СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д.С.Самойлов "Сороковые"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Д.С.Самойлов "Сороковые"»

Литература 6кл Урок №63 Дата 12.02.2020

Учитель: Зеркаль Н.О.

Тема урока: Д. С.Самойлова «Сороковые»

Тип урока: урок-анализ художественного произведения.

Цели урока:

Обучающие: познакомить с творчеством Д. Самойлова на примере стихотворения «Сороковые, роковые...», показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко личными переживаниями.

Развивающие: развивать умения анализировать лирический текст, определять авторскую идею; формировать умения выражать свои впечатления от прочитанного и совершенствовать навык выразительного чтения.

Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

УУД

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать индивидуально (самостоятельно).

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формировать свою точку зрения, адекватно использовать различные средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: формировать навыки взаимодействия в группе по плану выполнения задачи при помощи учителя.

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Целепалагание

Вступительное слово учителя: С каждым днем уходят все дальше в прошлое героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Мы отметим скоро семидесяти десятилетие Победы над фашистской Германией. Прошло более полувека! Значит, это о нашем времени писал поэт Сергей Орлов:

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез…

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны…

Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт, и свыше 400 не вернулись домой. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты и прозаики, надевшие военную форму. Это - Алексей Сурков, Николай Тихонов, Константин Симонов, Давид Самойлов, Семен Гудзенко, Юлия Друнина, Сергей Орлов.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из тех поэтов, в судьбе которого «совпало — война, беда, мечта и юность». Это Давид Самуилович Самойлов (1920-1990).

  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя о поэте: Родился Давид Самойлов 1 июня 1920 года в Москве. Его отец был врачом, участником Первой мировой и Гражданской войн, в годы Отечественной войны работал в тыловом госпитале. Его московское детство было удивительно похоже на детство другого замечательного поэта – Бориса Пастернака. Мама Бориса Леонидовича - Розалия Кауфман, а отец Давида Самойлова – тоже Кауфман, Самуил Абрамович. Нет, они не были родственниками, просто однофамильцы. В 1938 году Д. Самойлов окончил среднюю школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы. Первая поэтическая публикация Самойлова благодаря его педагогу Илье Сельвинскому – появилась в журнале «Октябрь» в 1941 году (стихотворение «Охота на мамонта» за подписью Давид Кауфман). В годы учебы Давид Самойлов (или Дэзик, как ласково, дружески называли его близкие) подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии «военного поколения» – Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым.

В начале финской войны Самойлов хотел уйти на фронт добровольцем, но не был мобилизован по состоянию здоровья. Впрочем, и в начале Великой Отечественной войны он не был взят в армию по возрасту, но здесь Самойлову повезло: его направили на трудовой фронт – рыть окопы под Вязьмой. В первые месяцы войны поэт записал в тетрадь все свои неизданные произведения, которые считал для себя важными: около 30 стихотворений и стихотворных отрывков, одну комедию, три поэтических перевода. На трудовом фронте Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где некоторое время учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, по окончании которого в 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин.

Впоследствии в своих воспоминаниях Самойлов написал: «Главное, что открыла мне война, – это ощущение народа». В 1943 году поэт был ранен; жизнь ему спас друг, алтайский крестьянин С.А.Косов, о котором Самойлов в 1946 году написал стихотворение «Семен Андреич». После госпиталя Самойлов вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. В годы войны Самойлов не писал стихов – за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений про удачливого солдата Фому Смыслова, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семен Шило». Первое послевоенное произведение Стихи о новом городе было опубликовано в 1948 в журнале «Знамя». Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии. Регулярные публикации его стихов в периодической печати начались в 1955. До этого Самойлов работал как профессиональный переводчик поэзии и как сценарист на радио.

Определяя свое поэтическое самоощущение, Самойлов написал: «У нас было все время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». Поэтической «визитной карточкой» этого поколения стало одно из самых известных стихотворений Самойлова “Сороковые” (1961).


Выразительное чтение стихотворения «Сороковые» и его анализ.

А) Чтение учениками стихотворения

Б) Беседа по первоначальному восприятию:

- Какое впечатление у вас вызвало это стихотворение? Что представили?

- Какие ассоциации возникли?

- Можно представить, в каком настроении был Д. Самойлов, когда писал данное стихотворение?

В) Словарная работа:

- Мы с вами прочитали стихотворение Д.Самойлова «Сороковые», и нам здесь встретились непонятные слова, давайте разберем их. Как вы понимаете значение этих слов?

  • роковые (годы)- здесь: приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

  • в ...замурзанной ушанке (просторечное) – в грязной, истрепанной зимней солдатской шапке;

  • уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу;

  • кисет – маленький мешочек для табака, затягиваемый шнурком;

  • мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу;

  • балагурить (разговорное) – весело, с шутками болтать;

  • паёк (просторечное) – здесь: кусок хлеба, выданные по военной норме.

