СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д.Н. Мамин – Сибиряк « Приёмыш» (первый урок по данной теме)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 3 класс

Тема:  Д.Н. Мамин – Сибиряк « Приёмыш»  (первый урок по данной теме)

Тип урока: урок ознакомления и формирование УУД

Цель: создание условий для усвоения данного произведения, развитие творческого мышления, формирование гражданского самосознания.

Задачи:

воспитательные:  формирование норм  нравственно – этического поведения, личностного отношения к окружающей действительности, воспитание  коммуникативности, умения давать оценку собственной деятельности,

метапредметные:  развитие навыка работы с текстом,  развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе образовательной среды, развитие связной речи,  расширение словарного запаса учащихся,

предметные: продолжить знакомство с произведениями детской классической литературы, знакомство с биографическими  сведениями об авторе изучаемого произведения.

Планируемый результат: учащиеся должны иметь представление о прочитанном произведении, научиться делиться своими мыслями, отстаивать личную позицию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль.

Формирование УУД.

Регулятивные: целеполагание, самооценка.

Познавательные действия: умение осознанно строить речевое высказывание, выделение познавательной цели.

Коммуникативные УУД:  постановка вопросов, умение выражать свои мысли, умение управлять своими действиями и действиями партнёра.

Оборудование: мультимедийное сопровождение  урока, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка, индивидуальные МакВоок, словарь Ожегова, карточки характеристики Соболько.

  1. Организационный момент: (дети стоят)

Итак, друзья, внимание –

Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

  1. Проверка домашнего задания:

- К сегодняшнему дню вам предлагалось нарисовать рисунки к изученным стихотворениям поэтов Брюсова, Есенина, Цветаевой, и рассказать отрывки.

-Проверим, что у вас получилось!

(Заслушать несколько стихотворений 3-5)

2. Подготовка к восприятию нового материала

Сегодня мы начнём читать ещё один рассказ о дружбе животных, а автора сегодняшнего произведения попробуйте определить сами, посмотрев выставку книг.

Слайд №2  Читаем названия… («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго зайца…», «Серая Шейка», «Сказка про Комара Комаровича..»

- Кто автор этих произведений? (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Слайд №3 (Портрет, годы жизни и смерти)

3. Сведения об авторе

Сообщение о жизни и творчестве писателя подготовили Алёна и Алексей.

Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье.В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургскогоуниверситета, но не закончил его.

Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми.  Слайд №4. Они научили его еще в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. .  Слайд №5.

Да, в этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие друзья!»

Печататься начал Мамин-Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.

«Это счастье питать для детей», - говорил он. Записал Мамин-Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Аленушке. Слайд №6. Дочка выросла без матери. Она умерла.И отец делал для девочки все, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоем проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Аленушкинысказки». Книга нравится всем детям. Советую всем нам ее прочитать.

4. Работа по учебнику

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово – приемыш? (высказывания учащихся)

- Найдем объяснение этого слова в словаре Ожегова.

Приемыш – приемный сын или приемная дочь.

5. Составление плана исследования

- О чем вам захотелось узнать, прочитав название произведения? (Кто приемыш, познакомиться с содержанием...)

Предлагаю вам план работы над произведением

Слайд №8.

Ученик зачитывает

Д.Н. Мамин-Сибиряк«Приемыш»

План работы.

1. Познакомиться с героями.

2. Определить, кто такой Приемыш.

3. Охарактеризовать главных героев.

4. Выяснить главную мысль.

5. Высказать свое отношение.

6. Словарная работа

При чтении встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. – Как вы понимаете? И обратимся к словарю Ожегова.

Слайды №9.

Церемония – торжественный обряд, порядок совершения чего-то

Доспехи -воинское или другоетяжеловесное снаряжение

Протока – боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоема

Сайма – рыбацкая стоянка

Заводь – небольшой залив в реке или озере с замедленным течением

Муштровать – обучать, подвергая суровой системе воспитания

Бобылем – в одиночестве

Увечить – физически расправляться, калечить

Хиреет – болеет, чахнет

Божья тварь – все живое, созданное богом

7. Физкультминутка Слайд № 10.

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

8. Этап осмысления

Чтение текста по частям и работа над его содержанием

- Прочитаем произведение по частям.

        Слушая 1 часть, исследуем. Внимание на слайд, прочитайте…

Слайд №11

  • Где происходят события?
  • Кто герои?

Читают 1 часть диктор.

Итак, ответим на вопросы. (События происходят на озере. Герои: Тарас, Соболько, лебедь)

- Как вы думаете, кто является Приемышем? (рассуждают)

Далее мы об этом узнаем.

Продолжим работу над 2 частью. Исследуем:

Слайд №12

  • Кто оказался Приемышем?
  • Как Приемыш появился у Тараса?

9. После чтения (читают 2 чел.) ответим на вопросы.

(Приемышем оказался лебедь. Охотники застрелили родителей)

- Выберите слова, характеризующие Приемыша. Слайд № 13.

(Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица)

  •  

Здесь лебедь – сирота, почему? (Остался без обоих родителей)

Продолжим работу над 3 частью. Исследуем…

Прочитав эту часть, выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь. (читают 2 чел)

(Жил на озере 40 лет, жил бобылем, родные умерли, князь князем жил, старый) Слайд № 14.

Мы дали характеристику двум главным героям, кому? (Приемышу, Тарасу)

- А что вы можете сказать о Соболько? Является главным героем?

10. Индивидуальная работа

Слова из текста

 Соболько

        бобыль

 

        пёстрый

 

       князь князем

 

      лучший друг человека

 

      гордая

 

      умная

 

       дружелюбный

 

       ласковый

 

(Пестрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый) Слайд № 15.

- Мы дали характеристики всем главным героям?

11. Прогнозирование

- А вот интересно, каким же будет конец этой истории?

Чтение 4 части учителем, работа над содержанием.

Исследуем последнюю заключительную часть

Совпадает ли ваше мнение конца истории с авторским? Слайд № 16.

  • А мог ли Тарас не отпустить птицу?

Тарас любил все живое. Он не посмел бы Приемышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать в неволе. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…

Друзья и расстались

- Легко ли расстаться с другом? (Очень тяжело)

Приемыш – птица, которой нужна полная свобода, и у нее должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.

- Что же автор хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил?

- А можно идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? (Да, можно) Слайд № 17.

12. Итог урока

Слайд № 18

Проверим, выполнили мы план работы?

13. Рефлексия

Слайд № 19

Закончите предложения:

  • Рассказ  «Приемыш» вызвал у меня чувства…
  • Рассказ помог понять…
  • Для меня было сложным…
  • Мне понравилось…
  • 14. Домашнее задание. Слайд №20.

Выразительное чтение рассказа с. 76-84,

составить рассказ на тему: «История одного лебедя».

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!