СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дефис в наречиях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дефис в наречиях»

Открытый урок по русскому языку «Дефис в наречиях» 7класс  Тыхенова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №14» г. Улан-Удэ  февраль 2023г.

Открытый урок

по русскому языку

«Дефис в наречиях»

7класс

Тыхенова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №14» г. Улан-Удэ

февраль 2023г.

Правописание орфограммы  «Дефис в словах разных частей речи» Имена существительные Имена  прилагательные пол(апельсина) пол(Парижа) диван-кровать ковер-самолет  Местоимения Русско(английский) Нежно(голубой) Юго(западный) Далёкий (далёкий); Яркие (яркие). (повтор слов)  (Кое)где  Кто(то)  Где(нибудь) Кто(либо)  По-бурятски, еле-еле, чуть-чуть, мало-помалу, точь-в-точь

Правописание орфограммы «Дефис в словах разных частей речи»

Имена

существительные

Имена

прилагательные

пол(апельсина)

пол(Парижа)

диван-кровать

ковер-самолет

Местоимения

Русско(английский)

Нежно(голубой)

Юго(западный)

Далёкий (далёкий);

Яркие (яркие). (повтор слов)

(Кое)где

Кто(то)

Где(нибудь)

Кто(либо)

По-бурятски, еле-еле, чуть-чуть, мало-помалу, точь-в-точь

Знакомьтесь, дети! Вот дефис! Он очень важный, как маркиз! Он любит соединять слова На два.... К примеру, мы возьмём Слова одной из частей речи...  Диван-кровать и мышь-полёвка Угрюм-река, ружье-винтовка.... Слова он нам разъединил, А смысл их объединил! Такой хитрец-мудрец Дефис, Попробуй с ним ты подружись!

Знакомьтесь, дети!

Вот дефис!

Он очень важный, как маркиз!

Он любит соединять слова

На два....

К примеру, мы возьмём

Слова одной из частей речи...

Диван-кровать и мышь-полёвка

Угрюм-река, ружье-винтовка....

Слова он нам разъединил,

А смысл их объединил!

Такой хитрец-мудрец Дефис,

Попробуй с ним ты подружись!

История возникновения дефиса  С лoжнo ycтaнoвить тoт мoмeнт, кoгдa дeфиc вoшeл в пиcьмeнный pyccкий язык. Moжнo лишь тoчнo cкaзaть, чтo этoт opфoгpaфичecкий знaк пoявилcя пocлe тoгo, кaк нaпиcaниe cлoв нa пиcьмe cтaлo paздeлятьcя пpoбeлoм. B пocoбияx пo opфoгpaфии и в cтapинныx бyквapяx (18-19 вв.) дeфиc имeнoвaли кaк знaк eдинитeльcтвa. Для yтoчнeния гpaфичecкoгo oбликa этoгo opфoгpaфичecкoгo знaкa eгo чacтo нaзывaли «чepтoчкoй».  Co вpeмeнeм нaчaли пoявлятьcя и пepвыe yтoчнeния пo peгyлиpoвaнию yпoтpeблeния дeфиca. Taк aкaдeмик Я. Гpoт (19 в.) peкoмeндoвaл иcпoльзoвaть этoт знaк:  - мeждy двyмя cyщecтвитeльными, кoтopыe пpeдcтaвляют coбoй oднo cлoвo (гeнepaл-мaйop, бaбa-ягa, цapь-птицa);  - мeждy cлoвaми, кoтopыe нe пишyтcя вмecтe, нo выcтyпaют в poли oднoгo пoнятия (из-зa, чтo-тo, кaкoй-тo);  - мeждy двyмя нapeчиями, кoтopыe пo cмыcлy пpeдcтaвлeны кaк oднo цeлoe (пpocтo-нaпpocтo, мaлo-мaльcки, дaвным-дaвнo).

История возникновения дефиса

С лoжнo ycтaнoвить тoт мoмeнт, кoгдa дeфиc вoшeл в пиcьмeнный pyccкий язык. Moжнo лишь тoчнo cкaзaть, чтo этoт opфoгpaфичecкий знaк пoявилcя пocлe тoгo, кaк нaпиcaниe cлoв нa пиcьмe cтaлo paздeлятьcя пpoбeлoм. B пocoбияx пo opфoгpaфии и в cтapинныx бyквapяx (18-19 вв.) дeфиc имeнoвaли кaк знaк eдинитeльcтвa. Для yтoчнeния гpaфичecкoгo oбликa этoгo opфoгpaфичecкoгo знaкa eгo чacтo нaзывaли «чepтoчкoй». Co вpeмeнeм нaчaли пoявлятьcя и пepвыe yтoчнeния пo peгyлиpoвaнию yпoтpeблeния дeфиca. Taк aкaдeмик Я. Гpoт (19 в.) peкoмeндoвaл иcпoльзoвaть этoт знaк: - мeждy двyмя cyщecтвитeльными, кoтopыe пpeдcтaвляют coбoй oднo cлoвo (гeнepaл-мaйop, бaбa-ягa, цapь-птицa); - мeждy cлoвaми, кoтopыe нe пишyтcя вмecтe, нo выcтyпaют в poли oднoгo пoнятия (из-зa, чтo-тo, кaкoй-тo); - мeждy двyмя нapeчиями, кoтopыe пo cмыcлy пpeдcтaвлeны кaк oднo цeлoe (пpocтo-нaпpocтo, мaлo-мaльcки, дaвным-дaвнo).

