СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Давайте познакомимся!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю начальных классов познакомить ребят с разнообразием растений и грибов, которые являются опасными представителями леса. Краткие и понятные инструкции  формируют у учащихся  навык поведения в незнакомой ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Давайте познакомимся!»


МБОУ Гимназия муниципального района

Чишминский район








Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру 4 класс


«Давайте познакомимся!»









Учитель биологии

Шульга О.А.



Цель занятия:

  1. Познакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями.

  2. Объяснить детям, что нельзя пробовать на вкус незнакомые грибы, плоды, растения.

  3. Расширить кругозор учащихся.

  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки, таблица, картинки, видеопрезентация


  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний по теме.

- Ребята! Какие опасности подстерегают человека в лесу?

Приготовились работать в четвёрках. (Раздать вопросы. Один обучающийся отвечает, остальные дополняют).

- Представьте, что мы находимся в лесу.

Работа в четверках.

1 четверка. Какие опасности подстерегают людей в лесу?

2 четверка. Какие правила надо помнить, чтобы не заблудиться в лесу? Что должен сделать человек?

3 четверка. Как природа помогает человеку выбраться из леса?

4 четверка. С кем нужно ходить в лес?\

Разминка для глаз.

Самостоятельно прочитать и запомнить основные правила поведения в лесу, если вы заблудились.

Правила (на доске)

  1. Не поддаваться панике.

  2. Прислушиваться к звукам и идти на них.

  3. Идти по течению реки или ручья.

  4. Не бросать товарищей.

II. Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя.

В лесу вас ждет много интересного, но и опасного тоже. Например – ядовитые грибы и ягоды. На заре своей истории, ещё первобытные люди собирали зелень и плоды для питания. Одни оказались съедобными, другие – невкусными, третьи вызывали болезни, порой приводившие к смерти. Со временем люди поняли, что некоторые растения таят в себе страшную силу.

В лесу растёт много съедобных и ядовитых грибов и ягод.

Сегодня мы будем говорить о правилах безопасного обращения с грибами и растениями, встретившимися в лесу.

Учитель: Ребята, представьте, что вы пришли в лес. В лесу много грибов. Что вы будете делать? (На таблице лес, съедобные и несъедобные грибы, т. е. ядовитые грибы).

Учитель: Все ли грибы тебе знакомы? Нет.

2. Учитель: Во время сбора грибов, надо обязательно спрашивать взрослых о съедобности грибов и стараться запомнить, какие съедобные, какие нет.

У каждого гриба есть свои любимые места обитания. Подберёзовики селятся около берёз. Подосиновики любят осинники. В еловых лесах встречаются сыроежки, грузди. Среди моховых полянок желтеют шляпки лисичек. Белые грибы растут около берёз и дубов. И около хвойных деревьев. Их можно искать в любом лесу.

Грибы вкусны и питательны. Человек всегда употреблял их в пищу. Гриб ни животное и не растение. То, что мы называем грибами – это лишь его плодовое тело. Подобно водорослям грибы – это примитивные нецветковые растения, не имеющие настоящих листьев, стеблей и корней.

Учащиеся рассказывают подготовленные стихи.

  1. Лисички.

Мы таёжные сестрички,

Мы весёлые лисички

Найти нас очень трудно

Бывает с непривычки,

Но если вы найдёте,

Валежник разгребая,

Одну из нас, то рядом

Найдётся и другая.

  1. Боровик – белый гриб.

Вот и гриб боровик!

И красив он и велик –

В толстой шапке набекрень

Ножка крепкая, как пень.

  1. Подосиновик.

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке

Подосиновиком звать,

И его придётся взять.

Учитель: Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже ядовитые. Отгадайте загадку

Учитель: Загадка.

На бору, на яру

Стоит мужичок –

Красный колпачок. Мухомор.


Послушаем сообщения, которые приготовили ребята.

