СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д.Григорович "Пахарь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Д.Григорович "Пахарь"»

Урок №7 Д. В. Григорович . «Пахарь»

Цели: познакомить юных читателей с произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в., вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.




Ход урока

1.Организационный момент

2. Работа по теме урока

Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899), прозаик, переводчик. Родился 19 марта (31 н. с.) в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению, говорившей только по-французски, поэтому русскому языку учился у дворовых.

Образование получал в частных немецких и французских пансионах в Москве (1832 – 35).

В 1836 поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф. Достоевским. Карьера офицера его не привлекала, поэтому Григорович покидает училище

в 1840 и поступает в Академию художеств, но скоро оставляет и ее.

В 1842 определяется на службу в Дирекцию императорских театров, заводит круг знакомств среди литераторов. В 1845 сотрудничает с Н. Некрасовым в альманахе “Физиология Петербурга”, пишет очерк “Петербургские шарманщики”, отмеченный Белинским. В 1847 выходит повесть “Антон Горемыка”, принесшая Григоровичу настоящую литературную славу и единодушное одобрение читателей, писателей и критиков.

Далее следуют “Проселочные дороги” (1852), “Рыбаки” (1853), ставшие заметным явлением в литературной жизни того времени.

Следующие произведения Григоровича “Переселенцы” (1855) и “Пахарь” (1856) были встречены критически, поскольку от него ждали иного. В этот период шла острая борьба между сторонниками “чистого искусства” и революционными демократами, но Григорович стремился остаться от нее в стороне: “…Право, душу теснят статьи, исполненные ненависти… ” – писал он Некрасову.

В 1858 – 59 писатель принял приглашение Морского министерства совершить путешествие на военном корабле, о чем рассказал в путевых очерках “Корабль “Ретвизан”, в которых нашел место для описания архитектуры и искусства. Он был известен как знаток скульптуры и живописи и коллекционер.

С 1864 занял пост секретаря Общества поощрения художников, где проработал около двадцати лет, оставив литературное творчество.

В 1883 Григорович возобновляет литературную деятельность повестью “Гуттаперчевый мальчик”, названной критикой “маленьким шедевром”. В эти же годы выступает как переводчик (повесть П. Меримо “Этрусская ваза”).

В последние годы жизни работает над “Литературными воспоминаниями”, рисуя для будущих поколений портреты И. Тургенева, Л. Толстого и других. Умер Григорович 22 декабря 1899 (3 января 1900 н. с.) в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.


Анализ повести «Пахарь»

Прежде ,чем мы приступим к анализу повести разберм понятие славянофилы.

(Славянофи́льство — литературно и религиозно-философское течение русской общественной и философской мысли[1], оформившееся в 30-х—40-х годах XIX века[2] и ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада[3]. Представители ( т.е. славянофилы) выступали за развитие особого русского пути, отличного от западноевропейского[4]. Развиваясь по нему, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов[5]. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр I возвратил Россию в лоно европейских стран, и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развития)


В 50-е гг. Дмитрий Григорович возвращается к изображению жизни крестьян в таких повестях, как «Пахарь» (1853), «Кошка и мышка» (1857), «Пахатник и бархатник» (1860), снова показывая конфликт между тружеником и тунеядцем-барином, который его обирает. 

В повести «Пахарь» писатель также обращается к фольклору и этнографии как иллюстративному внешнему колориту для изображения и идиллических картин народной жизни, и самих крестьянских персонажей. Он стремился разглядеть поэтические начала в крестьянском труде, в занятиях крестьян: в пахоте, в уборке, обряде «обряжения» последнего снопа, мудрости крестьянина, единении его с природой и родной землей. Именно в этом укладе сельской жизни народа, по мнению Григоровича, можно увидеть «настоящее русское поле», услышать народную речь и настоящую русскую песню и ощутить причастность к народному миру: «Сладко забьется ваше сердце, если только вы любите эту песню, этот народ и эту землю»6.

Впервые повесть была опубликована в «Современнике» в 1856 году. В центре повествования, как это не необычно для художественного произведения, - изложенные в форме эссе собственные взгляды Григоровича, проиллюстрированные затем во второй части повести образами старика-крестьянина Ивана Анисимовича и его «второго Я» - сына Савелия. Такой прием – изображения отстаиваемой автором идеи с помощью двух персонажей, позволяющих представить человека в его разные возрастные периоды – перехода от молодости к зрелости (Савелию тридцать лет) и старости – дает возможность подчеркнуть непреходящую ценность и даже вечность того, с чем настойчиво предлагает нам познакомиться и в правильности чего надеется нас убедить идеолог - писатель.

 

Работа с текстом повести

  1. От имени кого ведется повествование?

  2. Приехав в поселок автор поселился в доме. Где находился этот дом и как автор его описывает?

  3. Чем по мнению автора отличается город от деревни. Найдите в тексте и прочитайте.

  4. Приезжая в поселок автор вместо старика-пахаря встречает его сына Савелия. Что случилось со старым пахарем ?

  5. Как автор описывает Савелия?

  6. Чем пахота была по мнению Анисимыча для пахаря.

  7. Как относится Анисимыч к деньгам?

  8. Почему народ обращается за советом к Анисимычу? Какие советы дает?

  9. Сколько лет в «полях» провел старик?

  10. Что для старика –пахаря было «целым миром»?

  11. Каких примет придерживался Анисимыч?

  12. Какое неожиданное событие произошло в жизни пахаря?

