СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cтатья: "Формирование здорового образа жизни как один из способов социализации личности"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

      За последние годы отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, обусловленная целым рядом причин, таких, как снижение материального благополучия значительной части населения, ухудшение экологической ситуации, ослабление инфраструктуры здравоохранения, возрастание учебной нагрузки, отсутствие культуры здоровья в обществе. Создаются неблагоприятные условия для формирования и развития современной молодежи.

. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Одной из главных дисциплин, помогающих учащемуся осознать важность здоровья, приобрести навыки здорового образа жизни и физическую культуру личности, является физическая культура

Просмотр содержимого документа
«Cтатья: "Формирование здорового образа жизни как один из способов социализации личности"»

Формирование здорового образа жизни как один из способов социализации личности

Кулак Светлана Ивановна

учитель физической культуры,

ГУ «Средняя школа №19 отдела образования

акимата города Костаная»

87771197663, kylak-s@mail.ru


Человек – высший продукт земной природы.
Человек – сложнейшая и тончайшая система.
Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным.
И.П. Павлов


За последние годы отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, обусловленная целым рядом причин, таких, как снижение материального благополучия значительной части населения, ухудшение экологической ситуации, ослабление инфраструктуры здравоохранения, возрастание учебной нагрузки, отсутствие культуры здоровья в обществе. Создаются неблагоприятные условия для формирования и развития современной молодежи. Вызывает тревогу состояние здоровья подрастающего поколения. Так, по данным медицинских исследований, в школах Казахстана лишь 14% детей практически здоровы, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания[1]. Ситуация усугубляется тем, что сами дети далеко не всегда осознают значимость здоровья, как необходимого условия жизни и нередко пренебрегают элементарными нормами заботы о нем, что в свою очередь ведет к росту соматических заболеваний, функциональных отклонений, психических расстройств. По этой причине проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Одной из главных дисциплин, помогающих учащемуся осознать важность здоровья, приобрести навыки здорового образа жизни и физическую культуру личности, является физическая культура.

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Исходя из этого, целями моей педагогической деятельности являются:

  • формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

  • пропаганда и поощрение здорового образа жизни;

  • создание в школе условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни.


Для решения поставленных целей я определила задачи:

Образовательные






Обучать жизненно-важным двигательным умениям и навыкам на уровне возможностей и способностей ребенка

Формировать специальные теоретические знания








Воспитательные






Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физической культурой

Формировать личностные качества школьников

через воспитание патриотизма, чувства товарищества, взаимоуважения, честности,

ответственности за свои поступки













Оздоровительные







Укреплять

здоровье,

содействовать нормальному физическому

развитию


Развивать жизненно-важные физические качества: выносливость, силу, координацию

и др.

Формировать у детей установку на здоровый образ жизни:

оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ

от вредных привычек












Считаю, что комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации – основа формирования мотивации к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.

Рассмотрим подробнее компоненты мотивации к занятиям физической культурой (см.таблицы 1-3):


Компоненты мотивации к занятиям физической культурой


Таблица 1

Образовательный компонент физического воспитания


Средства физического воспитания

Влияние средств физического воспитания на образовательный компонент

(что будет знать и уметь обучающийся)

1.

Физические упражнения, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппарата

Знать:

  • средства формирования правильной осанки;

  • средства формирования правильной стопы;

  • методы управления своим двигательным аппаратом.

Уметь:

  • выполнять упражнения, направленные на формирование правильной осанки и стопы; на развитие движений всех частей тела;

  • осуществлять контроль за соблюдением правильной осанки и постановки стопы при ходьбе

2.

Физические упражнения, способствующие развитию физических качеств и двигательных способностей

Знать: координационные, скоростные и силовые способности и их значимость для жизнедеятельности организма.

Уметь:

  • различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц;

  • осуществлять контроль за состоянием гибкости, телосложения

3.