Мухомор красный. Растёт в лиственных, хвойных и смешанных лесах одиночно и большими группами с июня до осенних заморозков. Шляпка шаровидная ярко-красная. Поверхность шляпки усеяна белыми или желтоватыми многочисленными бородавками. Ножка до 20 см длины, цилиндрическая, у основания клубневидная, белая с белым или желтым кольцом. Основание ножки покрыто белыми бородавками в несколько рядов. Гриб ядовит.


Бледная поганка. Растёт местами обильно, но чаще встречаются одиночные грибы. Растёт в дубравах или лиственных лесах. Бледно-зеленоватая или жёлто-зелёная. Ножка белая слегка зеленоватая, у основания с булавовидным утолщением, окружена плёнкой в виде мешочка. В верхней части ножки – бахромчатое кольцо. Гриб смертельно ядовит. Ядовиты все части, даже споры. Яд не растворяется в воде.

Учитель. Ребята, послушайте лесные пословицы и поговорки.

Учащиеся.

  1. Весна красна цветами, а осенью – грибами.

  2. Не поклоняясь до земли, и грибочка не подымешь.

  3. Любят грибы за нос водить.

  4. Красота мухомора мух не радует.

  5. Мухомор красен, да для здоровья опасен.

  6. Похож мухомор на божью коровку, да пятнышки не те.

Физкультминутка.

По лесочку Петя шёл,

Там белые грибы нашёл.

Один грибок – положили в кузовок.

Два грибок – положили в кузовок.

Три грибок – положили в кузовок.

Четыре грибок – положили в кузовок.

Пять, шесть – тихо сесть.

Учитель. А теперь, ребята, обратимся к рубрике «Это интересно».

  1. Пройдитесь по парку или саду, и вы окажетесь в окружении покрытых зелёной листвой созданий природы, которые обычно называются растениями. Деревья, что шумят кронами над головой, и кустарники в живой природе – это растения. А как же чуть белеющие в траве грибы, у них ведь нет листьев?

  2. Что такое грибы? Грибы – это особая группа организмов, которую ученые выделили в отдельное царство. Они не имеют листьев, стеблей и корней. То, что мы называем грибом – это лишь его плодовое тело, а в почве – грибница.

  3. Чем питаются грибы? Грибы питаются за счёт других растений или животных, как живых, так и мёртвых. Грибы-паразиты, поражающие живые растения, вызывают множество болезней. Есть хищные грибы. Один из таких грибов питается микроскопическими червями. Петлеобразными отростками гиф захватывает червя и высасывает содержимое.

  4. Почему выжили ядовитые растения? Потому, что с помощью особых химических веществ – ядов – они защищались от истребления. Яд в растениях распределён неравномерно. Иногда он скапливается в корнях или семенах, иногда всё растение: стебли, листья, корни, цветки и плоды ядовиты. Одни растения накапливают больше яда, до, после или во время цветения, другие – в пору созревания плодов.

  5. От чего зависит ядовитость растений? Одни растения наносят вред, если прикоснуться к содержащим их растениям, эти яды называют контактными. Другие яды воздействуют на организм, проникнув в кровь. Третьи сначала должны попасть в желудок и только потом в кровь. Четвёртую группу ядов условно называют дыхательными. Растениями, в которых они есть, можно отравиться даже не дотрагиваясь, а лишь вдохнув их запах.

  6. Что делать, если попал в беду? Если ты, пожевав какую-то травинку или ягоду, вдруг почувствуешь себя плохо, не паникуй. Вызови врача, а пока ждешь приезда скорой попробуй удалить яд из желудка, чтобы он не успел всосаться в кровь. Для этого используют вещества, способные осаждать яды и делать их нерастворимыми. Нужно выпить смесь из 2-3 яичных белков и стакана воды или пол литра молока. Через 20-30 минут после приёма противоядной смеси постарайся вызвать рвоту. Только помни, что бледная поганка так коварна, что её начинает действовать когда ты уже забыл о ней, поэтому отнесись внимательно к тому, что у тебя в корзинке.

