СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деление с остатком, урок математики в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока математики в 3 классе "Деление с остатком. Решение задач". УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Деление с остатком, урок математики в 3 классе»

Деление


с остатком




Урок математики

3 класс, 3 четверть




Урок разработала и провела Трокай Елена Ивановна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №29 с. Центральное» Шкотовского района Приморского края





2016 – 2017 учебный год

Тема: Деление с ос­татком. Решение задач (3 класс)


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Продолжить работу по рассмотрению приёма деления чисел в случаях, когда получается остаток; продолжить работу по усвоению взаимосвязи компонентов и результата при делении с остатком; совершенствовать навык табличного и внетабличного умножения и деления.

Формируемые умения / личностные качества

(планируемые результаты обучения)

Предметные умения:

- уметь делить с остатком, используя разные способы;

- владеть приёмами табличного и внетабличного умножения и деления.


Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;

Способствовать развитию самооценки;

Формировать уважительное отношение к мнению других людей.


Регулятивные УУД:

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

или учиться определять границы собственных знаний;

Ставить учебную задачу, понимать её практическую значимость;

Планировать совместно с учителем свои действия;

Организовывать свою деятельность, в соответствии с составленным планом;

Оценивать связь между целью деятельности и её результатом;

Осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

Проводить наблюдения за объектами и предметами;

Читать информацию, представленную схематически;

Анализировать, сравнивать объекты, делать умозаключения, выводы.


Коммуникативные УУД:

Учиться формулировать цель деятельности на уроке;

Сотрудничать с учителем, одноклассниками;

Отвечать на вопросы учителя.


Формы деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и раздаточный материал:

  • мультимедийный проектор;

  • слайды – презентация урока;

  • рабочие листы;

  • листы самооценки;

  • карточки с заданием для групп;

  • наглядный материал для физкультминутки;

  • полоски бумаги для практической работы;

  • клей, ручка, карандаш, линейка.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей.


  1. Актуализация знаний.


- На каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания или закрепить уже имеющиеся. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания, а для этого я предлагаю вам отправиться в ЭКСПЕДИЦИЮ. Мы опять будем взбираться на ГОРУ ЗНАНИЙ. А что будет нашим снаряжением? (Знания, в частности таблицы умножения, смекалка и, конечно, хорошее настроение).

- Мы будем проводить исследовательскую работу, в математике для вас еще много неизвестного.

- Но вы будете сегодня не только Исследователями (на доску вывешиваются таблички), но и Экспертами – должны хорошо считать, Инспекторами – проверять, доказывать свою правоту.

- А Наблюдателями сегодня будут гости, присутствующие на уроке, свидетели происходящего.

  1. Разминка. Устный счет.

- Итак, ребята, готовы к путешествию? Возьмите РАБОЧИЕ ЛИСТЫ, запишите дату сегодняшнего урока и свои фамилию и имя.



- Нам нужно размяться перед дорогой. Давайте посчитаем. А ответы вы будете записывать в свой рабочий лист. Найдите соответствующую строчку.

Самопроверка. Ответы на слайде.



- У вас на партах лежат листы самооценки, посмотрите, подпишите свою фамилию. Обратите внимание на план работы. Эти задания вам нужно будет выполнить и после каждого задания оценить себя, поставив галочку в нужной колонке.

- Оцените себя за устный счёт.









  1. Мотивация к учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, я хотела поделить вас для дальнейшей работы на пары. Но столкнулась с проблемой. Как это сделать? Сколько пар получится? (4 пары и 1 человек останется). Как считали? (9 : 2 = 4 (ост.1))

- Поэтому мы разделились на группы, по сколько человек? (по 3)

Работа в группах: (на столах лежат полоски, длиной 15 см).

- На нашем пути преграда – река. Чтобы преодолеть эту преграду, нужно решить задачу. Вы сейчас будете в роли исследователей.

- Возьмите полоску бумаги. Измерьте её длину. Сколько раз по 2см содержится в полоске? (7 раз) Запишите решение на полоске.

Какое решение записали? (15 : 2 = 7 (ост. 1))

– Что в записи означает 15? (делимое), 2? (делитель), 7? (неполное частное), 1? (остаток).

Что мы с вами исследовали? (Как разделить полоску на заданные части. Не получилось нацело, остался 1см лишний. Это остаток. Мы исследовали Деление с остатком).

- Значит тема сегодняшнего урока? (Деление с остатком)

- Сформулируйте цели урока? (Продолжать работать с табличными и внетабличными случаями умножения и деления; вспомнить взаимосвязь между компонентами и результатом деления с остатком; вспомнить алгоритмы деления с остатком и проверки деления с остатком; продолжить решать примеры и задачи на деление с остатком)

- Оцените себя за работы с полосками. Листы самооценки

- Мы успешно преодолели это препятствие.

  1. Физкультминутка на внимание.

- Перед следующим испытанием нужно размяться. Засиделись мы.

- Я буду называть примеры на деление. Если числа нацело делятся, вы поднимаете руки вверх и хлопаете. Если при делении получается остаток, делаем наклон, руки опускаем вниз и касаемся ступней. Приступим.

12 : 6

12 : 7

30 : 5

32 : 5

47 : 6

45 : 9

60 : 8

63 : 7

14 : 3

12 : 3

12 : 5

24 : 7

24 : 4

24 : 3

51 : 6

35 : 7

56 : 7

56 : 9

  1. Систематизация знаний. Работа в группах.

- Продолжаем экспедицию. Давайте вспомним основные алгоритмы, зная которые мы можем успешно работать с примерами и задачами на деление с остатком.



