СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деление клетки. Митоз

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по биологии в 9 классе по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Деление клетки. Митоз»

Конспект открытого урока: «Деление клетки. Митоз»


Разработка урока «Деление клетки. Митоз» рассчитан на учеников 9 класса с базовым уровнем образования. В этой методической разработке применены технология критического мышления. Материал этого урока требует от учащихся знания ранее изученного. Урок посвящён изучению нового материала и его первичному закреплению.


Цель урока. Создать условия для развития творческой и познавательной активности учащихся на уроке с учетом индивидуальных особенностей средствами технологии критического мышления.

Задачи:

  • Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток. Формировать знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;

  • Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет- ресурсами.


Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, амитоз.


Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Результаты урока.

1. Предметные результаты: жизненный цикл клетки, интерфаза, фазы митоза, амитоз.

2. Метапредметные: литература, музыка, химия.

3. Личностные: умение взаимодействовать в парах, личностная значимость темы для себя.























Здравствуйте, ребята сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости- учителя со всех школ района.

И наш урок мне хотелось бы начать словами Г.Э. Лессинга:

Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

и криво, да сами".

(Готхольд Эфраим Лессинг)(слайд 1)


Ход урока

Сегодня мы продолжаем работу над разделом "Строение и жизнедеятельность клетки". Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.


1 этап. Актуализация знаний.

  1. Часть учащихся работает над кроссвордами, затем проводит самооценку своих работ.

  2. 2 учащихся работают у доски: 1- по карточке, 2-ой — с раздаточным материалом.

  3. Фронтальный опрос остальной части класса:

Какие основные части клетки вам известны?

Что входит в состав цитоплазмы?

Какие группы органоидов вам известны?

Ответьте на  творческие вопросы.  Назовите части клетки и органоиды, которые, по

вашему мнению, аналогичны следующим структурам:

1.  Транспортная сеть          (ЭПС)

2.  Электростанция              (митохондрии)

3.  Завод по производству белка   (рибосомы)

4. Завод по утилизации отходов     (лизосомы)

5. Склад                                              (комплекс Гольджи)

6. Крепостная стена.                         (Мембрана)

7. Хранитель информации              (ядро)

Какое строение имеет ядро? Каков химический состав хромосом?

Одинаков ли набор хромосом во всех клетках одного организма? Какие виды клеток существуют? Раскройте их отличия.

Биологическая задача: почему клубень картофеля зеленеет после того, как полежит несколько дней под лучами солнечного света? С какими органоидами этот процесс связан и почему?

В ходе работы проводится коррекция знаний. Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.


2 этап. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучение свойств живого организма.

- Давайте вспомним все свойства живых организмов?

О каком свойстве пойдёт речь сегодня, вы узнаете  из задания.

(слайд 2)Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:

  • если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова;

  • клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели;

  • рост человека увеличивается до 18-23 лет;

  • в половом процессе размножения принимают участие женские и мужские половые клетки;


- Итак, о каком процессе идет речь? (Деление клетки)

Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока.


Тема Урока. "Деление клетки. Митоз. (слайд 3) Запишем тему урока в тетрадях. Учитель записывает на доске тему урока.

Сегодня с вами мы рассмотрим, что такое жизненный цикл клетки? Митоз и его биологическую роль.

Задачи урока:

  • Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток. Формировать знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;

  • Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет- ресурсами.


И так, что же это за процесс  - митоз?

Для начала нам надо вспомнить одно из современных положений клеточной теории, связанное с размножением клеток.

Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:

Новые клетки могут возникать 
только из предшествующих клеток.       Р. Вирхов

Откуда мы взялись, соседка?” –

Спросила как-то клетка клетку.

Та не услышала вопрос –

Она делилась! Шел  ……….!”(Митоз) (слайд 4, 5)

Известно, что клетки со временем стареют (в них накапливаются ненужные им продукты обмена) и отмирают. Подсчитано, что у взрослого человека общее количество клеток составляет более 10. Из них ежедневно отмирает около 1–2% клеток. Так, клетки печени живут не более 18 месяцев, эритроциты – 4 месяца, клетки эпителия тонкого кишечника – 1–2 дня. Только нервные клетки живут на протяжении всей жизни человека и функционируют, не заменяясь. Все остальные клетки человека заменяются новыми приблизительно каждые 7 лет.

Прежде чем клетка начнет делиться, она должна прожить определенную часть своей жизни.

Период жизни клетки от деления до следующего деления или смертью называется клеточным циклом. (слайд 8) (запись в тетрадь). Он  включает два этапа: интерфазу и митоз.

Жизненный цикл клетки


Интерфаза Митоз

(между делениями): (деление):

редупликация ДНК профаза

запас АТФ метафаза

увеличение числа органоидов анафаза

удвоение центриолей телофаза


Вопросы, задаваемые по ходу объяснения и заполнения схемы

(поэтапное закрепление)

  1. Что такое редупликация?

  2. Подчиняясь какому принципу она происходит?

  3. Как вы думаете, зачем запасается АТФ?