13.Как Анисимыч решил вопрос о рекрутстве своих сыновей?

14. Кто такой Карп ? Опишите его.

15.Как природа показана в день похорон старого – пахаря ?

16. Что по мнению автора заслуживает прочного воспоминания о человеке.


СЮЖЕТ  

Повесть «Пахарь», состоящая из тридцати двух небольших глав. Начинается повествование, как и водится у писателей славянофильского направления, с критики цивилизации вообще и города, в частности. «…Я страшно тяготился городом!», - с первых строк сообщает нам автор. Поэтому покидая город, с его «шумом, суматохой и возней», с физиономиями его жителей, «как бы скроенными на один лад», «я как будто воскрес душой».

ВЫВОД

Далее, как водится, и большим дорогам: ведь они - почти те же города! «Это бесконечно длинные, пыльные и пустынные улицы, которыми города соединяются между собой; местами та же суета, но уже всегда и везде убийственная скука и однообразие» Одно спасение – проселки! На них «и жизнь проще и душа спокойнее в своем задумчивом усыплении . На них впервые можно услышать народную речь, русскую песню и вообще узнать жизнь народа. Проселок окружен природой в ее первозданной прелести. Тут и стаи птиц, и река, и клин соснового бора. Отсюда начинают расстилаться поля. 

 Как полагали славянофилы, природа, согласно Григоровичу, играет в жизни человека огромную роль. Именно она способствует «опрощению» души, как идеал – ее задумчивому усыплению, освобождению от всего того, что насело на нее в городах, в разговорах со столичными умниками, кичащимися философией.

 

Средством, обеспечивающим «простую жизнь» человека является, естественно, сельскохозяйственный труд. «…Сельская жизнь улучшает человеческую природу». Предоставляя мало развлечений, она сосредотачивает мысли и делает их яснее, а главное – «усмиряет гордость»! Действие это совершенно противоположно действию города. В городе все заставляет человека поверить в свою силу и способности, а это, по Григоровичу, гордыня, разновидность зла.

 

 Изложив основы своего нового мировоззрения, Григорович переходит к его художественному оформлению. Перед нами – материализовавшийся в середине ХIХ столетия сказочный богатырь-крестьянин Микула Селянинович, называемый автором Савелием. Он красив и силен, ведет себя спокойно и достойно. «…Вся фигура его, окаймленная золотыми очертаниями, красиво рисовалась перед рощей, потопленной голубоватой тенью». Это, как мы уже сказали, как бы главный герой повести – старик - в свои зрелые годы. Сам же Иван Анисимыч, доживающий восьмой десяток, – из породы природных «первобытных пахарей», исчезновению которых неумолимо способствует наступающий на деревню город в виде «фабричного промысла», повсеместно насаждающего пьянство, гулянки, хитрость и пронырство. Это зло порождает другое – деньги. Настоящему же человеку – пахарю, как заявляет Анисимыч, деньги не нужны: был бы хлеб святой, а его всегда можно на любой товар обменять.  

 

Анисимыч – природный человек. Вся его жизнь с малолетства прошла в полях. Он знает все обо всем и в своей деятельности безошибочно руководствуется приметами. «…Приметы эти наполняли жизнь его, они управляли каждым его действием: не брался он ни за какое дело, не посоветовавшись сначала с знамениями, которые природа, как нежная мать, заботливо рассыпает по лицу своему в назидание человеку, отдавшему ей свое существование. Не голос ли божий слышится нам в этих знамениях?».  

 

Олицетворением этой правильности поведения и чистоты помыслов у писателя оказывается образ пахаря, только что мирно умершего. «Каждый из присутствовавших подходил к гробу, кланялся в землю и целовал эти честные смуглые пальцы, которые, в продолжение семидесяти лет, складывались только для труда и для крестного знамения»  

 РЕФЛЕКСИЯ

1).Что вы узнали о писателе?

2).Каким должен быть человек, чтобы заслужить всеобщее признание и уважение?

3).Можно ли сказать, что без любви к родному краю возможно создавать произведения о природе?


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать отзыв о повести «Пахарь» ,используя памятку.












Памятка «Как написать отзыв»



Что такое отзыв и для чего он пишется.

Отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. Прочитав отзыв, дети должны подумать, какая интересная книга, нужно обязательно прочитать ее.

Отзыв о прочитанной книге - это свободное сочинение. Общая схема здесь была бы неуместна и, скорее всего, не помогла бы, а лишь навредила. Тем не менее, можно дать некоторые рекомендации в последовательности написания и содержании отзыва.

Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:

1. Краткие сведения о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования.

2. Тезис - мнение читателя о книге.

3. Доказательства справедливости этого тезиса.

4. Вывод - общая оценка книги.



Примеры вопросов, которые могут помочь в работе над отзывом.



О чём эта книга?

Что ты знаешь об авторе книги?

Какова тема и основная мысль произведения?

Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление?

Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения?

Понравилась ли книга? Чем?

Кто из героев особенно понравился? Почему?

С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему?

Как ты охарактеризуешь главных героев?

Где и в какое время происходили события, описанные в книге?

Упоминается ли в книге о каком-либо важном историческом событии?

Что ты знаешь об этом историческом периоде из других книг, кинофильмов?

На какие природные особенности обращает внимание автор? Почему?

О чём ты размышлял после прочтения книги?

Что тебе запомнилось, что показалось необычным?

Чем обогатила тебя книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?

Чему научила тебя эта книга?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!