СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастный оборот

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деепричастный оборот»



Русский язык. 7-а класс

Учитель: Мощенская Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Тема урока: Деепричастный оборот.

Тип урока: Открытие нового знания

Цели урока: формировать умения выделять деепричастный оборот, развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы, воспитывать у обучающихся чувство уважительного отношения друг к другу.

Задачи урока: обучающиеся должны научиться правильно выделять деепричастный оборот, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, рассуждать, делать выводы, работать с дополнительными источниками знаний.

Формируемые УУД: -личностные: понимать позицию другого, ценить терпение, осваивать личностный смысл учения; -регулятивные: самостоятельно определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, давать самооценку; -познавательные: ориентироваться в учебнике, анализировать, сравнивать, делать выводы, отбирать источники информации; -коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Дежурный, назовите фамилии отсутствующих.

У нас на уроке присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы умеем работать и общаться на уроках русского языка. Давайте по-доброму улыбнёмся друг другу, пусть наше учебное занятие пройдёт организованно, с пользой.

  1. Мотивация к учебной деятельности

    1. Слово учителя.

Некий царь однажды решил проверить, на что способны его подданные. Он велел привезти огромный камень и положить его поперёк дороги. Сам он спрятался и стал смотреть, как себя поведут люди. А люди ходят, всячески пытаются обойти камень, поругивают царя, мол, что это он совсем не заботится о том, чтобы убрать препятствие с их пути. Царь наблюдает. И вот подъехал один крестьянин на телеге, запряжённой быками. Видит — камень на дороге, препятствие, и не только для него — для всех людей. Поругивая царя, он распряг быков, подвёл под камень доски, обвязал его верёвками и с неимоверными усилиями стащил с дороги. Смотрит, а под камнем лежит кошелёк с золотом. Поднял крестьянин его и обнаружил записку: «А это награда тому, кто преодолевает препятствия».

На пути изучения русского языка много камней-препятствий, которые нам предстоит преодолеть. А наградой будет хорошее владение русской речью.

    1. Лингвистическая разминка Игра «Четвёртый лишний».

Учитель:

Ребята, сегодня проверку домашнего задания мы озвучивать не будем, а начнём урок с лингвистической разминки:

На карточках записаны слова, попробуйте их сгруппировать по общему признаку и найдите слово, которое не группируется, то есть лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

Раздумывая, задумавшийся, написана, откликнувшийся (раздумывая - деепричастие, остальные слова- причастия) Зарождаясь, направив, отдающий, умея (отдающий – причастие, остальные слова – деепричастия) Понимая, обнимать, помогая, сочувствуя (обнимать –глагол, остальные слова– деепричастия несовершенного вида)

2.3. Работа возле доски ( два ученика)

Ребята выполняют синтаксический разбор предложений

Оставшись один, я погрузился в размышления.

В саду, не умолкая, пели птицы.

2.4.Орфографический практикум (Работа в парах)

Р_дная школа, решая ур_внение, воспитывая подр_стающее поколение, препод_вая русский язык, изменив р_списание.

- Все ли записанные словосочетания имеют в своём составе деепричастия?

- Назовите правила, которые мы применяли, решая орфографические задачи.

( оценивание: 0 ошибок -5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; 5 и более – 2)

2.5. Блиц - опрос

- Что такое деепричастие? (Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом)

- Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?(В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия)

- Назовите глагольные признаки деепричастия.(Деепричастия образуются только от глаголов, бывают совершенного и несовершенного вида)

- Назовите наречные признаки деепричастия. (Деепричастия не изменяются, т.е.не склоняются и не спрягаются, в предложениях бывают обстоятельствами)

- Что вы знаете о причастном обороте? (Причастие с зависимым словом)

- А теперь, следуя логике, давайте попробуем сформулировать тему урока и поставить перед собой цели

    1. Прочитайте текст, найдите деепричастия и все слова, которые к ним относятся. Как называются такие сочетания? Графически обозначьте ДО .

