СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Действительные и страдательные причастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Действительные и страдательные причастия»

Урок русского языка в 7 классе

ТЕМА: «Действительные и страдательные причастия»

Цели урока:

1.  Познакомить со значением действительных и страдательных причастий.

2.  Формировать умение различать действительные и страдательные причастия.

3. Отработать навыки синтаксического разбора.

4.  Развивать внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

I. Организационный момент.

II. Словарный диктант.

Собравший коллекцию, завернутый в пакет, свисающие гирлянды, отражающий наступление, открывающий калитку, вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце снег, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус.

Задание: в каждом словосочетании обозначьте определяемое слово.

III. Синтаксический разбор предложения.

Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав.

Задание: объясните постановку знака препинания.

IV. Актуализация имеющихся навыков.

- Выпишите словосочетвние «опред. сущ.+ прочастие».

- Замените его сочетанием со словом который .

- Кто увешал её травами?

- Составьте словосочетание с причастием, где главным словом будет Калиныч- В каком словосочетании причастие обозначает признак того предмета, который действует сам? А в каком пизнак того предмета, который испытывает на себе действие, с которым что-то делают?

V. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Действительные и страдательные причастия».

Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Например:

бегущий от медведя охотник (это тот охотник, который бежит)

бежавший за охотником медведь (медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).

Фокусник, придумавший трюк – «тот, который придумал трюк». Действительное причастие.

Собака, встречающая хозяина – то есть, та, которая встречает – тоже действительное причастие.

Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат – тоже действительное причастие.

Что же такое страдательное причастие? Страдательное причастие – от слова страдать – обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

сваренная в кипятке вишня

Вишня пострадала – ее сварили.

пойманный в море осьминог

Осьминог тоже пострадал – его поймали.

Подобранный на улице щенок – щенок, которого подобрали

Обогретый теплом малыш – малыш, которого обогрели.

Как же нам различить, где страдательное причастие, а где действительное?

Во-первых, мы можем поставить вопрос: для действительных причастий: – КТО совершил действие, о котором идет речь, а для страдательных причастий – КЕМ совершено это действие.

сваривший – кто? – волшебник, сваривший зелье.

сваренное – кем? – зелье, сваренное волшебником.

Кроме того, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

Например:

Состарившийся башмак состарился САМ. Это действительное причастие.

А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.

VI. Закрепление и практическое применение знаний

Задание: запишите в столбик словосочетания, определите, действительные в них причастия или страдательные. Обозначьте определяемые и зависимые слова.

Сделавший работу мастер, написавший картину художник, выполняющий задание ученик, прочитавший книгу друг, открывший дверь ребёнок.

- Перестройте сочетания слов, заменив действительные причастия страдательными. Зависимое слово становится определяемым, а определяемое зависимым.

Задание: Перестройте предложения так, чтобы вместо глагола стояло действительное или страдательное причастие.

Мальчик бежит по дороге. Мама пригласила соседей в гости. Автобус выезжает на маршрут. Весь сад засыпали сухие листья.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Домашнее задание: упр. 102, выучить правило на стр. 54.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!