История возникновения дефиса   B coвpeмeннoм pyccкoм языкe и пo ceй дeнь дeйcтвyют нeкoтopыe пpaвилa Гpoтa пo yпoтpeблeнию дeфиca. Caм жe тepмин «дeфиc» пoявилcя в нaшeм языкe тoлькo в cepeдинe 19 вeкa. Этo cлoвo пpишлo в pyccкий язык из нeмeцкoгo («divis»). Иcпoльзoвaлocь oнo кaк типoгpaфичecкий тepмин. B нeмeцкoм oнo иcпoльзyeтcя для oбoзнaчeния тиpe (знaк дeлeния, coeдинитeльный знaк). «Divis» oбpaзoвaлocь oт лaтинcкoгo cлoвa «division» (paздeлeниe). Ha пpoтяжeнии дoлгoгo вpeмeни «дeфиc» мoжнo былo вcтpeтить лишь в cпeциaльнoй литepaтype, пpимeняeмoй в oблacти типoгpaфии. И тoлькo в 20 вeкe (30-e гг.) этo cлoвo cтaли иcпoльзoвaть кaк cинoним к «чepтoчкe». Пocтeпeннo вce чaщe cтaли yпoтpeблять «дeфиc», выcтyпaющий в poли coeдинитeльнoй чepтoчки.  

История возникновения дефиса

B coвpeмeннoм pyccкoм языкe и пo ceй дeнь дeйcтвyют нeкoтopыe пpaвилa Гpoтa пo yпoтpeблeнию дeфиca. Caм жe тepмин «дeфиc» пoявилcя в нaшeм языкe тoлькo в cepeдинe 19 вeкa. Этo cлoвo пpишлo в pyccкий язык из нeмeцкoгo («divis»). Иcпoльзoвaлocь oнo кaк типoгpaфичecкий тepмин. B нeмeцкoм oнo иcпoльзyeтcя для oбoзнaчeния тиpe (знaк дeлeния, coeдинитeльный знaк). «Divis» oбpaзoвaлocь oт лaтинcкoгo cлoвa «division» (paздeлeниe). Ha пpoтяжeнии дoлгoгo вpeмeни «дeфиc» мoжнo былo вcтpeтить лишь в cпeциaльнoй литepaтype, пpимeняeмoй в oблacти типoгpaфии. И тoлькo в 20 вeкe (30-e гг.) этo cлoвo cтaли иcпoльзoвaть кaк cинoним к «чepтoчкe». Пocтeпeннo вce чaщe cтaли yпoтpeблять «дeфиc», выcтyпaющий в poли coeдинитeльнoй чepтoчки.

 

Цель урока:  Узнать, когда наречия пишутся через дефис (условия дефисного написания). Научиться находить наречия в тексте и применять правило на письме Уметь отличать наречия от других частей речи.

Цель урока:

Узнать, когда наречия пишутся через дефис (условия дефисного написания).

Научиться находить наречия в тексте и применять правило на письме

Уметь отличать наречия от других частей речи.

Дефис в наречиях Когда-то   Во-первых Где-либо   По-новому Во-вторых Где-нибудь   Кое-где   По-волчьи По-моему В-пятых Еле-еле По-немецки По-твоему В-седьмых По-прежнему Чуть-чуть По-дружески Давным-давно По-московски Точь-в-точь

Дефис в наречиях

Когда-то

 

Во-первых

Где-либо

 

По-новому

Во-вторых

Где-нибудь

 

Кое-где

 

По-волчьи

По-моему

В-пятых

Еле-еле

По-немецки

По-твоему

В-седьмых

По-прежнему

Чуть-чуть

По-дружески

Давным-давно

По-московски

Точь-в-точь

 /\ где – то,  /\ когда – нибудь  /\ суффиксальный где – либо способ  /\ откуда – то     ¬ кое – где  ¬ приставочный  кое – куда способ

