СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д. И. Хармс С.Я. Марш Весёлые чижи Литературное чтение 2 класс УМК "Школа России"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Д. И. Хармс С.Я. Марш Весёлые чижи Литературное чтение 2 класс УМК "Школа России"»

Прозвенел звонок и смолк -  Начинается урок.  Мы за парты тихо сели И на доску посмотрели.

Прозвенел звонок и смолк - Начинается урок. 

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

 Руки? -На месте! Ноги? -На месте! Локти? - У края! Спинка? - Прямая!

Руки?

-На месте!

Ноги?

-На месте!

Локти?

- У края!

Спинка?

- Прямая!

Речевая разминка По реке плывет кораблик.  Он плывет издалека.  На кораблике четыре  Очень храбрых моряка.  У них ушки на макушке,   У них длинные хвосты,   И страшны им только кошки  Только кошки и коты.

Речевая разминка

По реке плывет кораблик. Он плывет издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке,  У них длинные хвосты,  И страшны им только кошки Только кошки и коты.

– Какое стихотворение мы изучили на прошлом  уроке? - Кто автор? – Что вы можете рассказать о Д. Хармсе? – Какой раздел литературного чтения мы начали  изучать? – Какие издавались первые детские журналы? - Как звучит полное название журналов.

Какое стихотворение мы изучили на прошлом

уроке?

- Кто автор?

Что вы можете рассказать о Д. Хармсе?

Какой раздел литературного чтения мы начали

изучать?

Какие издавались первые детские журналы?

- Как звучит полное название журналов.

Даниил Хармс  (1905 – 1942) Даниил Иванович  Ювачёв

Даниил Хармс (1905 – 1942)

Даниил Иванович

Ювачёв

ЧИЖ и ЁЖ ЧИЖ и ЁЖ

ЧИЖ и ЁЖ

ЧИЖ и ЁЖ

Подготовиться к выразительному чтению стихотворения Даниила Хармса «Вы знаете?..» (с.165 -169). . Д/з

Подготовиться к выразительному чтению стихотворения Даниила Хармса «Вы знаете?..»

(с.165 -169).

.

Д/з

– Послушайте и определите чей это звук? –  Разгадайте загадку. Послушать пение Я – и пташечка лесная,  Я – и песенка смешная,  И веселая игра  Для детей всего двора.

Послушайте и определите чей это звук?

–  Разгадайте загадку.

Послушать пение

Я – и пташечка лесная, Я – и песенка смешная, И веселая игра Для детей всего двора.

 чиж

чиж

Прочитайте название стихотворения. – Кто авторы стихотворения? – Что объединяет этих авторов? – Попробуем определить  цели  урока. Познакомимся со стихотворением Д. Хармса,  С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей.

Прочитайте название стихотворения.

Кто авторы стихотворения?

Что объединяет этих авторов?

Попробуем определить  цели  урока.

Познакомимся со стихотворением Д. Хармса,

С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей.

Тема урока: Весёлые чижи  С. Маршак, Д. Хармс

Тема урока:

Весёлые чижи С. Маршак,

Д. Хармс

– Кому посвящено это стихотворение? 6-му Ленинградскому детдому. Который находился по адресу: Набережная реки Фонтанки, 36.   После ВОВ во время блокады Ленинграда много было погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей и старших братьев и сестер, были вынуждены жить и воспитываться в детдомах.

Кому посвящено это стихотворение?

6-му Ленинградскому детдому.

Который находился по адресу: Набережная реки Фонтанки, 36.  

После ВОВ во время блокады Ленинграда много было погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей и старших братьев и сестер, были вынуждены жить и воспитываться в детдомах.

Ленинградский детский дом №6

Ленинградский

детский дом №6

Небылица  – это шуточное стихотворение, в котором говорится о весёлых нелепицах, неправдоподобных историях. Рифма   – это звуковое совпадение, связывающее окончание двух или нескольких строк. Ваня, Ваня –  простота Купил лошадь  без хвоста . Сел задом  наперёд И поехал  в огород .

Небылица  – это шуточное стихотворение, в котором говорится о весёлых нелепицах, неправдоподобных историях.

Рифма   – это звуковое совпадение, связывающее окончание двух или нескольких строк.

Ваня, Ваня –  простота

Купил лошадь  без хвоста .

Сел задом  наперёд

И поехал  в огород .

Судомойка  – женщина, которая моет посуду. Кухарка  – от слова “кухня”, повар. На посылках  – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник. Кочережка  – кочерга. Коромысло  – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки.  Тетерка  – тетерев.

Судомойка  – женщина, которая моет посуду.

Кухарка  – от слова “кухня”, повар.

На посылках  – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник.

Кочережка  – кочерга.

Коромысло  – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки.

Тетерка  – тетерев.

Цимбалы  – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком. Аратайка  – двухколесная повозка. Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты. Мотор  – автомобиль Оглобля  – длинная деревянная жердь (брус),  которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади.

Цимбалы  – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком.

Аратайка  – двухколесная повозка.

Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты.

Мотор  – автомобиль

Оглобля  – длинная

деревянная жердь (брус),

которая крепится одним

концом к оси колеса,

а другим – к дуге и

хомуту лошади.

Гребёнка Тромбон Труба Рояль Гармонь Цимбалы

Гребёнка

Тромбон

Труба

Рояль

Гармонь

Цимбалы

– Кто главные герои? – Какова тема стихотворения? – Чему учит оно? – Почему авторы сравнили детей с чижами?   - Найдите и зачитайте слова, которые помогают услышать чижей? – Как читалось стихотворение? – Что выразили авторы ритмом?  Это не просто стихотворение, а стихотворение-песня и на эти стихи написаны ноты

Кто главные герои?

