратите внимание на план работы. Эти задания вам нужно будет выполнить и после каждого задания оценить себя, поставив галочку в нужной колонке.
- Оцените себя за устный счёт.
Мотивация к учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, я хотела поделить вас для дальнейшей работы на пары. Но столкнулась с проблемой. Как это сделать? Сколько пар получится? (4 пары и 1 человек останется). Как считали? (9 : 2 = 4 (ост.1))
- Поэтому мы разделились на группы, по сколько человек? (по 3)
Работа в группах: (на столах лежат полоски, длиной 15 см).
- На нашем пути преграда – река. Чтобы преодолеть эту преграду, нужно решить задачу. Вы сейчас будете в роли исследователей.
- Возьмите полоску бумаги. Измерьте её длину. Сколько раз по 2см содержится в полоске? (7 раз) Запишите решение на полоске.
– Какое решение записали? (15 : 2 = 7 (ост. 1))
– Что в записи означает 15? (делимое), 2? (делитель), 7? (неполное частное), 1? (остаток).
– Что мы с вами исследовали? (Как разделить полоску на заданные части. Не получилось нацело, остался 1см лишний. Это остаток. Мы исследовали Деление с остатком).
- Значит тема сегодняшнего урока? (Деление с остатком)
- Сформулируйте цели урока? (Продолжать работать с табличными и внетабличными случаями умножения и деления; вспомнить взаимосвязь между компонентами и результатом деления с остатком; вспомнить алгоритмы деления с остатком и проверки деления с остатком; продолжить решать примеры и задачи на деление с остатком)
- Оцените себя за работы с полосками. Листы самооценки
- Мы успешно преодолели это препятствие.
Физкультминутка на внимание.
- Перед следующим испытанием нужно размяться. Засиделись мы.
- Я буду называть примеры на деление. Если числа нацело делятся, вы поднимаете руки вверх и хлопаете. Если при делении получается остаток, делаем наклон, руки опускаем вниз и касаемся ступней. Приступим.
12 : 6
12 : 7
30 : 5
32 : 5
47 : 6
45 : 9
60 : 8
63 : 7
14 : 3
12 : 3
12 : 5
24 : 7
24 : 4
24 : 3
51 : 6
35 : 7
56 : 7
56 : 9
Систематизация знаний. Работа в группах.
- Продолжаем экспедицию. Давайте вспомним основные алгоритмы, зная которые мы можем успешно работать с примерами и задачами на деление с остатком.
- А в честь кого слово АЛГОРИТМ получило своё название? (В честь Аль Хорезми, одного из крупнейших средневековых персидских учёных IX века, математика, астронома, географа, историка).
- У каждой группы задание в оранжевом конверте. Откройте. Правильно составленный алгоритм прикрепляем к доске.
1 группа – Используя данные высказывания, составьте алгоритм выполнения деления с остатком:
Найдём самое большое число (но меньше делимого), которое можно разделить на делитель без остатка |
Разделим это число на делитель. Это значение неполного частного. |
Вычтем разделившееся число из делимого – это остаток. |
Проверяем, остаток должен быть меньше делителя. |
Разделим это число на делимое. Это значение неполного частного. |
(алгоритм разрезан на полоски, одно высказывание лишнее)
2 группа – Из данных выражений выберите верные условия деления с остатком (высказывания записаны на отдельных полосках)
Остаток должен быть меньше делителя
Остаток должен быть больше делителя
Если частное умножить на делитель и прибавить остаток, то должно получиться делимое
Если частное разделить на делитель и прибавить остаток, то должно получиться делимое
3 группа – Составьте алгоритм проверки деления с остатком
Сравниваем делитель и остаток. (Остаток меньше, чем делитель) |
|
|
|
|
(алгоритм разрезан на полоски, одно высказывание ложное)
Правильно составленные алгоритмы и высказывания ребята вывешивают на доску. Прочитывают. Доказывают правильность выполнения.
Оцените свою работу в группе с алгоритмами.
