СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностный подход при организации занятий на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностный подход при организации занятий на уроках физики пользуется наибольшей популярностью.

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход при организации занятий на уроках физики»

Постникова Н.В., учитель математики,

МКОУ Скнаровская ООШ,

с. Скнаровка,

Кантемировский район, Воронежская область

Деятельностный подход при организации занятий на уроках физики

Современная школа видит свою основную цель в создании оптимальных условий для становления и развития личности ребенка, в его поддержке на пути самоопределения и самореализации.

Школьная практика организации занятий, ориентированных на действие, показывает, что наибольшей популярностью у учителей математики пользуется методика дидактических задач, которая эффективна при изучении нового материала.

Деятельностный подход при организации занятий на уроках физики пользуется наибольшей популярностью. Учитель при этом играет роль организатора деятельности учащихся, а не носителя информации. Материал для урока подбирается так, чтобы ученик столкнулись с необходимость анализировать, сравнивать, классифицировать, что ведет к интенсивному развитию способностей.

Тема: «Строение вещества. Молекулы и атомы»

Без сомнения, все наши знания

начинаются с опыта.

Кант Имануил

(1724-1804)


Цели: сформировать у учащихся знания о строении вещества, роли научных гипотез и экспериментов; развивать познавательную активность, мышление, умение рассуждать;

Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.


Оборудование: мел, пузырёк с кристаллами марганцовокислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка, колба с окрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, сухое горючее, пузырёк из- под шампуня, медицинский шприц.


I. Организационный момент. II. Актуализация знаний

Приведите примеры физических явлений.

Какие явления относятся к тепловым явлениям? Приведите примеры механических явлений. Что из перечисленного мной является телом: нож, молния, сталь? Веревка, бумага, железо являются веществом?


Постановка учебной проблемы. Целеполагание и мотивация.

Для получения информации об окружающем мире, необходимы наблюдения. Наша цель состоит в том, чтобы больше знать об окружающем мире и о взаимосвязях, существующих между характеристиками, состояниями и явлениями этого мира.

Сообщение ученика «Из истории вопроса о строении вещества».

Все окружающее человека: вода, воздух, солнце, горы, кустарники, деревья – обладают определенными свойствами, но отличаются по форме, цвету, запаху. Значит, значит у них различные свойства.

Демонстрация: два стальных шарика при ударе отскакивают друг от друга. Если мы нагреем восковую свечу, то она превратиться в жидкость. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо иметь представление о строении вещества.

Запишите в тетради тему урока: " Строение вещества. Молекулы и атомы ". Цель урока (формулируем совместно с обучающимися): сформировать знания о строении вещества, научиться применять полученные знания. Давайте еще раз прочитаем слова эпиграфа. Как вы понимаете смысл высказывания?

Источниками физических знаний являются наблюдения, опыты, эксперименты.

III.Изучение нового материала.

Задания получают руководители групп, оборудование – лаборанты, проводят экспериментаторы, остальные помогают им. Затем все вместе обсуждают результаты и готовят выступления. На работу отводится 10 -15 минут.


Карточка 1.

Оборудование: мел, пузырёк с кристаллами марганцовокислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка.


Задание 1:

  1. Проведите пальцем по поверхности тела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

  2. Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовокислого калия. (Будьте осторожны! Не до конца растворенные кристаллы или крепкий раствор этого вещества вызывает ожог!)

Размешайте раствор палочкой и перелейте его несколько капель во 2 стакан, а затем из второго стакана перелейте несколько капель в третий стакан. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах. Ответьте на вопросы:


Сохранилось ли основное свойство вещества – цвет – при уменьшении концентрации раствора?

Можете ли вы сделать предположение о том, сколько частичек калия еще осталось в третьем стакане? А сколько их тогда было в первом стакане?

Вспомните размеры кристаллов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать что –либо о размерах мельчайших частиц вещества?


Задание 2:

Оборудование: пузырёк из- под шампуня, медицинский шприц.