Какова тема стихотворения?

Чему учит оно?

Почему авторы сравнили детей с чижами?

  - Найдите и зачитайте слова, которые помогают услышать чижей?

Как читалось стихотворение?

Что выразили авторы ритмом?

Это не просто стихотворение, а стихотворение-песня и на эти стихи написаны ноты

Иллюстратор: Михаил Беломлинский

Иллюстратор: Михаил Беломлинский

Чиж (Carduelis spinus) – очень маленькая певчая птичка из рода щеглов. Как домашний питомец, чиж считается самым популярным после канарейки, благодаря своей неприхотливости, дружелюбности и звонким мелодичным трелям. В природе чижи иногда копируют пение других птиц, например, щеглов или овсянок. А в неволе эта крылатая малютка быстро привыкает к человеку и со временем может проявлять к нему особое внимание – садиться на плечо или на голову, играть с волосами и мочкой уха, пить изо рта. Чижи вообще очень подвижны и общительны, в том числе и между собой.

Чиж (Carduelis spinus) – очень маленькая певчая птичка из рода щеглов. Как домашний питомец, чиж считается самым популярным после канарейки, благодаря своей неприхотливости, дружелюбности и звонким мелодичным трелям. В природе чижи иногда копируют пение других птиц, например, щеглов или овсянок. А в неволе эта крылатая малютка быстро привыкает к человеку и со временем может проявлять к нему особое внимание – садиться на плечо или на голову, играть с волосами и мочкой уха, пить изо рта. Чижи вообще очень подвижны и общительны, в том числе и между собой.

Они очень ловко передвигаются с места на место, и все время щебечут, как будто переговариваются. И даже осенью, улетая на юг целыми стаями, чижи перекликаются по дороге. Очень интересно наблюдать за поведением чижей во время их кормежки. Птицы очень ловко передвигаются по веткам, цепляясь за них когтями и клювом, а чтобы достать, например, приглянувшуюся ольховую шишечку, могут свисать и вниз головой.

Они очень ловко передвигаются с места на место, и все время щебечут, как будто переговариваются. И даже осенью, улетая на юг целыми стаями, чижи перекликаются по дороге. Очень интересно наблюдать за поведением чижей во время их кормежки. Птицы очень ловко передвигаются по веткам, цепляясь за них когтями и клювом, а чтобы достать, например, приглянувшуюся ольховую шишечку, могут свисать и вниз головой.

История создания стихотворения «Весёлые чижи» Д. Хармс, С. Маршак

"Однажды в вагоне дачного поезда (мы жили тогда по соседству в Кавголове) Маршак рассказывал мне, как писали они вдвоём с Даниилом Ивановичем "Весёлых чижей". Стихотворение было создано на мотив аллегретто из Седьмой симфонии Бетховена. Этот напев Хармс любил повторять - вот так и появились первые строчки: "Жили в квартире сорок четыре Сорок четыре весёлых чижа..." Дальше рассказывалось, как чижи дружно работали, занимались хозяйством, музицировали - и так далее. Много написано было куплетов комического, развесело-напевного содержания (как жаль, что все они были отправлены в корзину!). В конце концов соавторы стали укладывать пернатых друзей спать и разместили кого куда: "Чиж - на кровати, чиж - на диване, чиж - на корзине, чиж - на скамье...". Вот и всё: дело сделано, чижи мирно спят. Наконец можно разогнуть усталые спины. За окном глубокая ночь, на столе и под столом скомканные черновики, пустые папиросные коробки... Но тут Хармс, уже выйдя в переднюю спящей квартиры Маршака, вдруг тихонечко пропел, воздев палец над головой: - Лёжа в постели, дружно свистели Сорок четыре весёлых чижа... Ну что мог возразить Маршак?! Конечно, такой неожиданный поворот представился ему очень живым и забавным. Не могли же, в самом деле, неугомонные чижи уснуть, не насвистевшись вдоволь... Пришлось воротиться к столу - дописывать смешную концовку..."

Борис Семёнов. Чудак истинный и радостный. В журнале: "Аврора", 1977, № 4, с. 70

- Какое стихотворение изучали на уроке? – Кто его написали? – Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак? – Почему они сравнили детей с чижами? – Справились ли мы на уроке с поставленными целями?

- Какое стихотворение изучали на уроке?

Кто его написали?

Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак?

Почему они сравнили детей с чижами?

Справились ли мы на уроке с поставленными целями?

Продолжите предложение:  На сегодняшнем уроке я узнал -Мне понравилось… - На этом уроке я похвалил бы себя за…

Продолжите предложение:

  • На сегодняшнем уроке я узнал

-Мне понравилось…

- На этом уроке я похвалил бы себя за…

http://www.youtube.com/watch?v=gNDPuKNu4C4 Мультфильм http://www.youtube.com/watch?v=iMwwocesvj4

http://www.youtube.com/watch?v=gNDPuKNu4C4

Мультфильм

http://www.youtube.com/watch?v=iMwwocesvj4

Подготовить выразительное чтение стихотворения Д.И. Хармса, С.Я. Маршака “Веселые чижи” – с.170-173. 69

Подготовить выразительное чтение стихотворения

Д.И. Хармса, С.Я. Маршака “Веселые чижи” – с.170-173.

69


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!