Цель:
- систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах.
- учить высказывать свои мысли.
- прививать уважение к истории России , воспитывать чувство гордости за свою страну , воспитание патриотизма
Оборудование: презентация, комплект “космонавты” , воздушные шарики, звездочки.
Учитель: Добрый день , дорогие ребята !Мы собрались сегодня ,чтобы отметить один из выдающихся праздников возникших в 20 веке – годовщину первого полета человека в космос ,или другими словами – День космонавтики .
С глубокой древности звездное небо манило человека . но достичь его смогли только совсем недавно . Долгим был путь человека в космос . Протянулся он через тысячи лет . И вот мечта людей осуществилась – человек покоряет космос .
Стихотворение (читает ученик)
Куда девался снег?
Весенней стал водой ,
Вот этот ручеек ,
Сугробом был недавно.
Снег – старый , а ручей –
Апрельский , молодой …
И потому весной
Так весело, так славно.
Учитель. В один из таких веселых славных дней 58 лет тому назад произошло необыкновенное по тем временам событие ! 12 апреля 1961 года на космическом корабле “Восток” первый в истории Земли полет в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики .Это праздник летчиков- космонавтов , ученых , инженеров ,рабочих , которые придумывают и делают ракеты , космические корабли и спутники. Слайд 1
Стихотворение (читает ученица)
Живем мы на нашей планете
В такой удивительный век .
И первым из первых в ракете
Советский летит человек ,
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летит он один во Вселенной
Чтоб снова вернуться к Земле
Учитель :
Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах , важно стоящей на панцире огромной черепахи. Это чудо-черепаха плавает в море – океане , а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина всегда манили к себе людей . Люди мечтали узнать небо .
В общую работу включились новые 1000 изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых рук . И вот создали космические корабли и полетели в космос.
3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве забилось живое сердце. В кабине спутника жила , дышала , летела над миром собака Лайка.
За Лайкой полетели другие собаки . Может кто – нибудь знает этих двух знаменитых собак?
Вслед за Лайкой , дети, последовали Белка и Стрелка .
Также полетели морские свинки , обезьяны , попугаи , мыши , кролики – все они честно послужили своей мечте.
Стихотворение ( читает ученик).
Это кто вокруг планеты
В корабле своем летит ?
Всем народам шлет приветы,
С целым миром говорит,
Пообедав во Вселенной ,
Бортовой ведет дневник-
Это он обыкновенный
Сельской школы ученик.
Учитель : Кто же такой Ю.А. Гагарин ?Первый космонавт планеты Земля.
Где родился? Как рос, учился? Почему выбрал такую трудную и прекрасную профессию? Почему Родина доверила ему такое прекрасное и ответственное дело ?
Гагарин Ю.А. – русский летчик , космонавт, первый побывавший
в космосе. Слайд 2
Родился 9 марта 1934 года в городе Клушино Смоленской области. Пошел в школу в 1941 году, но из- за немецкой оккупации лишь в 1943 году продолжил обучение . После окончания 6 класса переехала семья Гагарина в город Гжатск . Учиться было трудно , не хватало учебников , тетради шили из старых газет , в школе было очень холодно. Слайд 3
Школу окончил на одни “5”.
Затем Юрий стал обучаться в техникуме. Тут же он посещал аэроклуб ,где учился водить самолеты и прыгать с парашютом. Слайд 4
А уже через год совершил свой первый полет на самолете ЯК-18. Закончил училище летчиков . Пройдя мед . комиссию, в марте 1960 года стал одним из кандидатов в космонавты . После того, как выбор пал на него , в его биографии произошли величайшие события .
12 апреля 1961 года корабль “Восток “ с Гагариным на борту вышел в космос , сделал оборот вокруг Земли .
- А кто знает , сколько минут продолжался полет Ю. Гагарина ? (108 минут , менее 2 часов) . В наше время космонавты проводят довольно длительное время в космосе.
Ученики читают стихотворение.
Обычным шумом улица полна
Идет весна. Рабочий день в разгаре ,
И из Вселенной радиоволна
Приносит имя русское: Гагарин!
Оно во все врывается края ,
Во все сердца , как ласточка взлетает
И мать – Земля ,дыханье затая ,
Полет героя – сына наблюдает !
И день обычный праздником цветет,
Вся жизнь отныне – сказочный полет ,
Гигантский шаг космического века
С победой люди ! Поздравляю Вас!
Свершилось ! Пробил долгожданный час !
Рванулось к звездам сердце человека!