  1. Сожмите руками как можно сильнее пузырек. Изменился ли объем воздуха в нем?

  2. Возьмите шприц, зажмите отверстие от иглы пальцем и попытайтесь сжать воздух в нём как можно сильней. На какую часть своего объема он сжался? Попробуйте выдвинуть гипотезу о строении газов(предположение о строении газов).


Карточка 2


Оборудование: колба с окрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка.

Задание 1:

  1. Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Попросите учителя зажечь сухое горючее.

  2. Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут, после чего сообщите учителю об окончании опыта;

  3. Обсудите ответ: как изменится объем подкрашенной воды? Как вы можете объяснить результат опыта?

Задание 2:

Оборудование: дощечка с двумя вбитыми в нее гвоздями, монета, пинцет.

  1. Проверьте легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями.

  2. Возьмите монетку и подержите ее за край пинцетом и с разрешения учителя подержите ее около минуты в пламени. Проходит ли монета теперь между гвоздями?

  3. Подождите, пока монета охладиться. И Повторите попытку. Как вы объясните результат опыта.


IV.Построение теории .Обсуждение результатов опытов.

После окончания опытов, лаборанты групп возвращают оборудование на стол и помогают расставить его так, чтобы результаты были видны всему классу.

Обсуждение результатов опытов – в форме сообщения экспериментаторов групп.

После выступления ребят задаю вопрос: «как устроено вещество?» (Состоит из мелких частиц).

V.Введение понятия «молекула»

Молекула – мельчайшая частица вещества. Каковы размеры молекул найдите ответ на этот вопрос по учебнику стр. 24., зачитайте ответ.

После ответа второй группы учитель подчеркивает способность вещества в любом состоянии расширяться и сжиматься.

Работа в парах

Задание 1. Опишите опыт, с помощью которого можно определить размеры молекулы.

Задание 2. Как называются частицы из которых состоят молекулы? Что означает Н2О?

5.Закрепление изученного материала:

Давайте обобщим: опыты показывают, что объем тела может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Чем можно объяснить способность тел изменять свой объем?

Строением.

Из чего состоят вещества?

Из молекул.

Между молекулами есть промежутки. При нагревании объем тела увеличивается. Что происходит с расстоянием между молекулами?

Увеличивается.

VI. Решение компетентностно-ориентированных заданий по теме.

Выдвинув гипотезу, попытаемся объяснить с ее помощью различные факты, решим

задачи.

1.Вы делаете уроки. Из кухни аппетитный запах жареных котлет... Как это могло произойти?

Распространение запахов подтверждает, что между молекулами есть промежутки.

2.Рука золотой статуи в древнем храме, которую целовали прихожане, за десятки лет похудела. Священники в панике: кто–то украл золото. Объясните на основе гипотезы существования мельчайших частиц вещества, что же произошло?

VII.Самостоятельная работа

Решаем тест по теме «Строение вещества. Молекулы и атомы», созданный в программе MyTest. Данная программа позволяет, ученику увидеть результат свой работы на экране монитора компьютера. (Файл прилагается.)

Подведение итогов: анализ деятельности и оценка результатов

Исходя из полученных знаний, можно объяснить результаты опытов, продемонстрированных в начале урока.

В чем заключается гипотеза о строении вещества?

Почему не видны частицы, из которых состоят тела?

Чем объяснить способность тел изменять свой объем?

Рефлексия деятельности.

Проанализируйте свою работу на уроке, подведите итоги, используя приём незаконченных предложений:

  • «Сегодня на уроке я узнал, что…»

  • «Мне было интересно…»

  • «Мне было особенно трудно…»

  • «Для меня осталось непонятным… и я …»

Домашнее задание: § 7, 8 вопросы к ним, экспериментальное задание: проделать в домашних условиях опыт по определению размеров молекул масла.


Используемая литература:


1.Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В. Перышкина(М.: Дрофа), С.В. Громова, Н.А. Родиной(М.: Просвещение). 7класс. - М.:ВАКО, 2005.

2.Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2010.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!