СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Cовременные образовательные технологии преподавания химии в условиях реализации обновленных ФГОС»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация образовательных технологий.Применений современных образовательных технологий преподавания химии  в условиях реализации  обновленных ФГОС

Просмотр содержимого документа
««Cовременные образовательные технологии преподавания химии в условиях реализации обновленных ФГОС»»

« C овременные образовательные технологии преподавания химии  в условиях реализации  обновленных ФГОС»    Презентацию подготовила: Гук С.М.,   заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9»,   учитель химии высшей квалификационной категории

« C овременные образовательные технологии преподавания химии

в условиях реализации

обновленных ФГОС»

Презентацию подготовила: Гук С.М.,

заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9», учитель химии высшей квалификационной категории

Обновление содержания учебного предмета  Химия вошла в число обязательных для изучения предметов  на базовом и углубленном уровнях.  ФГОС СОО 2022 года определяет четкие требования к  результатам учебного предмета «Химия» Химия   Базовое изучение предмета Углубленное изучение предмета

Обновление содержания учебного предмета

Химия вошла в число обязательных для изучения предметов на базовом и углубленном уровнях.

ФГОС СОО 2022 года определяет четкие требования к результатам учебного предмета «Химия»

Химия

Базовое изучение предмета Углубленное изучение предмета

   Обновление содержание    учебного предмета «Химия»   При разработке учебной программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные материалы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), реализующих дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

Обновление содержание учебного предмета «Химия» При разработке учебной программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные материалы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), реализующих дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

Сущность общей стратегии обучения, воспитания, развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия» на уровне СОО   Способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, ее общей и функциональной грамотности   Вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых, как в повседневной, так и профессиональной деятельности   Знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании естественно-научной грамотности подростков   Способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование подростков

Сущность общей стратегии обучения, воспитания, развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия» на уровне СОО Способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, ее общей и функциональной грамотности Вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых, как в повседневной, так и профессиональной деятельности Знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании естественно-научной грамотности подростков Способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование подростков

Развитие естественно-научной грамотности и функциональной грамотности в целом  Одна из главных задач в структуре общего образования состоит в формировании естественно-научной грамотности(способность человека занимать активную жизненную позицию по общественно-значимым вопросам, связанных с естественными науками и его готовность интересоваться естественно-научными идеями) Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящимся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: - научно объяснять явления; - оценивать и понимать особенности научного исследования; - интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

Развитие естественно-научной грамотности и функциональной грамотности в целом

Одна из главных задач в структуре общего образования состоит в формировании естественно-научной грамотности(способность человека занимать активную жизненную позицию по общественно-значимым вопросам, связанных с естественными науками и его готовность интересоваться естественно-научными идеями) Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящимся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

- научно объяснять явления;

- оценивать и понимать особенности научного исследования;

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

Направленность курса «Химия»  Базовый уровень ориентирован на: общекультурную подготовку; выработку мировоззренческих ориентиров; успешное включение в жизнь социума; продолжение образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.  Углубленный уровень направлен на: реализацию преемственности обучения химии с перспективой последующего получения химического образования в средних специальных и высших учебных заведениях: расширение и углубление практической и теоретической подготовки обучающихся, выбравших определенный профиль обучения.

Направленность курса «Химия»

Базовый уровень ориентирован на:

  • общекультурную подготовку;
  • выработку мировоззренческих ориентиров;
  • успешное включение в жизнь социума;
  • продолжение образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.

Углубленный уровень направлен на:

  • реализацию преемственности обучения химии с перспективой последующего получения химического образования в средних специальных и высших учебных заведениях:
  • расширение и углубление практической и теоретической подготовки обучающихся, выбравших определенный профиль обучения.
Цели изучения учебного предмета «Химия» на базовом уровне: формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей естественно-научной картины мира, в которой лежат ключевые понятия , фундаментальные теории и законы химии, освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей их развития и становления;  формирование и развитие представлений о научных методах познания веществ и химических реакций, необходимых для приобретения умений ориентироваться в мире химических веществ и химических явлений, имеющих место в природе, в повседневной и практической жизни; развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и объяснением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами.

Цели изучения учебного предмета «Химия» на базовом уровне:

  • формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей естественно-научной картины мира, в которой лежат ключевые понятия , фундаментальные теории и законы химии, освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей их развития и становления;
  • формирование и развитие представлений о научных методах познания веществ и химических реакций, необходимых для приобретения умений ориентироваться в мире химических веществ и химических явлений, имеющих место в природе, в повседневной и практической жизни;
  • развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и объяснением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами.

