Методический семинар-практикум
Создание модели образовательного центра для детей с особыми потребностями в обучении в условиях внедрения ФГОС с ОВЗ
Тема выступления: "Деятельность школьного логопедического пункта как одно из условий успешного усвоения общеобразовательной программы обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы"
Просмотр содержимого документа
«Деятельность школьного логопедического пункта как одно из условий успешного усвоения общеобразовательной программы обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы»
Методический семинар-практикум
Создание модели образовательного центра для детей с особыми потребностями в обучении в условиях внедрения ФГОС с ОВЗ
Тема выступления:
Деятельность школьного логопедического пункта как одно из условий успешного усвоения общеобразовательной программы обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы
«Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст»
Виктор Гюго
Фактор №1
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Помнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Контингент детей начальной школы МБОУ «СКОШ», страдающих речевыми нарушениями, представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Это обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: незрелостью эмоционально-волевой сферы, низкой умственной работоспособностью, повышенной возбудимостью.
Характеристика детей - логопатов
Для многих детей характерен цереброастенический синдром, проявляющийся в виде нарушений активного внимания и памяти. Речевые нарушения нередко сочетаются с недостаточностью мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, что в конечном итоге приводит к стойким специфическим ошибкам в письме, при чтении, то есть дисграфии и дислексии. На логопедический пункт зачисляются учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи:
общее недоразвитие речи разной степени выраженности,
фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, заикание;
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата-дизартрия и ринолалия.
Задачи учителя - логопеда
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в нашей школе играет важную роль в коррекционной работе. Большинство детей, поступающих в нашу школу, имеют речевые нарушения. В связи с этим, в процессе обучения проводится целенаправленное логопедическое сопровождение обучающихся. Основные задачи учителя-логопеда:
Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей школьников-логопатов;
Мониторинг состояния устной и письменной речи
Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, - напротив, с каждым годом всё больше детей нуждаются в помощи логопеда. В чём причина этого явления в наш просвещённый век? Мною было проведено небольшое исследование. Цель: изучение проявлений дисграфии и её видов. В ходе исследования поставлены следующие задачи:
В исследовании принимали участие 30 человек, учащиеся 2-6 классов. Использовалась методика И.Н.Садовниковой. Были получены следующие результаты:
Виды ошибок | В процентном выражении |
Смешение букв по кинетическому сходству | 21 |
Персеверации | 5 |
Ошибки в обозначении мягкости согласных | 20 |
Ошибки фонетического восприятия | 9 |
Ошибки звукового анализа | 18 |
Ошибки в отграничении речевых единиц | 10 |
Аграмматизмы | 17 |
Динамика речевых патологий учащихся
МБОУ «СКОШ» за три года
Учебный год | Кол-во детей | Дисграфия | ОНР | ФФН, ФН | СНР |
2016-2017 | 26 | 10 (35%) | 2 | 5 | 9 |
2017-2018 | 25 | 12 (48%) | 2 | 1 | 10 |
2018-2019 | 30 | 15 (50%) | 2 | 4 | 9 |
В развёрнутой речи обучающихся наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре используются преимущественно существительные и глаголы. У детей в свободных высказываниях преобладают простые конструкции предложений, состоящих из двух слов. Отмечаются аграмматизмы. Большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов. Количество детей с нарушениями увеличивается год от года. Они составляют неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов речи. Это дети с задержкой психического развития различного генеза, нарушениями опорно – двигательного аппарата, дети с недоразвитием и системным недоразвитием речи.
Особенности логопедического сопровождения в МБОУ «СКОШ»:
логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки;
весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения
длительное закрепление исправленных речевых навыков;
частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны;
определённый, не очень быстрый темп работы;
коррекционная работа осуществляется над речевой системой в целом;