Деятельность-способ существования людей.
Решетова Л.Н.
Приморский край, Надеждинский район
МБОУ СОШ № 1
ЦЕЛИ УРОКА
- способствовать обобщению, повторению и закреплению изученного в данной теме материала;
- содействовать развитию у учащихся навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самопроверки и взаимопроверки;
- способствовать развитию умения применять полученные знания на практике
- способствовать выработке научной позиции учащихся, осознанной ответственности за результаты учебного труда.
Универсальные учебные действия
Уметь: обобщать и систематизировать знания по теме, корректировать допущенные пробелы
План урока
1.Деятельность человека : основные характеристики
2.Структура деятельности и ее мотивация
3.Многообразие деятельности
4.Сознание и деятельность
Словарь
Деятельность –это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром .
Деятельность
Деятельность – это проявление активности.
Деятель – это человек, проявивший себя в какой-либо общественной деятельности.
Развитие общества -результат деятельности человека
Поведение животных- инстинкт, самосохранение.
- Поведение человека- разумная деятельность – преобразование.
- Деятельность сообразуется с целью
Сущность и структура деятельности
1. Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность -
может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.
2. Объект — это то, на что она направлена -
могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.
Деятельность состоит из действий .
Классификация действий:
1.Аффективные
2.Традиционные
3.Целенаправленные
4.Ценностно-рациональные
Характер деятельности
Сознательный-целеполагание.
Продуктивный-результат (продукт).
Преобразующий- окружающую среду, самого себя.
Общественный- возникают отношения с другими людьми.
Структура деятельности
1.Цель- осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
2. Средства деятельности
3.действия
4.Результаты деятельности- материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, способности, умения, знания самого человека.
притча
«На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают.
Один ответил: « Камни ношу» ( Труд-принудиловка).
Другой сказал: « Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить» ( труд как средство существования).
А третий воскликнул восторженно: « Мы строим собор!»( Труд- радость служения великой цели).
Мотивы деятельности
Почему человек выдвигает ту или иную цель?
Его побуждают к этому мотивы.
« Цель- это то , ради чего действует человек; мотив- это то, почему действует человек»
Мотив- побудительная причина деятельности
1.Потребности-переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
2. Социальные установки- общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию относительно данного объекта
3.Убеждения-устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
4. Интересы-положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса ,повышенным внимание к нему.
5. Общественный идеал-образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости.
Потребности человека
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей:
1. естественные потребности ( врожденные, биологические, физиологические, органические, природные)
2. социальные потребности
3. идеальные потребности
Потребности человека взаимосвязаны.
Классификация потребностей ( А. Маслоу)
Физиологические ( в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях)
Экзистенциальные ( в безопасности своего существования, комфорте ,в гарантии занятости, уверенности в завтрашнем дне)
Социальные ( в социальных связях, общении, заботе о другом, участии в совместной деятельности)
Престижные ( в самоуважении, уважении со стороны других, признании, служебном росте)
Духовные ( в самоактуализации,самовыражении)
Виды деятельности
В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру:
Практическая деятельность- направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
Духовная деятельность -связана с изменением сознания людей.
Виды деятельности
Когда деятельность соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом:созидательная, разрушительная.
В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам-законная, незаконная, моральная, аморальная.
В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности-коллективная, массовая, индивидуальная.
Виды деятельности
В зависимости от наличия
или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления- Однообразная, шаблонная, монотонная.
В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает- Экономическая, Политическая
Социальная.
Виды деятельности
1.Игра- готовит человека к творческой
деятельности и жизни в обществе.
2.Учение-деятельность, направленная
на приобретение знаний и способов
действий.
3.Труд-вид деятельности, направленный на
достижение практически полезного
результата.
Внешняя деятельность- проявляется в виде
движений, мышечных усилий, действий с
реальными предметами.
Внутренняя деятельность -происходит посредством
умственной деятельности.
Тесная связь между ними.
Творческая деятельность
Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Естественно – научный подход:
Сознание- проявление функций мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.
Религиозно – идеалистический подход:
Сознание является первичным, а человек «телесный»-его проявлением.
Оба подхода отмечают, что сознание связано с речью и целеполагающей деятельностью человека.
Формирование сознания: Рождение индивида-Развитие индивида-Овладение языком,
общение с другими людьми-
Формирование индивидуального сознания.
Сознание формируется деятельностью-
Сознание не только отражает объективный мир, но и
творит его, влияет на деятельность человека.
Ведущая деятельность Формируется на определённом возрастном этапе. В ее русле
развиваются все виды деятельности:
Взрослый—труд
Школьник– учение
Ребенок--игра
Спасибо за внимание!