Физические упражнения, способствующие психическому развитию

Знать:

  • значимость внимания, восприятия, ориентирования для овладения движениями и двигательными действиями;

  • теорию об основных системах организма, обеспечивающих здоровье и движение;

  • формирование способностей идеомоторного представления движений, аутотренинг.

Уметь:

  • переключать внимание;

  • ориентироваться во времени, пространстве, ситуации;

  • формировать двигательное мышление, воображение;

  • управлять напряжением и расслаблением мышц;

  • овладевать способами релаксации за счет дыхания и мышечного расслабления

4.

Закаливание

Знать: активные средства закаливания (солнце, воздух, вода).

Уметь: самостоятельно применять простейшие процедуры

5.

Массаж (самомассаж)

Знать:

  • движения производят по ходу тока крови;

  • нельзя массировать лимфоузлы.

Уметь: владеть простейшими приемами массажа


Решение образовательных задач я вижу в овладении, воспроизведении и целенаправленном использовании разнообразных форм и способов физкультурной деятельности, обеспечивающих формирование собственного индивидуального опыта. Образовательный компонент помогает школьникам осознать ценность здоровья, здорового образа жизни.



Таблица 2

Воспитательный компонент физического воспитания


Средства физического воспитания

Влияние средств физического воспитания на воспитательный компонент

(что будет уметь обучающийся)

1.

Физические упражнения, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппарата

Уметь: держаться свободно, естественно, красиво; развивать организованность, дисциплинированность

2.

Физические упражнения, способствующие развитию физических качеств и двигательных способностей

Уметь: преодолевать физические трудности; проявлять волевые качества; снижать эмоционально-психическую напряженность; своевременно находить и принимать обдуманные решения

3.

Физические упражнения, способствующие психическому развитию

Уметь: утверждать нравственные нормы в различных ситуациях физкультурной деятельности; сосредотачивать внимание длительное время

4.

Закаливание

Уметь: положительно влиять на психоэмоциональную сферу школьника

5.

Массаж (самомассаж)

Уметь: оказывать тонизирующее влияние на центральную нервную систему



Убеждена, что воспитательный компонент физического воспитания осуществляется через активное усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий, когда процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и совокупностью индивидуальных физических способностей и личностных особенностей, приобретаемых обучающимися как в учебной, так и физкультурно-спортивной деятельности.




















Таблица 3

Оздоровительный компонент физического воспитания


Средства физического воспитания

Влияние средств физического воспитания на оздоровительный компонент

1.

Физические упражнения, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппарата

Приобретение обучающимися стойких структурных основ осанки: предотвращение дефектов осанки; укрепление мышц, способствующих правильному положению позвоночника; укрепление мышц стопы; двигательного аппарата; регулирование аппарата; регулирование роста костей, мышц, связок

2.

Физические упражнения, способствующие развитию физических качеств и двигательных способностей

Развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата; предупреждение и устранение изменений мышечной напряженности; совершенствование функций вестибулярного аппарата; сопротивление утомляемости при разнообразных видах двигательной деятельности

3.

Физические упражнения, способствующие психическому развитию

Развитие уравновешенности, подвижности нервной системы, нервных процессов возбуждения и торможения

4.

Закаливание

Повышение защитных сил организма обучающихся к воздействию неблагоприятных факторов; улучшение обмена веществ; укрепление иммунной системы организма

5.

Массаж (самомассаж)

Повышение подвижности связочного аппарата, улучшение циркуляции крови и лимфы, обменных процессов, профилактика заболеваний


Оздоровительную направленность средств физического воспитания можно реализовать через укрепление физического и психического здоровья, формирование двигательных и поведенческих основ здорового образа жизни, раскрытие резервных возможностей человека.


Применение рассмотренных компонентов в процессе физического воспитания, прежде всего, нацелено на развитие психических и познавательных, а затем и физических способностей.


В своей работе опираюсь на труды основоположника научной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафта, педагогов-новаторов: Б.П.Никитина и Л.А.Никитину, В.И.Ляха; С.И.Петухова.


