СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие Лабораторная работа "Распознавание неизвестных веществ с помощью качественных реакций"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструктивная карта для проведения лабораторной работы с описанием хода работы.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие Лабораторная работа "Распознавание неизвестных веществ с помощью качественных реакций"»





Занятие: для гр. 3-4с, дисциплина: Химия

Тема: Распознавание веществ с помощью качественных реакций (задание смотрим ниже)

Инструктивная карта к лабораторному опыту:

Определение неизвестного вещества по его физическим и химическим свойствам

Представьте себе, что кто-то отклеил этикетки от баночек с веществами, которые хранились у вас на кухне. Названий не сохранилось, а только номера. Надо навести порядок, определить, что же хранится в этих баночках?

Цель работы: отработка навыков практической работы с химическими веществами и посудой, выполнение простейших операций качественного химического анализа.

Что нам потребуется:

Набор фарфоровых тиглей с образцами веществ (мука, порошок мела, сода пищевая, крахмал, сахарная пудра, лимонная кислота, соль пищевая экстра). Все кристаллические вещества предварительно растёрты в ступке в порошок.

Оборудование: пипетки для отбора реактивов, штативы с пробирками, ложечки для сыпучих веществ, полоски индикаторной бумаги, химические стаканчики, стеклянные палочки для размешивания, стаканы с водой, бумажные салфетки, латексные или нитриловые защитные перчатки, чашка для использованных салфеток, лоток для использованной посуды.

Реактивы: набор реактивов (растворы: кислота, спиртовая настойка йода, нитрат серебра).

Техника безопасности:

- вещества из тиглей набираем мерной ложечкой, отдельной для каждого образца. Реактивы из склянок набираем пипеткой, отдельной для каждого реактива. При отборе порции кислоты, щёлочи и нитрата серебра надеваем обязательно защитные перчатки; все операции с веществами проводим, поместив стаканчики и штативы в лотки.

При случайном разливе растворов реактивов ставим об этом в известность преподавателя. Отбираем для диагностики небольшие порции сыпучих веществ, количество жидкости в пробирках (столбик жидкости) не должно превышать 3-5 мл (2-3 см).

Порядок выполнения работы:

- сначала приготовим водные растворы и взвеси веществ в стаканчиках. При этом обращаем внимание на характер растворения вещества, так как для некоторых веществ это является диагностическим признаком. После приготовления раствора или взвеси, небольшие порции этого раствора помещаем в отдельные пробирки для дальнейшего исследования.

Полученные результаты вносим в таблицу в соответствии с рекомендацией. На основании результатов опыта делаем выводы и вносим в таблицу.

По окончании работы сдать преподавателю реактивы и посуду, привести в порядок рабочее место.

















Таблица 1

Цвет

Внешний вид

Сыпучесть

Отношение к воде

Реакция с раствором йода

Реакция среды раствора

(индикатор)

Реакция с кислотой

Реакция с нитратом серебра


Вывод



1











2











3











4











5











6











7











Рекомендации для выполнения практической работы по определению веществ

Используем нужные слова для обозначения диагностируемых признаков (выбрать из списка):

- Цвет: белый, сероватый, желтоватый, заметно желтоватый.

- Внешний вид: порошкообразный мелкокристаллический, порошкообразный пылевидный.

- Сыпучесть: сухая (легко раздувается); влажная (слёживается).

- Отношение к воде: растворяется легко; растворяется при помешивании; растворяется при энергичном помешивании; образует клейкий сгусток; не растворяется, всплывает; не растворяется, оседает на дно.

- Реакция с раствором йода: появление синего окрашивания; реакции нет.

- Реакция среды: цвет индикаторной бумаги не изменился; стал бледно-розовым, розовым, интенсивно-розовым; зелёным; синим, интенсивно-синим.

- Реакция с кислотой: реакции нет; вскипание; энергичное вскипание.

- Реакция с нитратом серебра: реакции нет; выпадение незначительных хлопьев белого осадка; осадок творожистый белый.

Какие из признаков данных веществ (мука, порошок мела, сода пищевая, крахмал, сахарная пудра, лимонная кислота, соль пищевая экстра) вы сможете распознать визуально?

Почему нельзя пробовать на вкус неизвестное вещество?

Почему в данном случае не прибегают к пробе на окраску пламени?

Какие из представленных веществ легче всего распознать?

Какие из представленных веществ сложнее поддаются диагностике?

Можно ли какими-либо другими способами, кроме перечисленных в работе, распознать эти вещества?

Почему нельзя хранить неизвестные вещества в банках без этикеток?











Образец заполнения карты

Цвет

Внешний вид

Сыпучесть

Отношение к воде

Реакция с раствором йода

Реакция среды раствора

(индикатор)

Реакция с кислотой

Реакция с нитратом серебра


Вывод



1

белый, желтоватый, кремовый


порошко-

образный пылевидный

влажная, сминается при надавливании пальцем

образует клейкий сгусток

появление синего окрашивания

цвет индикаторной бумаги не изменился

реакции нет

реакции нет

Мука

2

белый, сероватый


порошко-

образный

мелко

кристалли-

ческий

сухая (легко раздувается)

не растворяется, оседает на дно

реакции нет

реакции нет

энергичное вскипание

реакции нет

Мел

3

белый


порошко-

образный

мелко

кристалли-

ческий

сухая (легко раздувается)

растворяется при энергичном помешивании

реакции нет

реакции нет

реакции нет

осадок творожистый белый

Соль

4

белый


порошко-

образный пылевидный

сухая (легко раздувается), при надавливании пальцем скрипит

не растворяется, всплывает, затем оседает на дно

появление синего окрашивания

реакции нет

реакции нет

реакции нет

Крахмал

5

белый


порошко-

образный пылевидный

сухая (легко раздувается)

растворяется легко

реакции нет

реакции нет

реакции нет

реакции нет

Сахар

6

белый


порошко-

образный

мелко

кристалли-

ческий

сухая (легко раздувается)

растворяется при помешивании

реакции нет

цвет индикаторной бумаги интенсивно розовый

реакции нет

реакции нет

Кислота

7

белый


порошко-

образный

мелко

кристалли-

ческий

сухая (легко раздувается)

растворяется при помешивании

реакции нет

цвет индикаторной бумаги интенсивно синий

энергичное вскипание

реакции нет

Сода




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!