Урок русского языка в 7 классе
ТЕМА: «Действительные и страдательные причастия»
Цели урока:
1. Познакомить со значением действительных и страдательных причастий.
2. Формировать умение различать действительные и страдательные причастия.
3. Отработать навыки синтаксического разбора.
4. Развивать внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.
I. Организационный момент.
II. Словарный диктант.
Собравший коллекцию, завернутый в пакет, свисающие гирлянды, отражающий наступление, открывающий калитку, вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце снег, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус.
Задание: в каждом словосочетании обозначьте определяемое слово.
III. Синтаксический разбор предложения.
Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав.
Задание: объясните постановку знака препинания.
IV. Актуализация имеющихся навыков.
- Выпишите словосочетвние «опред. сущ.+ прочастие».
- Замените его сочетанием со словом который .
- Кто увешал её травами?
- Составьте словосочетание с причастием, где главным словом будет Калиныч- В каком словосочетании причастие обозначает признак того предмета, который действует сам? А в каком пизнак того предмета, который испытывает на себе действие, с которым что-то делают?
V. Изучение нового материала.
Тема нашего сегодняшнего урока – «Действительные и страдательные причастия».
Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Например:
бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)
бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).
Фокусник, придумавший трюк – «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.
Собака, встречающая хозяина – то есть, та, которая встречает – тоже действительное причастие.
Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат – тоже действительное причастие.
Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие – от слова страдать – обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.
сваренная в кипятке вишня
Вишня пострадала – ее сварили.
пойманный в море осьминог
Осьминог тоже пострадал – его поймали.
Подобранный на улице щенок – щенок, которого подобрали
Обогретый теплом малыш – малыш, которого обогрели.
Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?
Во-первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: – КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий – КЕМ совершено это действие.
сваривший – кто? – волшебник, сваривший зелье.
сваренное – кем? – зелье, сваренное волшебником.
Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
Например:
Состарившийся башмак состарился САМ. Это действительное причастие.
А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.
VI. Закрепление и практическое применение знаний
Задание: запишите в столбик словосочетания, определите, действительные в них причастия или страдательные. Обозначьте определяемые и зависимые слова.
Сделавший работу мастер, написавший картину художник, выполняющий задание ученик, прочитавший книгу друг, открывший дверь ребёнок.
- Перестройте сочетания слов, заменив действительные причастия страдательными. Зависимое слово становится определяемым, а определяемое зависимым.
Задание: Перестройте предложения так, чтобы вместо глагола стояло действительное или страдательное причастие.
Мальчик бежит по дороге. Мама пригласила соседей в гости. Автобус выезжает на маршрут. Весь сад засыпали сухие листья.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Домашнее задание: упр. 102, выучить правило на стр. 54.