- А сейчас возьмите зелёные конверты и выберите схему, из двух предложенных, которая соответствует проверке деления с остатком.
Вклейте в рабочий лист. Проверьте. Оцените себя.
█ : O = ( ост. ▲) | | █ : O = (ост. ▲) |
· O +▲ = █ | | + O · ▲ = █ |
▲ | | ▲ |
Физкультминутка для глаз. В классе развешаны картинки с цветами.
- Делаем привал на поляне с красивыми цветами. Не поворачивая головы, найдите глазами красный цветок, синий, зеленый…. А сколько всего цветов на нашей полянке? Кто самый внимательный?
Воспроизведение знаний, умений и навыков, необходимых для учебной деятельности (работа в группах)
- Мы продолжаем нашу экспедицию в горы. Нужно выполнить работу в рабочих листах. Прочитайте 1 задание. Здесь вы выступите в роли инспекторов. Найденные ошибки нужно исправить и доказать свою правоту.
1 задание - Найдите ошибки в примерах. Исправьте ошибки.
25 : 3 = 8 (ост. 1) 3) 58 : 9 = 7 (ост. 4) 5) 67 : 8 = 8 (ост. 3)
100 : 33 = 2 (ост. 34) 4) 29 : 7 = 4 (ост. 3) 6) 23 : 3 = 7 (ост. 2)
Фронтальная проверка. Какая ошибка допущена? Объясните.
Оцените свою работу над этим заданием.
- Во втором и третьем заданиях вы будете в роли экспертов. То есть должны уметь хорошо считать.
2 задание - Решите задачи:
1) Какое наибольшее число порций мороженого по 6 рублей можно купить на 40 рублей? 40 : 6 = 6 (ост.4 рубля) Ответ: 6 порций.
2) Одна белка нашла 37 грибов и развесила их сушиться на 5 веток поровну. Сколько грибов на каждой ветке? Сколько грибов осталось? 37 : 5 = 7 (ост.2) Ответ: 7 грибов на каждой ветке. 2 гриба осталось.
3) Как разместить 17 пассажиров в машины, если в одну машину помещается 3 пассажира? Сколько машин потребуется? 17 : 3 = 5 (ост. 2 пассажира) Ответ: 6 машин потребуется.
Ответы на слайде. Оцените свою работу.
3 задание – Выполни вычисления, вставив подходящие числа в окошки. Докажите правильность ваших вычислений.
36 : = 7 (ост.1) 51 : = 7 ( ост. )
: 9 = 7 (ост.4) : 6 = 6 (ост. 3)
7 : 5 = 9 (ост. ) 7 : 8 = 7 (ост. )
Проверка по образцу (ответы для каждой группы)
Самооценка.
Итог урока
- Какую тему мы сегодня повторяли? (деление с остатком)
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Пригодятся ли нам эти знания в жизни? (например, при решении задач)
Рефлексия
- Рассмотрите лист самооценки. Сделайте вывод, смогли ли вы достичь поставленной цели.
- У кого большинство заданий выполнено без ошибок? Вы достигли самой вершины горы.
- Если вы допускали 1 или 2 ошибки, то вам осталось до вершины совсем чуть-чуть и вы получаете «4».
- Если больше всего «галочек» у вас в предпоследней колонке, то вы достигли середины горы.
- Поставьте себе оценку за урок.
- Возьмите листочки с высказываниями.
- Поставьте знаки «+» - да, « - » - нет напротив каждого высказывания:
Тема мне понятна
Я хорошо понял (а) алгоритмы
Я знаю, как пользоваться алгоритмами
Я сумею найти частное и остаток
Я смогу сделать проверку деления с остатком
В работе по группам у меня всё получилось
Я доволен (а) своей работой на уроке
Были ли затруднения?
- У кого были затруднения? В чём? При решении каких заданий?
Домашнее задание:
Составить 10 примеров на деление с остатком и выполнить их проверку по алгоритму.
- На этом наша экспедиция закончена. Спасибо за урок!
1