СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».»

17.11.2017 год.

Тема урока«Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Тип урока: изучение нового.

Цели урока:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с деепричастным оборотом;

2. Формировать навык нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми.

Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, что такое деепричастный оборот, научиться определять его границы и выделять интонационно. Мы познакомимся с условиями обособления деепричастия и деепричастного оборота на письме, будем учиться строить предложения, в состав которых входит деепричастный оборот. Вы будете развивать умение сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно.

Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний» (Слайд 1)

Зависевший (прич.), умывшись, подействовав, играя.

Наколдовав, разделившись, углубляясь (несов. в.), надавив.

Вывод: (Беседа)

1). Ребята, какое из них лишнее и почему?

2). На какой вопрос отвечает причастие?

3). На какие вопросы отвечает деепричастие? Что обозначает деепричастие?

4). Назовите признаки глагола у деепричастия;

наречия у деепричастия.

5).Что общего между деепричастием и причастием, чем различаются?

Перейдём к теме урока.

III. Опрос по теме «Деепричастие».

  1. Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.

  2. Какие глагольные признаки имеет деепричастие?

  3. Назовите наречные признаки деепричастия.

  4. Какова синтаксическая роль деепричастия?

IV. Объяснение нового материала. (Слайд 2)

Причастный оборот

Пролетевший над садами ветерок зашумел жёлтыми листочками деревьев.

– Что называют причастным оборотом?


Деепричастный оборот

Пролетая над садами, ветерок зашумел жёлтыми листочками деревьев.

– А что называют деепричастным оборотом?





Причастный оборот

Причастие + зависимое слово

какой?

относится к существительному

Деепричастный оборот

Деепричастие + зависимые слова

как?

относится к глаголу



Синтаксический разбор предложения. (Слайд 3)

Лётчик, пролетая над городом, покачал крыльями.

Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами.

Деепричастный оборот в предложении является одним членом предложения – обстоятельством.

На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения. (Слай 4)

Кончив плясать, бабушка села к самовару.

Бабушка, кончив плясать, села к самовару.

Бабушка села к самовару, кончив плясать.

Мать, недоумевая, улыбалась.

). Следующего материала в учебнике нет, но вы должны знать, что не всегда выделяются деепричастия запятыми. Рассмотрим предложения:

(Слайд 5)

1. Он шёл тихо посвистывая.

Он шёл (как?) тихо посвистывая. Эти слова образуют смысловой центр, указывают: не просто, что он шёл, а шёл тихо посвистывая. Деепричастие перешло в наречие, поэтому запятую не ставим.

Ещё один пример:

2. Лететь сломя голову. Лететь(как?) сломя голову. Обстоятельство выражено фразеологическим оборотом, который на письме запятыми не выделяется.

Вывод: Когда деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми, а в каких случаях нет?

Физкультминутка. (Слайд 6)

V. Закрепление изученного на уроке.

Тренировочные упражнения.

1) Объяснительный диктант. (графически обозначить деепричастный оборот).

1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.

2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону.

3.Уважая собеседника, уважаешь и себя.

2) Творческий диктант. (Слайд 7)

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.



Работа по учебнику

1.Работа по развитию речи (упр.189)



3) Выборочный диктант. (Слайд 8)

Задание: выписать из предложений деепричастные обороты.

1) За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

2) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

3) Испугавшись неведомого шума, стая тяжело поднялась над водой.



4) Цифровой диктант. (Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот). (Слайд 9)

1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Потрескивая, горел костёр.

6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

Код проверки: 3, 5,6,7.

Рефлексия:

Вопросы: Что являлось целью нашего урока?

Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока? Работа над какими заданиями не вызвала затруднений? Над чем следует поработать еще?

Поставьте себе оценку за работу на уроке.

VI. Итог урока.

Что такое деепричастный оборот?

Как ставятся знаки препинания при деепричастном обороте?



Домашнее задание. §29, упр. 184, 187.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!