Для успешного обучения физической культуре во взаимоотношениях с детьми руководствуюсь принципами гуманистической педагогики:


  • каждый ребёнок – это личность;

  • каждый ребёнок – это индивидуальность;

  • каждый ребёнок имеет право на ошибку.





Придерживаясь этих принципов, формирую у обучающихся всех возрастов различные спортивные и личностные качества, которые отражены в таблице 4:


Таблица 4

Спортивные и личностные качества воспитанника



Возрастные группы




Спортивные качества



Личностные качества







Младшие школьники


  • интерес к спорту, формирование спортивного коллектива


  • чувство товарищества

  • честность

  • бережливость

  • трудолюбие







Подростки

9-12 лет


  • ведение здорового образа жизни

  • развитие выносливости, силы и координации


  • толерантность

  • уважение к чужому мнению

  • интерес к людям

  • инициативность










Подростки 13-16 лет




  • владение стратегией, тактикой и техникой игры


  • устойчивая потребность в здоровом образе жизни


  • гражданственность, патриотизм

  • способность к самосовершенствованию

  • мобильность

  • коммуникабельность

  • надежность

  • ответственность

  • креативность

  • умение противостоять негативным воздействиям социальной среды

  • подготовка к службе в армии


На каждом этапе развития школьников воспитываю не только вышеперечисленные качества, но и развиваю навыки ведения здорового образа жизни, привлекая школьников к занятиям физической культурой. Чтобы эта работа была более эффективной, создана определенная система физического воспитания. Она состоит из трех структурных блоков:

  1. Организационные формы.

  2. Методы физического воспитания.

  3. Взаимодействие школы с физкультурно-оздоровительными организациями города.








Система физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья обучающихся

Организационные формы






Учебные занятия

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы

Внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия








  • гимнастика до занятий

  • физкультпаузы и физкультминутки на уроках

  • подвижные игры на переменах


  • уроки физической культуры

  • секции ОФП

  • спортивные секции


  • дни здоровья

  • школьные соревнования

  • соревнования по видам спорта

  • спортивные вечера, праздники











Методы физического воспитания





Тренировки

Соревнования

Контроль, самоконтроль

Теория





Упражнения

Закаливание

Игры




Взаимодействие школы с физкультурно - оздоровительными

организациями города





Городской центр ЗОЖ

Школьная психолого-педагогическая служба







Бассейны города

Спортивные комплексы города

Городские учреждения дополнительного образования

Стадионы города


Спортивные секции в школе:

  • ОФП

  • баскетбол

  • волейбол

  • настольный теннис

  • гандбол








Спортивно-оздоровительные клубы




В основе данной системы физического воспитания лежит следующее:

  • оценка результатов тестов по типологическим шкалам;

  • оценка успеваемости по всему комплексу показателей физического развития и двигательной подготовленности (с учетом соответствия результата возрастно-половому типологическому нормативу и годичной динамики результатов);

  • регулярное информирование учеников и их родителей о результатах тестирования и оценки физического состояния.


Появится ли у детей уважение к предмету, разовьется ли в детском сознании потребность заботиться о своём физическом здоровье, станет ли для них физическая культура частью их личности, зависит от работы учителя на уроке.

В связи с этим выдвигаются следующие требования к современному уроку физической культуры:

  • внедрение диагностики и комплексного контроля за физическим развитием и физической подготовленностью обучающихся;

  • включение в урок теоретической части и домашнего задания;

  • учет уровня мотивации обучающихся при определении содержания урока (особенно в старших классах);

  • создание здорового психологического климата на уроках за счет учета индивидуальности учащихся.


В результате сложились основные направления в работе, главным из которых является формирование физического здоровья каждого ученика через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников.

Современный школьник систематически недополучает необходимый объём моторики. Существуют определённые гигиенические нормы суточной двигательной активности школьников (по А. Г. Сухареву), таблица 5.

Таблица 5


Возрастные группы

Локомоции (тыс.шагов)

Величина энергозатрат (ккал/сут.)

Продолжительность двигательной активности (ч.)