Учитель : После полета звание Гагарина было повышено со старщего лейтенанта до майора . Организовали пышную встречу в Москве. Слайд 5-6
27 марта 1968 года великий космонавт и летчик разбился на самолете МИГ-15 около города Киржач . На борту также был полковник Владимир Серегин.
Учитель: Эта было невосполнимая потеря для близких , друзей и всего человечества.
Так прощались с Ю. Гагариным и В. Серегиным . Слайд 7-9
Монумент на месте гибели Ю. Гагарина.
Учитель: Ю.А.Гагарин сказал “Облетев Землю на корабле -спутнике, я
увидел как прекрасна наша планета. Люди ,будем хранить и
приумножать эту красоту ,а не разрушать ее”. Слайд 10
После Ю.Гагарина много и других космонавтов побывало в космосе.
-Кого из советских и российских космонавтов вы знаете? (Терешкова,
Николаев,Леонов,Титов,Савицкая…)
Но также ,ребята,мы должны с вами всегда помнить человека,который занимался строением ракет и ракетных систем-это Сергей Павлович Королев.
Стихотворение(читают ученики)
Очень важно не забывать имен их-
Всех космонавтов и ученых,
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили.
Но кто построил первую ракету,
Вы знаете об этом,
Конструктор ,академик Королев,
К полету первый спутник был готов
В минувшем веке, 57 году.
Через 4 года новый был успех-
Поднялся в космос первый человек
Гагарин Юрий выполнил полет
Вокруг Земли наш облетел пилот.
Благополучно завершил виток
Космический корабль «Восток».
Титов, Попович, Николаев и Быковский
После Гагарина слетели в космос.
Все больше космонавтов новых
И Валентина Терешкова
Была средь первых космонавтов
Конечно ,каждый может захотеть
Из космоса на землю посмотреть
Но хватит ли терпения и сил.
Лишь тот ,кто храбро все переносил,
Отправится в космический полет.
Вперед, ребята, космос нас зовет.
Учитель: Леонов Алексей Архипович, летчик – космонавт ,который покинул космический корабль и шагнул в открытый космос. Слайд 11
Так описывал свой выход в космос “Вот и космическое небо. Я первый раз вижу космос с миллиард звезд не из корабля …а через светофильтр
скафандра”. Я ,затаив дыхание, наблюдал, как быстро меняется звездная картина на темном космическом небе. Небо бескрайнее, черное. А звезд
гораздо больше ,чем кажется с Земли. Здесь они ярче и не мигают…
Солнце было неземное яркое и очень жаркое. Слайд 12
-Герман Степанович и наш земляк Муса Хираманович Манаров совершили
совместный полет. Родился он в Баку, по национальности лакец. Выполнил 2 космических полета. Слайд 13-15
Космический полет в качестве бортинженера ,командир Герман Степанович Титов, продолжительность 365 суток 23 часа на космическом корабле СОЮЗ
ТМ-4. Этим был установлен мировой рекорд.
Со 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года совершил второй космический
полет на космическом корабле “СОЮЗ ТМ-11”.Продолжительность -175 суток 2 часа.
Во время полетов совершил 7 выходов в открытый космос.
Его награды :Орден Ленина, Орден почетного легиона, звание героя СССР, летчик-космонавт СССР.
Учитель: Сегодня и мы с вами , ребята, совершим полет-путешествие, но только воображаемый.В ходе игры выясним, кто же на самом деле у нас готов лететь в космос. А помогут вам ваша организованность, внимание, быстрота реакции. За каждую маленькую победу вы будете получать звезду, а в конце игры мы посчитаем их и определим победителя. Слайд 16
Врач(ученик)
-Здравствуйте ребята! Я слышала ,что вы в космос собираетесь лететь?
Учитель:
-Да ,доктор. Мы хотим с ребятами полететь в космос, посмотреть на
звезды, побывать на интересных планетах.
Врач(ученик)
Чтоб космонавтом стать,
Здоровьем крепким надо обладать
И образ жизни правильный вести,
И подготовку долгую пройти.
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.
Сейчас мы проверим, можно ли вас отправить в космос или нет. Вам
нужно пройти несколько испытаний.
Врач.1 испытание Вам нужно за 1 минуту как можно дальше простоять
на 1-й ноге.(звучит музыка)
2 испытание Нужно простоять 1 минуту ,вытянув вперед левую ногу и подняв вверх правую руку. (звучит музыка)
3 испытание Нужно повернуться вокруг себя 3 раза, затем пройти по разложенной прямой скакалке. (звучит музыка)
- Можно! Я вижу ,что вы, ребята, способные и здоровые. Удачи вам в пути!.
