СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декоративно - прикладное искусство (керамика, костюм), 10 класс, МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Декоративно - прикладное искусство (керамика, костюм), 10 класс, МХК»

«Декоративно – прикладное искусство (керамика, костюм)»

«Декоративно – прикладное искусство (керамика, костюм)»

Виды керамики:

Гончарные изделия можно разделить на две группы : неглазированная и глазированная керамика.

Керамика (от греческого слова «керамос», что означает глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. В результате термической обработки керамика приобретает свойства, определяющие широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства.По совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика среди известных материалов не имеет себе равных . Она используется в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для придания ей водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом (“лощат”), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска. “Морение” заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки — “запарка”, или “обварка”: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В настоящее время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные .

Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные.

Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные.

Глазированная (или поливная) керамика: майолика,фаянс, фарфор, шамот. Керамику покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают. Благодаря глазури изделия  становятся водонепроницаемыми. Также глазурь  позволила изделия  декорировать: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами (окрашенными в разные цвета жидкими глинами). Ангобирование — старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако до настоящего времени находит широкое применение. Майолика-  ближайшая родственница гончарной керамики. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился этот вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями — эмалями.  В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения. 

Глазированная (или поливная) керамика: майолика,фаянс, фарфор, шамот.

Керамику покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают. Благодаря глазури изделия  становятся водонепроницаемыми. Также глазурь  позволила изделия  декорировать: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами (окрашенными в разные цвета жидкими глинами). Ангобирование — старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако до настоящего времени находит широкое применение.

Майолика-  ближайшая родственница гончарной керамики. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился этот вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями — эмалями.  В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения. 

Фаянс  (от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) —  керамические  изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали,посуда, умывальники,унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Основа его — белая глина. Фаянсовый кувшин легко отличить  от майоликового, стоит только обратить внимание на донышко: у гончарной керамики выступы на нем — темные, а у фаянсовой — белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм

Фаянс  (от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) —  керамические  изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали,посуда, умывальники,унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Основа его — белая глина. Фаянсовый кувшин легко отличить  от майоликового, стоит только обратить внимание на донышко: у гончарной керамики выступы на нем — темные, а у фаянсовой — белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм

Фарфор  отличается от других подобных декоративных материалов высокими параметрами прочности, устойчивости к химическому и температурному воздействию.В зависимости от долевого состава глины и сопутствующих веществ, фарфор может условно быть разделен на  две категории : мягкий и твердый. Главное  отличие этих категорий не в твердости состава, как можно было бы подумать, а в поведении под воздействием высоких температур. Кроме того, в мягком фарфоре больше разнообразных веществ, которые придают ему дополнительные качества – например, просвечиваемость.  Мягкий фарфор  чаще используют при изготовлении декоративных керамических предметов, а  твердый  – для посуды и в технике. Разновидность мягкого фарфора –  костяной фарфор . Кроме всего прочего, в его состав входит костяная зола, богатая кальцием, придает изделиям из такого фарфора дополнительную прочность, белизну и просвечиваемость.Если при изготовлении фарфора его не покрывают ничем, и он остается матовым, его называют «бисквитом», хотя гораздо чаще можно встретить фарфор, на который нанесен слой глазури. При росписи фарфора используют  две технологии  – подглазурная роспись и надглазурная роспись.Надглазурная роспись смотрится более ярко за счет широкой гаммы доступных красок. К краскам при росписи фарфора довольно часто  добавляют оксиды различных металлов, в том числе благородных (золото, платина).Сегодня фарфоровые статуэтки, посуда, куклы, другие элементы декора интерьера ценятся не меньше, чем несколько столетий назад.

И фарфор, и фаянс отличаются  ценой, составом и технологией производства. Чтобы не спутать благородный фарфор с практичным фаянсом, нужно знать следующие отличия.В составе фарфора меньше глины и больше разнообразных добавок: полевого шпата, кварцита, каолина. Эти добавки придают фарфору белизну, стекловидность, устойчивость к высоким температурам и меньшую пористость в сравнении с фаянсом. Отличить фарфор от фаянса несложно. Посмотрите посуду на свет – тонкостенный фарфор должен просвечивать. Он тонкий и полупрозрачный, тогда как фаянс совсем не пропускает свет и обычно покрывается глазурью. Если нужно определить из какого материала сделана статуэтка, переверните ее и рассмотрите донышко. У фарфора дно не покрыто глазурью. Это связано с технологией обжига – при производстве фарфора используются более высокие температуры, чем при производстве фаянса. Для того, чтобы фарфор не прилип к подставке, глазурь счищают перед вторым этапом обжига. При выборе посуды обратите внимание на ободок на донышке. У фаянса он отличается от глазури самой посуды и бывает или светло-серым или бежевым. Если ободок белый, то скорее всего это фарфор.

Шамот  (от фр. chamotte) представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства.

