СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностно-ценностная задача в технологии ТОГИС (Социальная информатика) (11класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностно-ценностная задача в технологии ТОГИС (11класс)

На пути к информационному обществу необходимы меры пра­вового регулирования вновь возникающих отношений. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. Юридические воп­росы, возникающие в информационной сфере, столь сложны и за­путанны, что гармоничного законодательства, решающего все со­ответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира. Поскольку многие проблемы в этой сфере приобрели транснациональный ха­рактер, в последнее десятилетие начался и процесс согласования национальных законов. Какие законы действуют в информационной сфере в ДНР?

Просмотр содержимого документа
«Деятельностно-ценностная задача в технологии ТОГИС (Социальная информатика) (11класс)»

Какунина А.А. Задача о социальной информатике.

Имя задачи: Задача о социальной информатике.

Автор: Какунина Анна Анатольевна, учитель информатики МБОУ «Гимназия №6 города Донецка».

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 11.

Тема: Правовое регулирование в информационной сфере в ДНР.

Профиль: общеобразовательный.

Уровень: базовый.

Текст задачи. На пути к информационному обществу необходимы меры пра­вового регулирования вновь возникающих отношений. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. Юридические воп­росы, возникающие в информационной сфере, столь сложны и за­путанны, что гармоничного законодательства, решающего все со­ответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира. Поскольку многие проблемы в этой сфере приобрели транснациональный ха­рактер, в последнее десятилетие начался и процесс согласования национальных законов. Какие законы действуют в информационной сфере в ДНР?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните ваши выводы с культурным образцом.

Возможные информационные источники

Web-сайты:

https://gisnpa-dnr.ru/npa/0002-71-ihc-20150807/

https://ppt-online.org/781919

https://znanio.ru/media/lektsiya--30-31-normativnye-pravovye-dokumenty-dnr-o-regulirovanii-otnoshenij-v-informatsionnom-prostranstve-dnr-2702875

https://moluch.ru/archive/285/64252/

Культурный образец 1.Л. Шумская. О РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДНР. Курс лекций.

В конце XX и начале XXI века общество всё больше использует и развивает информационно-коммуникационные технологии и создаёт новые, что способствует увеличению влияния информации на все аспекты жизни общества, личности, государства. Развитие таких технологий и появления новых создаёт необходимый фундамент для перехода к информационному обществу. Как отмечается в Декларации принципов построения информационного общества, такие технологии открывают новые перспективы для достижения более высоких уровней развития. В современном мире информация становится всё более весомым ресурсом, можно даже сказать — одним из основных. Такая роль ставит актуальным вопрос об обеспечении безопасности подобного ресурса. Возрастающая роль информационной сферы в жизни общества оказывает сильное влияние на составляющие национальной безопасности государства (экономическая, военная, политическая и др.), что в свою очередь повышает важность информационной безопасности для обеспечения национальной безопасности государства. Сегодня, в век быстро развивающихся технологий и постепенного становления информационного общества, как никогда актуален вопрос правового регулирования сферы противодействия угрозам национальной безопасности и важной составляющей современного мира — информационной безопасности, а также актуален вопрос борьбы с кибертерроризмом.

В Донецкой Народной Республике 12 декабря 2014 года создан и функционирует Комитет Народного Совета по информационной политике и информационным технологиям. В компетенцию Комитета входит подготовка к рассмотрению Народным Советом проектов Законов и Постановлений по вопросам информационной политики, информационным технологиям и другим связанным вопросам.

Основу информационной политики и безопасности в ДНР на сегодняшний день составляют следующие нормативно-правовые акты:

  • Конституция Донецкой Народной Республики от 14.05.2014г.

  • Закон ДНР «Об информации и информационных технологиях» от 07.08.2015.

  • Закон ДНР «Об электронной подписи» от 19.06.2015г.;

  • Закон ДНР «О персональных данных» от 19.06.2015г.;

  • Закон ДНР «О государственной тайне» от 12.12.2014г.

  • Закон ДНР «О радиочастотном ресурсе» от 21.08.2015г.;

  • Закон ДНР «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 2.10.2015г.,

  • Закон ДНР «О средствах массовой информации» от 29.06.2015г.;

  • Закон ДНР «О телекоммуникациях» от 11.03.2016г.;

  • Уголовный кодекс ДНР от 30.10.2014г.

Закон ДНР «Об информации и информационных технологиях» регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

В статье 2 даются основные и определения, используемые в этом законе.

1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании законодательства Донецкой Народной Республики или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Донецкой Народной Республики случаях ее материальный носитель;

12) оператор информационной системы – физическое или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;

13) владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет» - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на соответствующих сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет»;

14) блогер – владелец веб-сайта и (или) страницы в сети «Интернет», содержащих регулярно добавляемые текстовые записи, изображения или мультимедия, число уникальных посещений кторорых составляет более трех тысяч пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сутки;

15) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;

16) сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;

17) страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет»;

18) доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»;

19) сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

20) провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет»;

21) защита информации – совокупность правовых, организационных, технических и других мероприятий, которые обеспечивают сохранность, целостность информации и надлежащий порядок доступа к ней.

Данный закон в статье 3 фиксирует важнейшие принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации такие, как:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации законодательством Донецкой Народной Республики;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных законодательством Донецкой Народной Республики;

4) обеспечение безопасности Донецкой Народной Республики при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

5) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

6) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

7) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 8 Закона подробно описывает права граждан на доступ к информации, в том числе информации государственных органов и органов местного самоуправления. Статья 24 говорит об ответственности за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты ин­ формации.

Закон создает условия для включения ДНР в международ­ный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопас­ность и права юридических и физических лиц на информацию.