Цели и задачи изучения химии на углубленном уровне

  • Формирование представлений о материальном единстве мира , закономерностях и познаваемости явлений природы о месте химии в системе естественных наук, ее ведущей роли в обеспечении устойчивого развития человечества, в решении проблем экологической, экологической и пищевой безопасности в развитии медицины создании новых материалов, новых источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также экологического обоснования отношения к своему здоровью и природной среде
  • Освоение системы знаний , лежащих в основе химической составляющей естественно-научной картины мира, фундаментальных понятий, законов и теорий химии, современных представлений о теории вещества на разных уровнях- атомном, ионно-молекулярном, надмолекулярном, о термодинамических и кинетических закономерностях протекания химических реакций, о химическом равновесии, растворах и дисперсных системах, об общих научных принципах химического производства
  • Формирования у обучающихся осознанного понимания востребованности системных химических знаний для объяснения ключевых идей и проблем современной химии, для объяснения и прогнозирования явлений, имеющих естественно-научную природу, грамотного решения проблем, связанных с химией, прогнозирования, анализа и оценки с позиций экологической безопасности последствий бытовой и производственной деятельности человека, связанных с производством, использованием и производством веществ
  • Углубление представлений о научных методах познания , необходимых для приобретения умений ориентироваться в мире химических явлений, имеющих место в природе, практической деятельности и повседневной жизни

Личностные результаты освоения курса «Химия» на уровне СОО совпадают на базовом и углубленном уровне химии ( даны в по 7 направлениям воспитательной работы)

Патриотическое воспитание

Формирование культуры здоровья

  • Ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной химии
  • Уважения к процессу творчества и практического применения химии, осознания того, что достижения науки есть результат длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков, постоянного труда ученых и практиков
  • Интереса и познавательных мотивов в изучении и последующем анализе информации о передовых достижений современной отечественной науки
  • Понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни
  • Необходимости ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью
  • Соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, в повседневной жизни и трудовой деятельности
  • Понимания ценности правил индивидуального и коллективного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
  • Осознание последствий и непринятия вредных привычек (потребления алкоголя, наркотиков, курения)

Экспериментальные методы изучения веществ и их превращений в 10 классе

Базовый уровень

Демонстрационные опыты

Углубленный уровень

Демонстрационные опыты

Превращение органических веществ при нагревании (плавление, обугливание и горение)

Горение спиртов

Качественные реакции одноатомных спиртов (окисление этанола оксидом меди (II) , многоатомных спиртов (взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II)) , альдегидов (окисление аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди( II) , взаимодействие крахмала с йодом, денатурация белка при нагревании, цветные реакции белков

Изучение физических свойств углеводородов (растворимость), качественные реакции углеводородов различных классов (обесцвечивание бромной воды, раствора перманганата калия, взаимодействие ацетилена с аммиачным раствором оксида серебра, взаимодействие этанола с натрием, растворимость различных спиртов в воде

Горение спиртов

Качественные реакции одноатомных спиртов (окисление этанола оксидом меди (II) , многоатомных спиртов (взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II)) , альдегидов (окисление аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди( II) , взаимодействие крахмала с йодом, денатурация белка при нагревании, цветные реакции белков

1. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: технология уровневой дифференциации обучения; групповые технологии; технологии компьютерного обучения. 2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии; технология проблемного и исследовательского обучения; технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

1. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

  • технология уровневой дифференциации обучения;
  • групповые технологии;
  • технологии компьютерного обучения.

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • игровые технологии;
  • технология проблемного и исследовательского обучения;
  • технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

3. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: Технология обучения в сотрудничестве; Личностно-ориентированные технологии  ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного. Игровые технологии -  игра наряду с трудом и учением - один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии; как элемент педагогической технологии; в качестве формы урока или его части; во внеклассной работе.

3. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  • Технология обучения в сотрудничестве;
  • Личностно-ориентированные технологии  ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.
  • Игровые технологии -  игра наряду с трудом и учением - один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
  • в качестве самостоятельной технологии;
  • как элемент педагогической технологии;
  • в качестве формы урока или его части;
  • во внеклассной работе.

Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей,  дают возможность самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения.  ИТИ могут быть использованы : во внеклассной работе, внеурочной работе, на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т.д.)

Интеллектуально-творческие игры (ИТИ)

  • стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей,
  • дают возможность самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения.

