СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»»


Технологическая карта  урока литературного чтения 2 класс


Тема урока

 Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цель урока

Продолжить формирование у учащихся навыков чтения и работы с текстом. Познакомить  учащихся с произведением Д. Хармса и С. Маршака

Задачи урока

совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.Отрабатывать выразительное чтение произведения.

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке.

Предметные:

выразительное чтение стихотворения с использованием интонации соответствующей смыслу содержания текста, определять настроение. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД

-определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-осуществлять самоконтроль;

- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные  УУД:

-ориентироваться в учебнике , тетради, на развороте учебника.;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя связь с жизнью;

- проводить анализ учебного материала;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-умение точно выражать свои мысли;

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

- Умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД:

-устанавливать связь   целью учебной деятельности и её мотивом;

- определять общие для всех правила поведения.

- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Общеучебные: способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания.

Логическиевыделяют существенную информацию из стихотворения, характеризуют героев.

Образовательные ресурсыпортреты авторов Д. Хармса, С. Маршака, выставка книг, детских журналов, иллюстрации: обложки журналов “Чиж” и “Еж”, обложки книг сборников стихотворений Д. Хармса. Иллюстрация чижа, карточки (текст для речевой разминки). Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, оценочные листы.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1. Организационный момент

-Улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку мне.

В этом классе все друзья.

 Вы и мы, и ты, и я,

 Влево, вправо повернись.

 И соседу улыбнись.

-А я подарю вам урок литературного чтения. И я очень хочу, чтоб вы мне помогли.

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные:

Формируем мотивацию к обучению целенаправленной познавательный деятельности

2. Мотивация к  учебной деятельности.

Цель : определение темы и целей урока.

- Откройте учебники на стр.170

И подскажите мне какая тема сегодняшнего урока?

– Попробуем определить цели урока.

-Какая цель урока?

-Для этого необходимо нам вместе решить задачи, прочитаем их хором

Тема урока: Д. Хармс и С. Маршак «Весёлые чижи»

– Познакомимся со стихотворением Д. Хармса, С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей.

1) Учиться читать правильно;

2) Читать – думая;

3) Читать выразительно;

4) Учиться работать с текстом

Регулятивные:

Умение формулировать тему и цель урока.

3.Актуализация знаний

Цель

– Какие издавались первые детские журналы? Как звучит полное название журналов.

– Кто читал эти журналы?

– Какие детские журналы читаете вы?

– “Чиж” (Чрезвычайно интересный журнал издавался в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1930-1940 г). “Еж” (Ежемесячный журнал для детей издавался с 1928 г).

Коммуникативные:

-формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

4. Создание проблемной ситуации

Пение чижа

–Послушайте и определите пение какой птицы?

Ребята угадывают

Коммуникативные:

Умение высказывать свою точку зрения

5.Совместное открытие знаний

Проблема урока:

Работа по теме урока

Работа над текстом до чтения.

-Прочитайте заголовок.

-О ком стихотворение?

Почему они сравнили детей с чижами?

- Посмотрите иллюстрацию

– Кому посвящено это стихотворение?

– Что такое детдом?

-Что вы знаете о жизни Д. Хармса и С. Маршака?  

– Что объединяет этих авторов?

– 6-му Ленинградскому детдому.

-После ВОВ во время блокады Ленинграда было много погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей были вынуждены жить и воспитываться в детдомах.

(Работали в соавторстве)

Познавательные:

-перерабатывают полученную информацию.

6. Продолжение работы по теме урока.

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение стихотворения «Весёлые чижи», определение жанра.

Комментированное чтение

Выразительное чтение обучающихся.Отработка навыка.

Дети читают в режиме диалога с автором.

Дети читают цепочкой, учитель комментирует. Словарная работа в контексте.

Коммуникативные:

Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения

7. Словарная работа

Чтение по частям

– Прочитаем содержание одной части

– Все ли слова вам понятны?

– Как вы понимаете… Судомойка – женщина, которая моет посуду.

Кухарка – от слова “кухня”, повар.

На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник

– Прочитаем содержание следующего слайда.

– Какие слова необходимо объяснить? 

Кочережка – кочерга.

Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки. 

Тетерка – тетерев.

– Прочитываем следующий отрывок

(Один ученик читает часть стихотворения со слайда, остальные следят по учебнику).

 – Объясняют значение слов.

Читает второй ученик громко, вслух

Объясняют значение слов.

Чтение, следят по учебнику.

Познавательный: работа со словарём


– Читаем дальше

 Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком.

 – Читаем дальше 

Таратайка – двухколесная повозка.

Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты.

 Мотор – автомобиль

Оглобля – длинная деревянная жердь (брус), которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади.

Ученик читает, другие следят Находят в словарике учебника

Чтение, следят по учебнику.

Учащиеся работают со словарем учебника, зачитывают значение слов с книги.

Познавательные: работа со словарём

8.Физминутка

 Встали

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем

Крылья сложили назад.

Двигательная активность обучающихся.


9.Обсуждение стихотворения.

Работа в группе

Работа с текстом после чтения

История создания произведения.

Прослушивание 7 симфонии.

– Кто главные герои?

– Какова тема стихотворения?

– Чему учит оно?

Почему авторы сравнили детей с чижами?

– Найдите и зачитайте слова, которые помогают услышать чижей? – Как читалось стихотворение?

– Что выразили авторы ритмом?

Творческое задание

Выразительное чтение по ролям. Придумайте концовку стихотворению.

– 44 чижа.

– Труд детей.

– Что дети “чижи” трудолюбивые, дружные.

 – (Ответы детей)

Ученики ищут в книге и зачитывают. – Легко, ритмично, интересно.

 – Занятия (действия) чижей в течение целого дня.

Познавательные:

Находить ответы на вопросы, работать с текстом.

10.Рефлексия.

-Почему  это стихотворение так называется?

– Вы сегодня на уроке почувствовали себя чижами – богатырями?

Поставьте себе общую отметку. Вам понравился урок?

 Что тронуло в вашей душе?

–  Нарисуйте смайлик своего настроения на уроке.

– Покажите свои результаты.

На листах оценивания дети выставляют себе общую отметку за работу на уроке.

Рисуют смайлик.

Дети показывают свои оценочные листы.

Коммуникативные:

Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной  речи.

11.Подведение итогов урока.

– Какое стихотворение изучали на уроке?

– Кто его написали?

– Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак?

Почему они сравнили детей с чижами?

– Справились ли мы на уроке с поставленными целями?

Ответы детей.


12. Домашнее задание.

– Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стр. 170-173 выразительное чтение по желанию выучить наизусть.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!