Урок № 30. Дебаты как командная игра. Организация учебных дебатов.
Проведение ролевой игры «Дебаты»
1) Ознакомление с этапами работы
Действующие лица:
Команды (состоят из игроков-«спикеров») — утверждающие защищают тему, отрицающие — опровергают.
Судьи — решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.
Таймкипер (секретарь)— следит за соблюдением регламента и правил игры.
Тренер (тьютор) — обычно учитель.
Этапы работы в технологии «Дебаты»
1. Подготовка.
2.Выбор темы.
3. Построение сюжета доказательств.
4. Подбор аргументов.
5.Собственно дебаты.
6. Оглашение позиций (дискуссия).
7. Раунд перекрёстных вопросов.
8. Судейство.
Слово ведущего (учителя-тьютора)
Тема, которую мы сегодня будем обсуждать «Можно ли в современном мире обойтись без компьютера?» Давайте разделимся на команды и выберем действующих лиц.
Я подготовила вам кейс с подсказками – аргументами и контраргументами, которые вы можете использовать. На обсуждение команде дается 5 минут.
Комментарий к проведению дебатов
Выступают поочерёдно защитники и противники тезиса. Первый выступающий выдвигает тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции и формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Далее вторые участники от команд приводят аргументы в пользу утверждений своих команд. Последние из участников подытоживают то, что было сказано командой.
Ведущий может задавать наводящие вопросы, прерывать выступления.
«Зрители» слушают и делают записи по ходу выступлений; задают вопросы и дают информацию. Выступающий принимает помощь или отклоняет её. Каждая команда имеет право взять время на консультацию друг с другом.
Голосование, выступление экспертов.
Комментарий для учителя.
После дебатов проводится голосование в пользу выбранной позиции. Должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами. «Эксперты» ведут протокол деятельности «спикеров» (оценивается содержание выступления, содержательность ответов на вопросы, культура общения).
Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа с использованием интерактивного приёма «микрофон»
♦ Определите, чем дискуссия отличается от дебатов и что у них общее.
♦ В чём заключается суть дебатов?
♦ Оцените общую культуру участников дебатов.
Заключительное слово учителя
— Итак, что же дают дебаты вам, выпускникам школы?
Дебаты развивают в молодых людях навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере человеческой деятельности, вырабатывают критическое мышление, являясь одновременно популярным видом интеллектуального времяпрепровождения.
Домашнее задание : Проработать этапы игры.