ИТИ могут быть использованы :

  • во внеклассной работе,
  • внеурочной работе,
  • на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т.д.)
Результаты использования ИКТ:   Создание банка данных (компьютерные презентации учащихся 8, 9 классов) и компьютерные презентации учителя (по темам). Ежегодное повышение активности учащихся в использовании ИКТ при подготовке уроков и внеклассных мероприятий. Выступления на школьных методических объединениях, педсоветах, семинарах для учителей. Использование компьютерных презентаций на различных этапах урока.

Результаты использования ИКТ:

  • Создание банка данных (компьютерные презентации учащихся 8, 9 классов) и компьютерные презентации учителя (по темам).
  • Ежегодное повышение активности учащихся в использовании ИКТ при подготовке уроков и внеклассных мероприятий.
  • Выступления на школьных методических объединениях, педсоветах, семинарах для учителей.
  • Использование компьютерных презентаций на различных этапах урока.
Примеры использования презентаций на уроках химии: Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией. Работа с устными упражнениями. Использование презентации при повторении пройденного материала. Демонстрация условия и решения задачи. Демонстрация химических опытов. Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде. Проведение тестов, физкультминуток, рефлексии. Демонстрация портретов химиков и рассказ об их открытиях. Иллюстрация практического получения и применения химических веществ в жизни. Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Внеклассная работа: химические игры, КВНы и вечера.

Примеры использования презентаций на уроках химии:

  • Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
  • Работа с устными упражнениями.
  • Использование презентации при повторении пройденного материала.
  • Демонстрация условия и решения задачи.
  • Демонстрация химических опытов.
  • Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
  • Проведение тестов, физкультминуток, рефлексии.
  • Демонстрация портретов химиков и рассказ об их открытиях.
  • Иллюстрация практического получения и применения химических веществ в жизни.
  • Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
  • Внеклассная работа: химические игры, КВНы и вечера.
В зависимости от формы, целей и задач урока компьютерные технологии применяются как:   источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу); наглядное пособие, используя возможности мультимедиа и телекоммуникации; тренажёр ; средство диагностики и контроля. Компьютерные технологии используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала (источник учебной информации),при повторении (дидактические материалы); для контроля знаний (тесты), с целью организации досуговой среды. Например, на уроках-презентациях: «Почему протекают химические реакции», «Расчеты по термохимическим уравнениям» , «Решаем задачи по химическим уравнениям» реализуется видеометод; решение по алгоритму, используется мультимедийный тест.

В зависимости от формы, целей и задач урока компьютерные технологии применяются как:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);
  • наглядное пособие, используя возможности мультимедиа и телекоммуникации; тренажёр ; средство диагностики и контроля.
  • Компьютерные технологии используются на всех этапах процесса обучения:
  • при объяснении нового материала (источник учебной информации),при повторении (дидактические материалы);
  • для контроля знаний (тесты),
  • с целью организации досуговой среды.
  • Например, на уроках-презентациях: «Почему протекают химические реакции», «Расчеты по термохимическим уравнениям» , «Решаем задачи по химическим уравнениям» реализуется видеометод; решение по алгоритму, используется мультимедийный тест.
Технология проблемного обучения    предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей правила создания проблемных ситуаций. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Проблемное задание дается до объяснения нового материала. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

Технология проблемного обучения   предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей

  • правила создания проблемных ситуаций.
  • Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.
  • Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
  • Проблемное задание дается до объяснения нового материала.
  • Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.
  • Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
  • Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).
Существуют четыре уровня проблемности в обучении.   Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система). Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

  • Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).
  • Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  • Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:   учет индивидуальных особенностей ребенка, воспитание умения ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты, недопускание чрезмерной изнуряющей интеллектуальной нагрузки при усвоении учебного материала, обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантирует поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

  • учет индивидуальных особенностей ребенка,
  • воспитание умения ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты,
  • недопускание чрезмерной изнуряющей интеллектуальной нагрузки при усвоении учебного материала,
  • обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантирует поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Игра выполняет важнейшие функции :   развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);  коммуникативную (освоение диалектики общения); самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);  терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);  диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);  коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);  межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей);  социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Игра выполняет важнейшие функции :

  • развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную (освоение диалектики общения);
  • самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
  • терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
  • диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
  • коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
  • межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей);
  • социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).
Способы реализации игровых технологий: ролевые игры на уроке (инсценирование);  игровая организация целого урока с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН); игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке; использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).

Способы реализации игровых технологий:

  • ролевые игры на уроке (инсценирование);
  • игровая организация целого урока с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);
  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
  • использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец;
  • знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!