Учитель. Ребята, растения существуют в природе не только ядовитые, но и растения – хищники.

2 учащийся. Растения- хищники. Книга «Азбука природы», с. 116.

Существуют растения – хищники. Листья росянки покрыты красными или ярко-оранжевыми волосками, у каждого волоска есть блестящая капелька клейкой жидкости, но не нектар наполняющая мёд. Когда этой капельки касается муха, муравей или иное голодное насекомое, то эта жидкость – отличный клей. Попытки жертвы освободиться, приводит к тому, что к ней склоняется всё больше соседних волосков и жертва покрывается клейкой слизью и насекомое гибнет.

3 учащийся. Венерина – мухоловка. Книга «Азбука природы», с. 117.

Венерина-мухоловка – уникальное растение. Когда насекомое касается волосков на её складывающихся листьях, ловушка захлопывается и вокруг жертвы смыкаются зубы.

4 учащийся. Существуют растения – паразиты.

Растение – паразит присасывается к тканям другого растения и извлекает из них воду и питательные вещества.

Учитель. В природе очень много лечебных растений. Послушайте о некоторых растениях.

1 учащийся.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

2 учащийся.

Тонкий стебель у дорожки

На конце его серёжки

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки.

Учитель. В природе есть и ядовитые растения.

Стихотворение «Вкусный суп», А. Усачёв

Ведьма суп варить решила,

Змей сушёных накрошила,

Развела большой костёр

И поставила котёл.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок.

Поскакала за бугор –

Отыскала мухомор,

Для приправы – бузины

Для отравы – белены

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины

Супчик вышел – то что надо.

Целых двадцать литров яда.

Учитель. Почему суп оказался ядовитым?

- Какие грибы и ягоды собирала ведьма?

(показ ядовитых грибов)

Есть ещё ядовитые растения.

1 учащийся. Ландыш. Книга «Ядовитые растения», с. 26, 27

Растёт в лиственных лесах, дубравах, сосновых борах, среди кустарников. Тонкий стебель, а на нём свисают зелёные бутончики, раскроется и станет белым колокольчиком. Со временем на месте душистых красивых цветков созревают красно-оранжевые ягоды. Плоды ландыша ядовиты, их нельзя брать в рот. Ядовита даже вода, в которой стоял букет.

2 учащийся. Вороний глаз. Книга «Ядовитые растения», с.28

Вороний глаз – очень ядовит. Особенно много яда в чёрных плодах. По форме ягода напоминает глаз, угольно-чёрный глаз вороны. Любит тенистые сырые леса. Листья крестообразные с одной ягодкой.

3 учащийся. Калужница. Книга «Ядовитые растения» с. 11.

Красивый желтый цветок с пятью лепестками. Лепестки-словно лакированы. Листья и стебли у этого растения – ядовиты.

Учитель. Поиграем в игру «Какое растение лишнее?»

Ландыш, ветреница, подорожник, белена, бузина.

Подорожник – лечебная трава, остальные ядовитые.

- Какие грибы собрали в кузовок? Назвать. - Какие ядовитые грибы? Им не место в лукошке.

б) Запомните: Нельзя собирать неизвестные растения и грибы. Нельзя их пробовать.


  1. Закрепление изученного.

- А сейчас проверим как хорошо вы запомнили ядовитые растения и грибы.

а) работа в парах.

I вариант. Выбирает ядовитые растения и грибы.

II вариант. Съедобные растения и грибы. (Разложить картинки на столах).

Вывод: 1) Собирать можно только известные тебе грибы и плоды растений.

2) Нельзя пробовать на вкус незнакомые грибы и ягоды.

VII. Рефлексия.

Сейчас мы сочиним стих и вы поможете мне в этом (синквейн)

Спасибо за интересное занятие







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!