/\

где – то,

/\

когда – нибудь

/\ суффиксальный

где – либо способ

/\

откуда – то

¬

кое – где

¬ приставочный

кое – куда способ

   во – первых ( от первый )    в – третьих (от третий )   по - вашему (от ваш )   одет по- зимнему (от зимний)     по – новому (от новый)     поступил по – товарищески (от товарищеский )       приставочно – суффиксальный способ

во – первых ( от первый )

в – третьих (от третий )

по - вашему (от ваш )

одет по- зимнему (от зимний)

по – новому (от новый)

поступил по – товарищески (от товарищеский )

приставочно – суффиксальный способ

 близко – близко  повтор слов еле – еле   видимо – невидимо  мало – помалу повтор того же корня, осложненного  приставками и суффиксами нежданно – негаданно повтор синонимов ?

близко – близко

повтор слов

еле – еле

видимо – невидимо

мало – помалу

повтор того же корня, осложненного

приставками и суффиксами

нежданно – негаданно повтор синонимов

?

 Дефис в наречиях  по–зимнему по-новому по-товарищески по-вашему    во-первых в-третьих    кое–где откуда-нибудь куда-либо, куда-то    чуть-чуть, еле-еле   мало-помалу, видимо-невидимо   нежданно-негаданно

Дефис в наречиях

по–зимнему

по-новому

по-товарищески

по-вашему

во-первых

в-третьих

кое–где

откуда-нибудь

куда-либо, куда-то

чуть-чуть, еле-еле

мало-помалу,

видимо-невидимо

нежданно-негаданно

 Закрепление материала  Открываем учебники на стр. 126 выполним упражнение 23 7

Закрепление материала

Открываем учебники на стр. 126 выполним упражнение 23 7

  Солнце уже по-весеннему светило в окна.    Бобры могли уплыть по весеннему паводку неизвестно куда

Солнце уже по-весеннему светило в окна.

Бобры могли уплыть по весеннему паводку неизвестно куда

 1.НАРЕЧИЕ относится к глаголу не изменяется  2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ относится к существительному изменяется по родам, числам, падежам

1.НАРЕЧИЕ

  • относится к глаголу
  • не изменяется

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

  • относится к существительному
  • изменяется по родам, числам, падежам
Спишите предложения, раскройте скобки, определите какой частью являются выделенные слова, подпишите над словами части речи. 1. (По) прежнему шел сильный дождь. 2.Охотники пошли (по) прежнему пути. 3. Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой. 4.Ещё (по) зимнему было холодно.

Спишите предложения, раскройте скобки, определите какой частью являются выделенные слова, подпишите над словами части речи.

1. (По) прежнему шел сильный дождь.

2.Охотники пошли (по) прежнему пути.

3. Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.

4.Ещё (по) зимнему было холодно.

 Проверка 1.По-прежнему шёл сильный дождь. (шёл (как?) по-прежнему) наречие 2.Охотники пошли по прежнему пути. (по пути (какому?) прежнему) прилагательное 3. Мы идём по зимнему лесу и любуемся его красотой. (по лесу (какому?) зимнему) прилагательное 4.Ещё по-зимнему было холодно. (Было холодно (как?) по-зимнему) наречие

Проверка

1.По-прежнему шёл сильный дождь. (шёл (как?) по-прежнему) наречие

2.Охотники пошли по прежнему пути. (по пути (какому?) прежнему) прилагательное

3. Мы идём по зимнему лесу и любуемся его красотой. (по лесу (какому?) зимнему) прилагательное

4.Ещё по-зимнему было холодно.

(Было холодно (как?) по-зимнему) наречие

Цели урока достигнуты? Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи? Познакомились с условиями написания наречия через дефис? Умеем определять условия постановки дефиса в наречиях?  Умеем отличать наречия от других  частей речи?

Цели урока достигнуты?

  • Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?
  • Познакомились с условиями написания наречия через дефис?
  • Умеем определять условия постановки дефиса в наречиях?
  • Умеем отличать наречия от других

частей речи?

Домашнее задание   Параграф 37 упр. 239 (всем)  2. Составить словосочетания (глагол + наречие, прилагательное + наречие, существительное + наречие), в которых будут употреблены наречия, которые пишутся через дефис) (на оценку). 3. Придумать рассказ на тему «Мой лучший друг (подруга)», в котором будут использованы наречия с изученной орфограммой (по желанию).

Домашнее задание

  • Параграф 37 упр. 239 (всем)

2. Составить словосочетания (глагол + наречие, прилагательное + наречие, существительное + наречие), в которых будут употреблены наречия, которые пишутся через дефис) (на оценку).

3. Придумать рассказ на тему «Мой лучший друг (подруга)», в котором будут использованы наречия с изученной орфограммой (по желанию).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!