Закон ДНР «О персональных данных»  регу­лирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти ДНР, иными государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. Согласно закону, сбор и об­работка персональных данных каждого гражданина в подавляю­щем большинстве случаев могут осуществляться только с его пись­менного согласия. Цель закона - обеспечение защиты прав и сво­бод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Без письменного согласия субъ­екта не допускается, в частности, обработка специальных катего­рий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или фило­софских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, а так­ же биометрических данных. Закон подробно регламентирует те исключительные случаи, когда подобная обработка может иметь место без согласия субъекта (недееспособность, требования между­ народных соглашений с участием ДНР и др.).

Законом устанавливается, что субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его на­ хождения, о наличии у оператора персональных данных, относя­щихся к нему. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирова­ния или уничтожения в случае, если персональные данные явля­ются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полу­ченными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

К сожалению, приходится констатировать, что правовые нор­ мы, гарантирующие доступ граждан к информации и, наоборот, защиту их от несанкционированного доступа к персональным данным, далеко не всегда соблюдаются на практике (что, впро­чем, имеет место и в других государствах). Борьба за соблюдение этих норм является важной задачей институтов гражданского об­щества.

Закон ДНР «Об электронной подписи» значительно продвинул возможность перехода на безбумажное делопроизвод­ство при совершении гражданско-правовых сделок, оказании госу­дарственных и муниципальных услуг, исполнении государ­ственных и муниципальных функций, при совершении иных юри­дически значимых действий. Как известно, любой документ недействителен без подписи ответственных лиц, однако в электронном виде (путем передачи, например, отсканированного текста) такая подпись не может быть полноценной заменой подписи на бу­мажном документе. При электронной подписи используются:

а) ключ электронной подписи - уникальная последователь­ность символов, предназначенная для создания электронной под­писи;

б) ключ проверки электронной подписи - уникальная после­довательность символов, однозначно связанная с ключом элект­ронной подписи и предназначенная для проверки подлинности электронной подписи. Право на выдачу таких ключей имеют только специально уполномоченные государством органы.

Нарушения законов в сфере информации предусматривают как гражданско-правовую, так и уголовную ответственность. В Уголовный кодекс ДНР внесен раздел «Пре­ступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших, к со­жалению, распространенными.

За неправомерный доступ к компьютерной информации, по­ влекший уничтожение, блокирование, модификацию либо копи­рование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, предусматривается наказание в виде штрафа в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишения свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное органи­зованной группой либо лицом с использованием своего служебно­го положения, наказывается штрафом в размере до восьмисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до пяти лет.

За создание вредоносных программ для ЭВМ можно получить лишение свободы на срок до 3 лет, а при наличии тяжких послед­ствий - до 7 лет.

За нарушение правил эксплуатации ЭВМ или компьютерной сети лицом, имеющим соответствующий доступ, повлекшее унич­тожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации, если это деяние причинило существенный вред, можно быть наказанным запретом занимать определенные долж­ности на срок до пяти лет или, при наличии тяжких последствий, лишением свободы на срок до четырех лет.

Указанными преступлениями уголовно наказуемая деятель­ность в сфере информационных технологий не ограничивается. Взлом паролей, кража номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов, распространение противоправной инфор­мации (клеветы, материалов порнографического характера, мате­ риалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т. п.) через Интернет - всё это преступная деятель­ность, наказание за которую может быть гораздо более жестким, чем перечисленные выше.

Преступления в сфере информационных технологий часто яв­ляются международными, т. е. преступники действуют в одном го­сударстве, а их жертвы находятся в другом. Для борьбы с такими преступлениями особое значение имеет международное сотрудни­чество, которое регламентируется рядом соглашений, в которых участвует и ДНР.

Отметим, что правовое регулирование в информационной сфе­ре, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется в первую оче­редь соображениями этического порядка. Это значит, в данном случае, что государство не злоупотребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом; что информация не крадется не потому, что за это предусмотрено на­казание, а потому, что человек считает воровство, в любом его про­ явлении, низким поступком, порочащим его самого. Именно к та­ким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества мы должны стремиться.

По мере продвижения к информационному обществу всё более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определен­ных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в мас­совом порядке используются компьютерные сети, предпринима­ются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.

ДНР присоединилась к Доктрине информационной бе­зопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее по­ложения.

К объектам информационной безопасности относятся:

• все виды информационных ресурсов;

• права граждан, юридических лиц и государства на получе­ние, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;

• система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информаци­онные системы различного класса и назначения, библиоте­ки, архивы, базы и банки данных, информационные техно­ логии и т. д.;

• информационная инфраструктура, включающая центры об­ работки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;

• система формирования общественного сознания (мировоз­зрение, моральные ценности, нравственные оценки, соци­ально допустимые стереотипы поведения и взаимоотноше­ния между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.

Система основных понятий

Правовое регулирование в информационной сфере

Правовое регулирование в информационной сфере является новой и сложной задачей для государства. В ДНР существует ряд законов в этой области

Гражданский кодекс ДНР регламентирует юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы данных

Закон ДНР «Об информации и информационных технологиях» защищает информационные ресурсы (личные и общественные) от искажения, порчи, уничтожения. Он гарантирует свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, неприкосновенность частной жизни и иные важнейшие для граждан нормы в информационной сфере

Закон  ДНР «О персональных данных» детализирует информационную неприкосновенность граждан, невозможность сбора и использования личной информации без согласия субъекта

Уголовный кодекс предусматривает суровые наказания за неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ; умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей, а также иные преступления в информационной сфере

 

Методический комментарий

Задача относится к профильному обучению. Теоретический материал, необходимый для решения задачи, обобщает и углубляет знания учащихся в вопросах правового регулирования в информационной сфере в ДНР.

Ключевыми являются фразы: «информация», «правовое регулирование», «информационная сфера», «Доктрина информационной безопасности».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!