Младшая

(мальчики и девочки)

15-20

2500-3000

3,0-3,6

Средняя (мальчики и девочки)

20-25

3000-4000

3,6-4,8

Старшая:

юноши


25-30


3500-4300


4,8-5,8

девушки

25-30

3000-4000

3,6-4,8


Государственные программы физического воспитания чётко определяют стандартные требования к формированию двигательных умений и навыков. Требования же к физической подготовленности школьников не имеют столь выраженных регламентаций. В физическом воспитании учащихся следую принципу: движение навстречу природе, иными словами – принципу природосообразности. Это означает, что дети на уроках получают такие задания, выполнение которых становится для них приятным и интересным благодаря совпадению с биологической ориентацией организма. Так, например, для детей астено-торакального телосложения предлагаю задания, требующие выносливости: длительный бег, другие не очень интенсивные, но продолжительные упражнения. Для детей дигестивного телосложения, напротив, интересны задания, связанные с проявлением силы, так как в этом они чувствуют своё превосходство или хотя бы равенство с остальными учениками. Для детей мышечного телосложения естественны движения скоростно-силового характера.

Именно эти типы двигательных заданий должны занимать большую часть времени урока, отведённого на развитие двигательных качеств.

Принцип «движение навстречу природе» полностью оправдывает себя. Результаты во всех двигательных тестах выросли примерно в два раза. Кроме того, у всех учащихся, независимо от их телосложения и режима нагрузки, значительно выросла выносливость.

Не вызывает сомнений, что результативность системы проявляется в стойком повышении уровня физического здоровья учащихся всех классов, у таких учеников появляются уверенность, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, формируется умение организовывать себя на достижение поставленной цели.

В течение последних лет для активизации познавательной деятельности учащихся использую на уроках физической культуры теоретические сообщения. Теоретическим сведениям уделяю 2-3 минуты и в течение каждого занятия: это могут быть краткие сообщения из истории спортивных игр, о возникновении новых видов спорта, о спортивной жизни страны и мира.

Использование системы в работе дает возможность получить результаты и во внеурочной деятельности. Завоевав авторитет детей, привив им любовь и интерес к занятиям физической культурой, развив у них такие необходимые качества, как скорость принятия решения, выносливость, морально-волевые качества, подготовила почву для занятий по волейболу (девушки 7-11 кл.)

Улучшать физическую подготовленность учащихся, создавать потребность в здоровом образе жизни, развивать личностные и спортивные качества подростков – основа взаимосвязи урочных и внеурочных форм занятий, домашних заданий, активного участия учащихся в спортивно-массовых мероприятиях школы, города, области. В результате этого взаимодействия укрепляется здоровье детей, формируется потребность систематически заниматься физической культурой, спортом, познавать свои физические резервы, добиваться успехов.

Своей главной задачей считаю не только научить обучающихся правильно двигаться, выполнять набор упражнений, но и понимать, как законы природы преломляются в его собственном теле, определяют его здоровье и работоспособность и как средствами физической культуры можно в течение всей жизни поддерживать организм в наилучшей форме.

Основная идея моей работы сводится к утверждению, что внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности. В нашей школе созданы благоприятные условия для успешной реализации задач, направленных на оздоровление воспитательно-образовательного процесса. Учащиеся нашей школы осознают значимость здорового образа жизни, соблюдают режим дня и профессионально занимаются спортом. В 9-х классах обучающиеся уже имеют определенные спортивные результаты. Жакаева Аима, Старикова Ирина, Сагандыкова Гульмира защищают честь нашего города на городских и областных соревнованиях по волейболу. Люфт Мария успешно выступает на соревнованиях различного уровня по лыжным гонкам. И мн.другие. Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности по здоровьюсбережению оказывает самое плодотворное влияние на их здоровье. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Анализ работы, проведенной за последние годы в рамках недели спорта: «В здоровом теле – здоровый дух » показал, что обучающиеся более осмысленно выбирают здоровый образ жизни.

Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современного Казахстана возможны только при сформированности крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!