- А в честь кого слово АЛГОРИТМ получило своё название? (В честь Аль Хорезми, одного из крупнейших средневековых персидских учёных IX века, математика, астронома, географа, историка).



- У каждой группы задание в оранжевом конверте. Откройте. Правильно составленный алгоритм прикрепляем к доске.

1 группа – Используя данные высказывания, составьте алгоритм выполнения деления с остатком:


Найдём самое большое число (но меньше делимого), которое можно разделить на делитель без остатка

Разделим это число на делитель. Это значение неполного частного.

Вычтем разделившееся число из делимого – это остаток.

Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.

Разделим это число на делимое. Это значение неполного частного.


(алгоритм разрезан на полоски, одно высказывание лишнее)


2 группа – Из данных выражений выберите верные условия деления с остатком (высказывания записаны на отдельных полосках)


Остаток должен быть меньше делителя

Остаток должен быть больше делителя

Если частное умножить на делитель и прибавить остаток, то должно получиться делимое

Если частное разделить на делитель и прибавить остаток, то должно получиться делимое



3 группаСоставьте алгоритм проверки деления с остатком


  • Сравниваем делитель и остаток. (Остаток меньше, чем делитель)

  • Частное умножаем на делитель.

  • К полученному результату прибавляем остаток.

  • Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.

  • Делитель делим на частное.


(алгоритм разрезан на полоски, одно высказывание ложное)


Правильно составленные алгоритмы и высказывания ребята вывешивают на доску. Прочитывают. Доказывают правильность выполнения.

Оцените свою работу в группе с алгоритмами.





- А сейчас возьмите зелёные конверты и выберите схему, из двух предложенных, которая соответствует проверке деления с остатком.

Вклейте в рабочий лист. Проверьте. Оцените себя.





█ : O =  ( ост. ▲)





█ : O =  (ост. ▲)



 · O +▲ = █





 + O · ▲ = █







  1. Физкультминутка для глаз. В классе развешаны картинки с цветами.

- Делаем привал на поляне с красивыми цветами. Не поворачивая головы, найдите глазами красный цветок, синий, зеленый…. А сколько всего цветов на нашей полянке? Кто самый внимательный?

  1. Воспроизведение знаний, умений и навыков, необходимых для учебной деятельности (работа в группах)

- Мы продолжаем нашу экспедицию в горы. Нужно выполнить работу в рабочих листах. Прочитайте 1 задание. Здесь вы выступите в роли инспекторов. Найденные ошибки нужно исправить и доказать свою правоту.

1 задание - Найдите ошибки в примерах. Исправьте ошибки.


  1. 25 : 3 = 8 (ост. 1) 3) 58 : 9 = 7 (ост. 4) 5) 67 : 8 = 8 (ост. 3)

  2. 100 : 33 = 2 (ост. 34) 4) 29 : 7 = 4 (ост. 3) 6) 23 : 3 = 7 (ост. 2)


Фронтальная проверка. Какая ошибка допущена? Объясните.

Оцените свою работу над этим заданием.


- Во втором и третьем заданиях вы будете в роли экспертов. То есть должны уметь хорошо считать.


2 задание - Решите задачи:


1) Какое наибольшее число порций мороженого по 6 рублей можно купить на 40 рублей? 40 : 6 = 6 (ост.4 рубля) Ответ: 6 порций.

2) Одна белка нашла 37 грибов и развесила их сушиться на 5 веток поровну. Сколько грибов на каждой ветке? Сколько грибов осталось? 37 : 5 = 7 (ост.2) Ответ: 7 грибов на каждой ветке. 2 гриба осталось.

3) Как разместить 17 пассажиров в машины, если в одну машину помещается 3 пассажира? Сколько машин потребуется? 17 : 3 = 5 (ост. 2 пассажира) Ответ: 6 машин потребуется.



Ответы на слайде. Оцените свою работу.







3 задание – Выполни вычисления, вставив подходящие числа в окошки. Докажите правильность ваших вычислений.

36 :  = 7 (ост.1) 51 : = 7 ( ост. )

 : 9 = 7 (ост.4)  : 6 = 6 (ост. 3)

7 : 5 = 9 (ост. ) 7 : 8 = 7 (ост. )

Проверка по образцу (ответы для каждой группы)

Самооценка.

  1. Итог урока


- Какую тему мы сегодня повторяли? (деление с остатком)

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Пригодятся ли нам эти знания в жизни? (например, при решении задач)


  1. Рефлексия


- Рассмотрите лист самооценки. Сделайте вывод, смогли ли вы достичь поставленной цели.

- У кого большинство заданий выполнено без ошибок? Вы достигли самой вершины горы.

- Если вы допускали 1 или 2 ошибки, то вам осталось до вершины совсем чуть-чуть и вы получаете «4».

- Если больше всего «галочек» у вас в предпоследней колонке, то вы достигли середины горы.

- Поставьте себе оценку за урок.


- Возьмите листочки с высказываниями.

- Поставьте знаки «+» - да, « - » - нет напротив каждого высказывания:

  1. Тема мне понятна

  2. Я хорошо понял (а) алгоритмы

  3. Я знаю, как пользоваться алгоритмами

  4. Я сумею найти частное и остаток

  5. Я смогу сделать проверку деления с остатком

  6. В работе по группам у меня всё получилось

  7. Я доволен (а) своей работой на уроке

  8. Были ли затруднения?

- У кого были затруднения? В чём? При решении каких заданий?

  1. Домашнее задание:




Составить 10 примеров на деление с остатком и выполнить их проверку по алгоритму.





- На этом наша экспедиция закончена. Спасибо за урок!

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!