  4. Для чего происходит увеличение числа органоидов?

  5. Какую функцию выполняют центриоли в клетке?


Интерфаза по времени длится намного дольше, чем сам митоз. (слайд 9)

Интерфаза. Период подготовки клетки к делению. Редупликация (удвоение) ДНК, после которого каждая хромосома состоит из идентичных половинок – хроматид, формирование рибосом, органоидов, синтез АТФ, белков. (слайд 9)

Митотический цикл состоит из 4-х фаз:1.профаза. 2. метафаза.3. анафаза. 4. Телофаза. (слайд 10)

МИТОЗ

1.ПРОФАЗА - спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам, и формируется веретено деления. (слайд 11)


2.МЕТАФАЗА - хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид, соединённых центромерой. (слайд 12)


3.АНАФАЗА - центромеры делятся; дочерние хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки. (слайд 13)


4.ТЕЛОФАЗА - формируется оболочка новых ядер; деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки – цитокинез (слайд 14) Отличие телофазы животных от растений: в результате деления цитоплазмы у животных образуется перетяжка, а у растений выстраивается клеточная перегородка. Вопрос: почему? (Ответ: т. к. оболочка у животных эластичная и может изменять свою форму, а у растений оболочка покрыта клеточной стенкой из целлюлозы и форму клетки изменить невозможно, она является каркасом, наружным скелетом клетки.)

Учитель. Итак, что же такое митоз? (ответы учащихся) Определение записывают в тетрадях: Митоз – это способ деления самотических клеток, в результате которого образуется две абсолютно одинаковые клетки с набором хромосом, идентичным родительской клетке.

3. Физкультминутка


Учитель. Названия фаз митоза и клеточного цикла отличаются своим началом. Последовательность стадий митоза легко запомнить с помощью шуточного стихотворения, продемонстрировать которое мне помогут некоторые из вас.

Шуточное стихотворение "Жизненный цикл клетки".

Цикл жизни клетки - интерфаза и митоз,

А как он протекает?- это главный вопрос.

Об этом не скажешь ведь в двух словах,

Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.


Интерфаза длится дольше, чем само деление,

Очень быстро происходит ДНК удвоение.

Идет биосинтез, активны ферменты.

Клетка растет, образует органоиды и элементы


Затем следует митотическое деление,

Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.

Внимательно на них ты посмотри.

Каждая фаза как член большой и дружеской семьи.


Глава семьи - папа (всем ясно сразу),

И первая фаза митоза - профаза.

Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,

Но на этом рано еще ставить точку.

Хромосомы укорачиваются, утолщаются,

В компактные формы превращаются.

И затем без промедления -

Появляются нити веретена деления.


Мама - солнышко наше, тепло, доброта.

Метафаза - вторая фаза митоза всегда.

Дети для мамы равны без дозатора,

Хромосомы лежат в области экватора


Дочка - Аня в семье - просто принцесса.

Анафаза - третья фаза процесса.

Убедиться в этом ты можешь сам-

Нити веретена деления оттягивают

хроматиды к различным полюсам.


Сынок в семье Толя - ну, как по заказу

Четвертая фаза митоза - телофаза.

Хромосомы раскручиваются, у них выход один-

Снова превратиться в хроматин.

После деления цитоплазмы и органоидов клетки.

Появляются две прелестные, чудные детки,

Имеют диплоидный набор дочерние клетки

И в точности похожи на материнскую клетку.


Значение митоза - работа учащихся со статьей, запись биологического значения митоза в тетрадь (слайд 16)

Учитель. Наряду с митозом существует и другой способ деления клетки — амитоз. Об этом процессе нам подготовила доклад и презентацию Копейка Анастасия

Выступление учащейся на тему «Амитоз»

Учитель. Теперь запишем определение амитоза. Амитоз- это прямое деление без подготовки клетки, в результате которого распределение генетического материала происходит неравномерно.

А в чем сходство и различие митоза и амитоза?

4. Закрепление материала

  1. Просмотр видеоролика «Деление клетки» с периодической остановкой для названия фазы, протекающей в клетке.

  2. Работа с тестом на презентации (Слайды 17-20). Взаимоконтроль.

5. Итог урока

Оценки за урок

Домашнее задание: параграф, творческое задание: подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, о причинах нарушений протекания процесса митоза.



Заполнить таблицу:

Фазы митоза

Характеристика фаз митоза




Вывод: И в конце урока я хотела бы вернуться к высказыванию немецкого поэта Лессинга:

Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

и криво, да сами".

И хотела бы, чтобы эти слова стали девизом каждого нашего урока.

Смысл этих слов в том, что на всё нужно иметь своё мнение, а мнение рождается в размышлениях, пользы будет больше для твоего развития, чем если кто-то что-то сделает за тебя.

Рефлексия

Ответьте на вопросы:

  • «Я получил информацию о том, что…»

  • «Знания, полученные на уроке мне необходимы…»


Урок окончен. Отличного дня! Мне было приятно с вами поработать!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!