СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи»

Урок русского языка

Класс:7 «А»

Учитель: Рожкова Л. А.

Тема: «Деепричастие как часть речи»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать умения находить деепричастия в тексте,

  • определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО),

  • воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.

  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

  • формировать языковое чутье,

  • развивать речевую культуру и речевое творчество.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать, что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий; признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию. Уметь отличать деепричастие от причастия; разграничивать основное и добавочное действие; опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию



Ход урока

1.Мотивационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.

2.Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.

Определите лишние слова (записать)

1. Добиваться, швырять, покидая, умыться

2. Смело, важно, быстро, улыбаясь

3. Смотрел, напевая, гуляя, радовался

4. Доброжелательно, надежно, модно, перечеркнув.

- Прочитайте, какие слова вы записали.

Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?

Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов.

- На какие вопросы они отвечают?

- Словами какой части речи они являются?

Определение темы урока. Запись  Деепричастие.

Вы, вероятно, заметили, что своим названием тема сегодняшнего урока сходна с изученной нами.

-Чем различаются темы?

-Какие ассоциации у вас возникают, услышав сочетание букв «дее»? Каким словам они созвучны? (деятель, дееспособный, действие)

- Какая часть речи в русском языке обозначает действие? (глагол)

-Обратимся ко 2 части слова – причастие. Отвлекитесь от термина «причастие как часть речи» и вдумайтесь в смысл самого слова.

-Что оно обозначает? («причастность к действию»)

Термин появился в 17 веке и означает причастный к действию. Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность)

Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

3.Построение проекта выхода из затруднения

Найдите различия в предложениях на слайде.

Девочка выполняла домашнее задание и подчёркивала орфограммы.

Дирижер рассказывает о концерте и улыбается.

Девочка выполняла домашнее задание, подчёркивая орфограммы.

Дирижер рассказывает о концерте, улыбаясь.

В каком из предложений от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?

В каком предложении выделенные слова обозначают: одно - главное, основное действие, выраженное глаголом, а другое - добавочное, дополнительное при главном?

Добавочное действие выражено словом, подчёркивая. Это деепричастие. Деепричастия образуются от глаголов.

На какой вопрос отвечает деепричастие подчёркивая? (как? что делая?)

Давайте сформулируем определение деепричастия.

Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом и отвечает на вопросы что делая? что сделав?

4. Реализация построения проекта

Как и все дети, похожи на своих родителей, так и деепричастие похоже на своих родителей. А родителями деепричастия являются глагол и наречие. Наша задача выяснить, какие признаки деепричастие взяло себе от глагола и наречия. Чем оно похоже на своих родителей?

Разделимся на группы. Каждая группа попробует определить один из признаков деепричастия.

1 ряд - Задавая вопрос к деепричастию, попробуйте определить какой признак у деепричастия есть от глагола. (вид)

Маки осыпались, роняя на землю лепестки. (что делая?)

Распрямив крылья, лебеди опустились на воду и поплыли. (что сделав?)

2 ряд - Попробуйте изменить предложенные вам слова. (неизменяемая ЧР)

А) сверху, влево, прямо, надежно

Б) роняя, распрямив, открыв, звеня

3 ряд - Определите синтаксическую роль выделенных слов.

Наверху разбилось стекло..

Монета упала, звеня и подпрыгивая.

Вывод:

1.Имеет вид

2.Деепричастие не изменяются.

3. В предложении деепричастие является обстоятельством.

Деепричастия образуются от глаголов при помощи суффиксов -а-, -я-, -учи, -в-, -вши-, -ши-.

Лежа, читая, будучи, сказав, утомившись, запершись

5Физминутка

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Среди предложенных слов найти и выписать деепричастия и определить их вид.

Смеясь, смех, смеяться, красиво, красивый, блестя, блестящий, блестки, зеленый, зеленеть, зеленея, воздух, воздушный, полет, пролетать, пролетая. (несов. вид)

Взглянуть, взглянув, выращенный, вырастить, вырастив, запертый, запершись, запереться, ответ, ответный, ответив, ответить. (сов. вид)

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

От данных глаголов образуйте деепричастия

        Оглядываться (деепричастие несов. в.) 

        Распечатать (деепричастие сов. в.)

       Сверкать (деепричастие несов. в.)

       Оторваться (деепричастие сов. в.)

       Спешить (деепричастие несов. в.)

      Остановить (деепричастие сов. в.)

      Купить (деепричастие сов. в.)

      Стучать (деепричастие несов. в.)

      Прыгать (деепричастие несов. в.)

      Играть (деепричастие несов. в.)

      Увидеть (деепричастие сов. в.)

      Шествовать (деепричастие несов. в.)

Проверим работу.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику с. 168 упр.231. 1 ряд - 1-3 предложение; 2 ряд – 4-6 предложение; 3 ряд – 7-9 предложение.
Выписать деепричастия с теми словами, к которым они относятся. Определить вид.

9.Итог урока.

Что такое деепричастие?

Какую роль играют деепричастия в речи?

Какова синтаксическая роль деепричастий?

Какие суффиксы бывают у деепричастий?

Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?

Домашнее задание. Упр.233.

10.Рефлексия учебной деятельности.

С каким настроением вы пойдете после этого урока? Выскажите свое мнение с помощью одного деепричастия или словосочетания с деепричастием. Например, улыбаясь; гордясь собой; предчувствуя гордость родителей; ничего не разобрав и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!