Снежинки, кружась в вальсе, падают и падают с неба. К утру вся земля, покрывшись глубоким белым ковром, стала похожа на невесту. Деревья и кусты, одевшись в ослепительно белый свадебный наряд, были великолепны. Подойдя к окну, я увидел первый чисто-белый снег и, любуясь заснеженной природой, подумал: «Какой чистый белый!»



III. Изучение нового материала

3.1. Работа с теоретическим материалом учебника

3.2. Проблемный вопрос: Опираясь на изученный материал и

параграфа 23 учебника, расскажите о деепричастном обороте.

3.3. Составление алгоритма определения деепричастного оборота.


  1. Находим деепричастие.

  2. Определяем зависимое (ые) слово (а).

  3. Обозначаем главное слово.

  4. Выделяем деепричастный оборот (одиночное деепричастие) запятыми.



Защита ответа: один ученик выступает, другие добавляет.

3.4. Физкультминутка.

Предлагаю вам поиграть, нужно хлопать в ладоши, когда прозвучит деепричастие.

Весёлые крики, сделав уроки, играя мячом, выученное правило, записав задание, поработать с пользой, составив схему, определяя орфограмму.

- Чем объединены эти предложения? (Тема – школа).

IV. Первичное закрепление материала

4.1. Упражнения по теме урока.

4.2. Игра «Кто быстрее! Найди пару!» (на доске)

(задание выполняется устно)

Мчаться быстро затаив дыхание

Слушать внимательно не покладая рук

Трудиться упорно сломя голову


4.3. Подведение итогов. Рефлексия.

- Подведем итоги сегодняшнего урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

- Я благодарю всех за работу. Поставьте себе оценку в зависимости от вашего

участия в ходе урока.

- Пожелаем друг другу прекрасного настроения и успешного

выполнения домашнего задания!

4.5. Домашнее задание: (на выбор)

  1. П. 23 упр.

  2. П. 23, выписать из учебника литературы 5 предложений с деепричастными оборотами

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Игра «Четвертый лишний» (найти лишнее слово, объяснить свой выбор(

1. Раздумывая, задумавшийся, написана, откликнувшийся 2. Зарождаясь, направив, отдающий, умея 3. Понимая, обнимать, помогая, сочувствуя

2. Прочитайте текст, найдите деепричастия и все слова, которые к ним относятся. Как называются такие сочетания? Графически обозначьте ДО .

Снежинки, кружась в вальсе, падают и падают с неба. К утру вся земля, покрывшись глубоким белым ковром, стала похожа на невесту. Деревья и кусты, одевшись в ослепительно белый свадебный наряд, были великолепны. Подойдя к окну, я увидел первый чисто-белый снег и, любуясь заснеженной природой, подумал: «Какой чистый белый!»



Алгоритм определения причастного оборота


  1. Находим деепричастие.

  2. Определяем зависимое (ые) слово (а).

  3. Обозначаем главное слово.

  4. Выделяем деепричастный оборот (одиночное деепричастие) запятыми.



1. Игра «Четвертый лишний» (найти лишнее слово, объяснить свой выбор(

1. Раздумывая, задумавшийся, написана, откликнувшийся 2. Зарождаясь, направив, отдающий, умея 3. Понимая, обнимать, помогая, сочувствуя

2. Прочитайте текст, найдите деепричастия и все слова, которые к ним относятся. Как называются такие сочетания? Графически обозначьте ДО .

Снежинки, кружась в вальсе, падают и падают с неба. К утру вся земля, покрывшись глубоким белым ковром, стала похожа на невесту. Деревья и кусты, одевшись в ослепительно белый свадебный наряд, были великолепны. Подойдя к окну, я увидел первый чисто-белый снег и, любуясь заснеженной природой, подумал: «Какой чистый белый!»



Алгоритм определения причастного оборота


  1. Находим деепричастие.

  2. Определяем зависимое (ые) слово (а).

  3. Обозначаем главное слово.

  4. Выделяем деепричастный оборот (одиночное деепричастие) запятыми.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!