Зарядка для всех(ученица)
Не зевай по сторонам
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким:
Встали ,подтянулись,
Подпрыгнули и оглянулись,
И вновь подпрыгнули еще,
И снова взгляд через плечо.
Теперь займите ваши кресла.
Надеюсь, всем хватило места?
Ведущий
-Ребята, давайте полетим с вами.А как космонавт летает?(Ж-ж-ж-ж-ж)
Летим, Летим! Прилетели! Заглушили свои моторы!(звучит музыка)
Мы с вами попали на первую планету.
Эта планета “Альфацентавра”. Кого мы видим?
-Посмотрите, ребята, нас встречает инопланетянин, его зовут Вертунчик.
Вертунчик
-Я очень рада, что вы прилетели. Вы любите отгадывать загадки?
Тогда слушайте.
Загадки
Вертунчик
-Молодцы! Отгадали все-все мои загадки?
Ведущий
-Следущая планета на нашем пути-Планета «Заставная».
Чтобы продолжить путешествие, нам нужно выполнить
следующее задание: перечислить все известные вам планеты.
(Юпитер, Земля, Марс, Нептун, Уран, Сатурн, Меркурий, Плутон,Венера)
Ведущий
-Полетели!(Ж-ж-ж)Летим!Летим! Прилетели! (Звучит музыка)
- Эта планета ,ребята “Звездалия”. На этой планете много очень звезд и звезды на этой планете так и падают. ( разноцветные звездочки, сделанные из бумаги, падают из рук учителя.
Игра “Кто быстрее соберет звезды”
Считаю до 5. 1-2-3-4-5
Мне нужны 5 человек . Вот видите сколько звезд. Давайте соберем подарки. Я считаю до 5 , а вы собираете эти звезды . Итак, готовы? Начали!
1-2-3-4-5. Стоп!
Считаем сколько звезд вы насобирали.
Победитель получает почетную звезду.(большая красная звезда).
Ведущий. Полетели ! (Ж-ж-ж) Летим! Летим! Прилетели. На этот раз мы попали на Луну. Луна – это спутник Земли . Раз мы прилетели , то мы все Лунатики .
Эстафета”Воздушный шарик “(звучит музыка)
Ведущий . Полетели! Ж-ж-ж! Летим! Летим! Прилетели на неизведанную планету .
Придумаем название …
Здесь нас ждет интересная викторина , из которой вы узнаете много нового и возможно , кто то захочет связать свою жизнь с космосом .
Викторина .
- Летательный аппарат , на котором передвигалась Баба Яга ?(Ступа)
- Самая большая планета? (Юпитер)
- Самая ближайшая звезда , видимая днем? (Солнце)
- Естественный спутник Земли? (Луна)
- Наука, изучающая небесные тела ? (Астрономия)
- Сколько планет в Солнечной Системе ? (8)
- Как вращаются планеты ? (вокруг Солнца)
- Что из себя представляет планета? (небесное тело)
- Самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
- Сколько планет Солнечной Системы можно увидеть невооруженным глазом ? (5)
- Что такое невесомость и кто находится в состоянии невесомости?(Потеря веса, пристегнуты ремнями , не закрепленные вещи улетят)
- Что такое скафандр? ( Космический костюм)
- Через сколько минут после старта космический корабль отделяется от ракеты – носителя ? ( через 9 минут)
- Для чего нужны полеты в космос ? ( Для изучения космоса, научных исследований , для познания окружающего мира , делают съемки , сюжеты , прогнозирование землетрясений , экологическая обстановка поиск полезных ископаемых )
- Как происходит связь космонавтов с Землей?(По радио)
- Космонавты летали на Марс? (нет, планируют после 2030 г)
- Кто первым полетел на Луну ? (Нил Армстронг -американский астронавт)
Учитель. Продолжаем полет. Ж-ж-ж-ж! Летим, летим!
Прилетели домой , на планету Земля .
Мы должны составить как можно больше слов из букв
К О С М О Н А В Т И К А.
СОК, МОСТ, КОСМОС, ВОСТОК, ВАТА, ТИНА,
Ведущий .Космонавт- редкая профессия .Космонавтам везде почет и уважение .
Стихотворение.
_-А легко ли стать космонавтом?
( С детства тренировать память, не бояться трудностей , закалять свою волю , не стесняться любой работы .Много заниматься физкультурой и спортом . Частично это доказали сегодняшние победители).
Пока жюри подводят итоги, споем песню “Трава у дома”.
Слово жюри.