Вы правильно сформулировали тему урока. Запишите тему в тетрадь .Откройте книгу на странице 137. Для изучения новой темы мы разделимся на группы \пары\ Каждая группа будет изучать одно из направлений . Вам нужно определить, какие идеи отстаивали представители этих движений. 1 группа. Консервативное направление. 2. группа. Либеральное направление. 3.Группа Радикальное направление. 4 группа. Народничество. Работая в группах или в паре дети заполняют таблицу Название течения | Цели течения | Методы | | | | . Сколько течения было у народничества ? Слово учителя. Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ». 1874 – 1875 гг. – «хождение в народ». В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873 – 1874 гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание. Была ли результативна подобная тактика? Работа с учебником стр.141 Эта тактика не была результативной: Крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар»; В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием; Речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось с ироническими усмешками; 1876 – создание новой организации народниками «Земля и воля» 1)созыв народного собрания, свободные выборы в него 2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления 3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам 4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины 1)переход всей власти в руки трудового крестьянства 2)организация жизни обществ анна принципах общинного самоуправления 3)введение демократических свобод 4)отказ от захвата политической власти и политической борьбы Методы 1)издание и распространение революционной литературы 2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным 3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания 1)пропаганда среди крестьян и рабочих 2)зарождение тактики индивидуального террора Общее Преемственность в названии. Передача земли крестьянам. Введение демократических свобод. Распространение принципов общинного самоуправления Различие «Земля и воля» 70-х гг. отказалось от захвата политической власти и политической борьбы; зарождается тактика индивидуального террора Разногласия среди членов «земли и воли» по вопросам тактики привели к ее расколу. Одни были убежденными сторонниками террористической борьбы. Другие осуждали тактику террора и видели в нем политическую борьбу, которая противоречила изначальным программным установкам, указывали на неэффективность подобной тактики (убитый государь будет замене новым). В 1879 г. «Земля и воля» раскололась. «Народная воля» и «Черный предел». Стр. 142 А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод Цели Установление социализма, всеобщего равенства. Политический переворот для передачи власти народу. Созыв Учредительного собрания, избранного свободно, на основе всеобщего голосования. Установление социализма. Свободное общинное самоуправление. Методы 1)деятельность пропагандистская и агитационная; 2)деятельность разрушительная и террористическая; 3)организация тайных обществ; 4)приобретение связей в администрации, войске; 5)организация и совершение переворота. 1)противники тактики заговора и террора; 2)пропаганда среди рабочих, агитация за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, демократические свободы Планы народовольцев: - Созыв Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права. - Передача земли крестьянам. - Замена самодержавия народной республикой. - Исполнительный комитет «Народной воли» вынес Александру II смертный приговор. Началась «охота на царя». «Охота на царя»: - ноябрь 1879 г. – третья попытка взорвать царский поезд. Народовольцы совершили подкоп под железную дорогу недалеко от Москвы, заложили мину и взорвали царский поезд (царь проехал раньше в другом поезде). - февраль 1880 г. – взрыв в Зимнем дворце. Зал в Зимнем дворце, где царь собирался принять иностранных гостей, был взорван. Однако погибли и были ранены в основном солдаты охраны. Это покушение было подготовлено членом «Народной воли» Степаном Халтуриным. После очередного покушения Александр II создал Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с Михаилом Тариэловичем Лорис-Меликовым, которому были даны фактически диктаторские полномочия. Вопрос классу. Как Лорис-Меликов повел борьбу против революционеров? В январе 1881 года Лорис-Меликов представил Александру IIпроект, в котором предлагалось создать подготовительные комиссии по вопросам преобразования губернского управления, пересмотра губернского и городового положений. Этот проект в обиходе получил название «конституции Лорис-Меликова» 1 марта 1881 г. Александр II одобрилпроект Лорис-Меликова и назначил на 4 марта 1881 г. обсуждение проекта в Кабинете министров. Однако через несколько часов на берегу Екатерининского канала на Александра II было совершено покушение, организованное членами «Народной воли» во главе с Софьей Перовской, в результате которого император погиб. Народ был потрясен гибелью царя-освободителя. Цареубийство не стало началом крестьянской революции. Народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик. Крестьянская революция не началась, а «Народная воля» была разгромлена. Цареубийцы были вскоре осуждены и казнены. Вывод. Общественное движение в период буржуазных реформ имело противоречивый характер. Если в период проведения Крестьянской реформы произошло сближение различных точек зрения, то после воплощения реформ в жизнь в связи с неоднозначными результатами снова произошло размежевание позиций. Борьба революционеров с правительством окончилась трагедией 1 марта 1881 года. Правительство, стремясь достичь стабильности в обществе, готовило новые реформы, однако, убийство Александра II резко изменило все направление внутренней политики. | Учащие работают по учебнику 1 группа. Консервативное направление. \стр. 138\ 2. группа. Либеральное направление. \стр. 138.\ 3.Группа Радикальное направление. \стр138-139\ 4 группа. Народничество. \стр. 139-142\ По окончании работы учащиеся зачитывают результаты своей деятельности и формулируют выводы. 1 .группа вывод. Консервативное течение имело поддержку среди представителей всех сословий . Лидер Толстой Д.А. 2гр-па вывод: После реформы 1861 года происходил рост либерального движения в России. Руководители этого движения стремились воздействовать на правительство, побуждая его к углублению преобразований. Они выступали за демократизацию страны и за реформы как в области политики так и в области социального строя. 3 гр-па вывод: После отмены крепостного права в 1861 году на власть стали оказывать давление консерваторы, которые стремились не допустить коренных перемен в обществе. Консерваторы отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные позиции. Они считали, что самодержавие нужно сохранить, т.к. это тот устой общественной жизни, который придаёт устойчивость существующему режиму в стране. 4гр-па вывод: Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни России в 60-80-х годжах.19 века. Это течение выступало за свержение самодержавия путём резких действий .Оно хотело подтолкнуть народ к проведению революции путём пропаганды, заговоров и террора Учащиеся работают по учебнику вместе с учителем. Отвечают на вопрос. 3 Течения. 1.Бунтарское. (идеолог М.А. Бакунин). 2. Пропагандистское . (идеолог П.Л. Лавров). 3. Заговорщеческое. (идеолог П.Н. Ткачев). Запись в тетрадь. 1874 – 1875 гг. – «хождение в народ». Слушают учителя . Делают запись в тетрадь. 1876 – создание новой организации народниками «Земля и воля» Запись в тетрадь. «Народная воля» и «Черный предел». Схема – слайд Отвечают на вопрос по учебнику на странице 144. - Ликвидировал III отделение и подчинил политическую полицию министру внутренних дел. - Переориентировал политическую полицию с массовых арестов на хорошо подготовленные точечные удары против конкретных террористов (Желябова, Михайлова, Клеточникова). |