Происхождение, понятие и роль моды в жизни общества. Одежда как предмет декоративно-прикладного искусства. Её типы, формы и функции. Характерные особенности мужского и женского костюма. Причины успеха Кристиана Диора. Современные белорусские дизайнеры.  В искусстве ХХ века функции традиционного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел (связанных с ручной обработкой материала — «рукомеслом») постепенно перенимал (но не замещал полностью) новый тип профессиональной творческой деятельности — дизайн. Понятие декоративно-прикладного искусства формировалось в истории культуры постепенно. Изначально все вещи, окружающие человека в повседневной жизни, не считались предметами имеющими эстетическую, а тем более, художественную, ценность. Но в эпоху Возрождения к обыденным вещам и предметам ремесел отношение стало меняться. Это было связанно с появлением интереса человека к историческому прошлому, но главным образом с морфологическим процессом размежевания родов, видов и жанров искусства

Происхождение, понятие и роль моды в жизни общества. Одежда как предмет декоративно-прикладного искусства. Её типы, формы и функции. Характерные особенности мужского и женского костюма. Причины успеха Кристиана Диора. Современные белорусские дизайнеры.

В искусстве ХХ века функции традиционного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел (связанных с ручной обработкой материала — «рукомеслом») постепенно перенимал (но не замещал полностью) новый тип профессиональной творческой деятельности — дизайн.

Понятие декоративно-прикладного искусства формировалось в истории культуры постепенно. Изначально все вещи, окружающие человека в повседневной жизни, не считались предметами имеющими эстетическую, а тем более, художественную, ценность. Но в эпоху Возрождения к обыденным вещам и предметам ремесел отношение стало меняться. Это было связанно с появлением интереса человека к историческому прошлому, но главным образом с морфологическим процессом размежевания родов, видов и жанров искусства

Степень изученности проблемы . Интерес к теме русского костюма не угасал на протяжении последних двух веков. Теме изучения и анализа русского народного костюма посвятили свои работы многие художники, культурные деятели и философы. И первой хотелось бы указать новеллу очерков Мерцаловой Марии Николаевны «Поэзия народного костюма». Автор раскрывает поэтические черты народного костюма, рассказывает о том, как связан костюм с природой и народными обычаями. Уникальные цветные съёмки были произведены в различных областях РСФСР в основном в начале 70-х годов.

Пармон Федор Максимович - доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой рисунка и специальной композиции Московского технологического института легкой промышленности – с 1965 г. исследовал искусство русского народного костюма. Результаты его исследований вылились в книгу «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества». Впервые исследованы художественные достоинства русского народного костюма как ансамбля. Выработана методика изучения подлинников, изложен принципиально новый перспективный подход к пониманию и структурному анализу творческого первоисточника. Систематизирован материал музейных коллекций народного костюма. Разработан классификатор русского народного костюма. Выявлены костюмы-образы, характеризующие русский народный костюм по регионам .

Профессор Л. В. Беловинский в своем труде «Типология русского народного костюма», подготовленной Государственным Российским Домом народного творчества знакомит нас с основными принципами и особенностями построения русского народного костюма, мужского и женского, характерными для разных областей России.Маслова Г.С. в своей книге «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник» рассматривает техники выполнения вышивки, ее сюжеты и семантика1 отдельных орнаментальных мотивов. Автором выделены основные типы вышивки и их ареалы, показана связь типов вышивки с различной социальной средой.Кутенков Павел Иванович - управляющий Русским музеем народоведения, доцент Смольного института Российской академии образования, действительный член Русского Географического общества, кандидат культурологи – свой труд «Пояс и поясной убор великорусов» посвятил знаковому изучению русского пояса и поясного убора. Рассматриваются исторические корни пояса, уходящие в древнейшие времена индославянской общности предков великорусов.

Основное внимание сосредоточено на описании и знаковом исследовании поясного убора трёх великорусских крестьянских родовых культур Срединных земель Руси. Главное внимание сосредоточено на изучении знаковой взаимосвязи пояса с обрядами и обычаями, духовностью народной культуры. Раскрываются исконные смыслы пояса и его многочисленных знаков.

Труд содержит 40 цветных снимков. В основу его работы положены материалы самобытных и доныне живых великорусских крестьянских родовых культур Русской земли.Большой вклад в изучение русского народного костюма внесла Жарникова Светлана Васильевна. Основной круг ее научных интересов: Арктическая прародина индоевропейцев; ведические истоки северорусской народной культуры; архаические корни северорусского орнамента.

Труд содержит 40 цветных снимков. В основу его работы положены материалы самобытных и доныне живых великорусских крестьянских родовых культур Русской земли.Большой вклад в изучение русского народного костюма внесла Жарникова Светлана Васильевна. Основной круг ее научных интересов: Арктическая прародина индоевропейцев; ведические истоки северорусской народной культуры; архаические корни северорусского орнамента.

Вывод Анализ  помог в изучении исследований русского народного костюма двигаться от общего к частному для получения цельного представления о поставленном вопросе. Привести классификацию русского народного костюма согласно его составляющим. Сравнить становление южнорусского и северного русского костюмов и определить особенности костюма в различных регионах.

Вывод

Анализ  помог в изучении исследований русского народного костюма двигаться от общего к частному для получения цельного представления о поставленном вопросе. Привести классификацию русского народного костюма согласно его составляющим. Сравнить становление южнорусского и северного русского костюмов и определить особенности костюма в различных регионах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!