СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Действительные причастия настоящего времени

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Действительные причастия настоящего времени

Просмотр содержимого документа
«Действительные причастия настоящего времени»

0

Урок русского языка в 7 классе.

Тема урока: Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Цель урока: Узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Планируемые образовательные результаты: Предметныезнать условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени,уметь правильно выбирать и писать гласны у(ю) и а(я) в действительных причастиях настоящего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, владение устной и письменной речью, умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи/

Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому, самосовершенствованию.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с частью речи, кто мне подскажет с какой? Это …(причастие). Давайте откроем тетрадь и запишем дату.

2. Актуализация знаний

1) Что такое причастие? ( - самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечат на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?)

2) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (имя прилагательное и глагол)

3) Какие глагольные признаки есть у причастия? (вид и время настоящее и прошедшее)

4) Какие признаки прилагательного есть у причастия? (число, род и падеж)

5) Какие причастия называются действительными? ( обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета)

6) Какие причастия называются страдательными? (обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета)

7) Какую имеют форму страдательные причастия? (полную и краткую)

3. Синтаксическая пятиминутка.

- На доске написано предложение: Лента реки видне..щаяся вдали причудливо изгибалась и убегала за горизонт. Расставьте и объясните знаки препинания.

- Ребята, почему у нас возникли трудности с правописанием причастия? (Не знаем, какую гласную писать в суффиксе).

- Давайте сформулируем тему урока: « Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

4. Подготовительный этап.

- Откройте страницу 47 в учебнике, перед вами таблица рассмотрим ее и ответим на вопросы:

1.Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов (Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? '/что? ', писать статью, вязать свитер, петь песню., Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.)

2.От основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несов. вида.

3.При помощи суффиксов ущ, ющ от глаголов I спр. И ащ,ящ от глаголов II спр.

Памятка:



4. Зависит.


5. Постановка проблемного вопроса

Какую букву надо писать в суффиксах действительных причастиях настоящего времени?

- От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть предположения? (Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-).

- Сформулируйте правило (В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения , пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-).

Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма:

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие

Если глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

- Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником стр. 48 (Все верно).

6. Закрепление материала. Упражнение 107 с. 48

В низко (низок) стелющемся тумане ( 2 скл. Пр. п.), при колышущемся (колыхать 1 спр.) пламени (разноскл. Род.п.) свечи, слегла (легок) прихрамывающей (прихрамывать 1 спр.) походкой (ходить), покачивающимися (покачиваться 1 спр. ) движениями (движется), с открыто улыбающимся (улыбаться 1 спр.) лицом, одевающаяся (одеваться 1 спр.) по моде девушка, аккуратно (слов) бреющийся (бриться 1 спр.) юноша, любящим (любить 2 спр.) взглядом, постоянно хмурящий (хмуриться 2 спр.) брови мальчик, клеящая (клеить 2 спр.) коробочку девочка.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что мы сегодня повторили? Что узнали нового?

8. Домашнее задание: стр. 48 выучить правило, упр.109 с. 49









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!