СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деепричастия совершенного и несовершенного вида»


Урок 60

Русский язык 7А,7Б классы 30.11.2020.

Тема: Виды деепричастий.

Планируемые результаты:

Предметные: научить определять вид деепричастий, выделять суффиксы, строить словообразовательную цепочку.

Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, использовать обобщенные способы действий.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия.

Оборудование: учебник,тетрадь,презентация,раздаточный материал.

Тип урока:урок открытия новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2.Чтение притчи.

«Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

- Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).»

3. Этап проверки домашней работы.

- Деепричастие – это самостоятельная часть речи (да)

- Деепричастие изменяется по падежам и лицам (нет)

- Деепричастие обозначает признак предмета, проявляющийся во времени, по его действию (нет)

-Деепричастие обозначает добавочное действие к основному глаголу (да)

- Деепричастие в предложении выполняет роль определения (нет)

- Деепричастие в предложении выполняет роль обстоятельства (да)

- Деепричастие может быть настоящего, будущего и прошедшего времени (нет)

-Деепричастие и деепричастные обороты выделяются запятыми (да)

- Деепричастие может быть совершенного и несовершенного вида (да).

Распределительный диктант.

Задание: распределите записанные на доске слова в 2 столбика.

(Не) задумываясь, (не) замолчав, (не) навидя, (не) давая, (не) годуя,

(не) могя.

- Как распределили? Почему?

- Когда «не» с деепричастием пишется слитно, раздельно?

  • Проверка проводится фронтально, при необходимости учащиеся исправляют ошибки.

раздельно

слитно

Не задумываясь

ненавидя

Не замолчав

негодуя

Не давая


- Какое слово не выписали? Почему? Что необходимо помнить?

( нет слова не могя; не от всех глаголов можно образовать деепричастия, нельзя образовать деепричастия от глаголов ждать и лить. Устаревшую форму лия можно встретить в поэтической речи: «И слёзы горькие лия..»)

Комментарии учителя: нельзя образовать деепричастия (несовершенного вида) от некоторых глаголов:

  • с основой на г, к (бегут, текут);

  • с основой на шипящий (мажут, чешут);

  • с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);

  •  от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут);

  •  от глаголов с чередованием с — ш (пишут — писать)

4. Целеполагание. Самоопределение темы урока.

5. Этап изучения новых знаний.

Лежать – лёжа

Стоять – стоя

Ехать – едучи

Глядеть – глядючи

Присесть – присев

Замахнуться – замахнувшись

Испечь – испёкши

Лежать – лёжа

Стоять – стоя

Ехать – едучи

Глядеть – глядючи

Присесть – присев

Замахнуться – замахнувшись

Испечь – испёкши

Лежать – лёжа

Стоять – стоя

Ехать – едучи

Глядеть – глядючи

Присесть – присев

Замахнуться – замахнувшись

Испечь – испёкши

- Как вы думаете, на какие вопросы будут отвечать деепричастия несовершенного вида и совершенного вида?

Заполнение таблицы:


вид

глагол

деепричастие

несовершенный

что делать? играть

что делая? играя

совершенный

что сделать? поиграть

что сделав? поиграв

Работа у доски и в тетрадях.

Вывод: Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов – а-, -я-,

а деепричастия совершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов с помощью суффиксов - в-, -вши-,-ши.

6. Выполнение заданий по группам.

1 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов - а, -я; укажите вид деепричастия.

Кричать, ворковать, любить, уважать, гонять.

( крича, воркуя, любя, уважая, гоняя – несов. вид)

2 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов -вши, -ши; укажите вид деепричастия.

(Закончив, почистив, порезавшись, растаяв, бросившись – сов. в)

3 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов -вши, -ши; укажите вид деепричастия.

Зависеть, развить, запереть, сбежать, запыхаться.(зависев, развив, заперев, сбежав, запыхавшись – сов. вид)

4 группа. Образуйте деепричастия от глаголов. Обозначьте суффикс, укажите вид.Жевать, брезговать, воевать, принести, наклеить.(жуя, брезгуя, воюя, принесши, наклеив)

5 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов - а, -я; укажите вид деепричастия.

Черпать, баловаться, держать, ликовать, заметить(чЕрпая, балУясь, держа, ликуя – несов. Вид; заметя – сов.в)

7. ФИЗМИНУТКА

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

8. Игра « Потерявшиеся пословицы»

  1.  Не зная броду,

  2. Не замочив руки,

  3. Говорить не думая –

  4. Кто не подумав говорит,

  5. Не развязав мешок,

А) не умоешься.

Б) не узнаешь, что в нем.

В) тот вечно вздор твердит.

Г) что стрелять не целясь.

Д) не суйся в воду.

Тестовые задания.

1. Деепричастие – это ….

А) самостоятельная часть речи

В) особая неизменяемая форма глагола

С) неизменяемая часть слова

2.Деепричастие обозначает …..

А) добавочное действие при основном действии

В) признак предмета по действию

С) признак другого признака

3. Деепричастие совершенного вида:

А) замерев

В) мчась

С) выдавая

4.Деепричастие несовершенного вида:


А) сознавая

В) свалив

С) опрокинув


5. Каким членом предложения является деепричастие: 

Не любя, невозможно понять жизни.

А) обстоятельство

В) определение

С) дополнение

Ключ: 1-А, 2-А, 3-А, 4-А, 5-А.

12. Рефлексия.

- Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

8. я попробую…

9. я смог …






8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!