Г) Беседа по содержанию стихотворения.

  • Какими вы представляете себе годы, если о них сказано: «роковые», «свинцовые», «пороховые»?

  • Что добавляют к этой картине слова «перестуки эшелонные», «извещенья похоронные», «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку»? Как вы их понимаете?

  • Прочитайте строки, где приведена антитеза (противопоставление образов). Какая мысль в ней выражена?

  • Обратите внимание, как меняется настроение поэта.

  • Какими словами рисует поэт картину войны? Что увидели вы после прочтения первых двух строф? Какие звуковые образы возникают? (Суровое лицо войны рисуется поэтом при помощи таких картин, как извещенья похоронные, перестуки эшелонные, погорельцы. В первых двух строфах картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на букву "р”: "соРоковые”, "Роковые”, "фРонтовые”, "похоРонные”, "пеРестуки”, "Рельсы”, "пРостоРно”, "погоРельцы” (два раза). Эти слова и выражения вызывают у читателя чувства тревоги, непоправимой беды, горя.)

- Как меняется настроение стихотворения, когда поэт вспоминает себя на войне? Каким видится вам герой стихотворения? (Сначала автор изображает страшные годы войны, беду, ужас, но он начинает вспоминать себя в это время, и настроение меняется, становится веселым и озорным. Он вспоминает себя, каким он был веселым, задорным. Автор стихотворения видится нам человеком мудрым, многое повидавшим на своем пути.)

- Какие чувства испытывает поэт, вспоминая свою юность? (Вспоминая свою юность, автор испытывает чувство горечи, печали. Война разрушила все. Она разрушила юношеские мечты, желания, надежды. Автор говорит о несовместимости, противоположности юности и войны)

- Какова, по-вашему, главная мысль стихотворения? Зачитайте строки, в которых она выражена. (Главная мысль стихотворения — противоестественность совмещения войны и жизни, смерти и молодости.)

Учитель: Ребята, обратите, пожалуйста, внимание, композиция стихотворения Самойлова построена по кинематографическому принципу: В первых двух четверостишиях мы видим Русскую землю как бы с высоты, в которой «Просторно. Холодно. Высоко». С востока на запад, к линии фронта, идут бесконечные эшелоны с оружием, боеприпасами, пополнением в войска. Колеса вагонов стучат на стыках рельс. Рельсы гудят от только что прошедшего поезда. А с запада на восток по дорогам движутся беженцы из районов, уже занятых фашистами, люди, у которых сгорели их дома. Многие семьи уже получили похоронки, то есть извещения о том, что мужья или сыновья погибли на фронте.

Затем крупным планом мы видим солдата на полустанке. Может быть, он только что выписался из госпиталя и ждет отправки на фронт. Мы видим бытовые, будничные подробности: «замурзанную ушанку» с вырезанной из банки звездочкой — не по уставу, «табак в кисете», «мундштук наборный».

Таким образом, в начале стихотворения поэт показывает нам землю как бы сверху. Затем на огромном пространстве, которое пришло в движение, мы видим маленькую точку-полустанок, на котором находится герой стихотворения. На фоне великой, пришедшей в движение страны он «худой, веселый и задорный». Он шутит с девчонкой и делится с ней своим солдатским пайком: «И пайку надвое ломаю...»

Затем мы видим эти годы из других, послевоенных времен глазами человека, который пытается осмыслить пережитое.

- Почему в 6-7-й строфах так много восклицательных интонаций? В чем трагизм последних двух строк стихотворения? (Поэт сожалеет об опаленной войной юности, когда в жертву были принесены жизни миллионов мальчишек.)

- О ком, о себе или о целом поколении, говорит поэт?

Вывод: В этом стихотворении Самойлов хочет сказать о том, как противостоят и как несовместимы юность - прекрасная пора жизни, и война – ужасная, кровопролитная.


  1. Итог урока.

Слово учителя: Искусство рождается из великой трагедии в наименьшей степени, чем из великого счастья. Доказательство тому – услышанное нами стихотворение.

Те, что вернулись с войны, стали в нашей поэзии своеобразными символами своих ровесников, которым так и не довелось больше переступить порог родного дома, обнять мать, жену.

«О  войне  необходимо  знать  все», – утверждал К. Симонов. – Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли, каких жертв нам стоила война».


  1. Домашнее задание: прочитать стр.62-80

  2. Рефлексия

- Что удивило сегодня? Почему?

- Что изученного сегодня, на твой взгляд, самое важное? Почему?

- О чём бы ты хотел узнать больше? Почему?

- В каком из заданий ты смог в большей степени применить творческий подход? Почему ты так думаешь?

- В какой момент урока тебе удалось лучше всего проявить свои способности?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!