- Релаксация.
-Повернулись лицом к гостям , поздоровались, когда приходят гости им нужно показать все самое лучшее , что вы умеете ,надеюсь, что ваша работа на уроке всем понравится.
Прослушивание «Песенки о весне» Фрида.
Чтение с доски шуточного стихотворения.
Е. Благининой «Дождик»
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому . Слайд 1
(Настроение радостное – подражающее звукам весенней капели)
- Сообщение темы. Целеполагание.
Мы заканчиваем раздел «Апрель, апрель! Звенит капель!» Слайд 2
Наша тема «Повторение и обобщение раздела» . Мы обобщаем наши знания и прочтем новые произведения о природе весной. На с. 107 учебника чему мы планировали научиться, когда начинали раздел. Сегодня мы оценим свои достижения .
- Работа по теме урока.
- Загадка. ( ЧИТАЮТ ХОРОМ)
На земле живут сестрички :
У сестричек - по косичке,
Вот зеленая косичка .
Это первая сестричка .
Пашет, сеет , поливает,
Почкам глазки открывает. Слайд 3
- Что же за сестрички? (Времена года)
- Как называется первая сестричка ? (Весна) Слайд 4
-Что же делает сестричка - весна ?
-Почему сказано, что весна “зеленая косичка”?
-ВЕСНА – это пробуждение. Все начинает просыпаться , улыбаться и радоваться.
- Ребята , а вы любите весну?
- Дети всегда ждут весну , любят ее ,зовут ее в гости.
Весна приходит не сразу , а постепенно , по своим законам. В этом нужно убедиться . Это сегодня мы и докажем на уроке.
2.Ребус « Март» Слайд 5
Март- это первый месяц весны , это ранняя весна .
Художники и поэты видят красоту природы по-своему . Поэтому они и по-разному передают нам красоту весны.
Художник Исаак Левитан таким увидел март.
3.Работа по картине Левитана «Март» (парная работа)
-Какие приметы весны изобразил художник?
1. Солнечный мартовский день.
2. Начал таять снег.
3.Высокое чистое голубое поле .
4.Яркое солнце.
5.Тени на снегу.
6.Проталинка у дома.
7.Слегка подтаявший снег.
8.Березы освещены ярким солнцем.
9.Лошадь пригрелась на солнышке.
10.Скворечник на березе готов принять птиц .
11.Капель с крыши домов.
12.Снег сползает с крыш . Слайд 6
Писатели, поэты передают весеннее настроение через слова в своих произведениях. (показ портрета)
- Вот они – эти мастера пера , что подарили нам стихи.
И. Токмакова «К нам весна шагает» – чтение наизусть.
4.Ребус « Апрель» Слайд 7-8
Апрель- это середина . А какой сейчас месяц?
На уроках чтения мы познакомились с произведениями о весне . Среди них есть стихотворение, посвященное апрелю месяцу.
- Как оно называется ? Кто автор ?
5. Чтение наизусть стихотворения . С.Маршака .
«Апрель, апрель»!
-Какое настроение создается С. Маршаком , рассказавшем о пробуждении природы?
(радость, веселье)
-Назвать приметы апреля, о которых говорится в стихотворении ?
6.Работа по картинке .
Снег растаял . Вода разлилась . Затопила леса, домики ,березовую рощу.
Все озарено солнечным теплом .
В воде отражаются стройные голые деревья.
Расцвел подснежник.
- Стихотворение «Апрель ,апрель!» вы могли услышать в мультипликационном фильме «12 месяцев».
Злая мачеха отправила в лес свою падчерицу за подснежниками среди зимы и велела с пустой корзиной не возвращаться.
7. Инсценирование отрывка из сказки-пьесы С. Маршака
«12 месяцев».
Слайды 9-12
Месяцы никогда не встречаются, идут один за другим . Только закончится один месяц ,наступает другой .
В сказке произошло чудо, месяцы пожалели падчерицу, зимние месяцы уступили место весенним месяцам.
-Кто из вас видел подснежники? Почему они так называются ? Можно ли их рвать ? Почему?
(Подснежник стоит в букете 1-2 дня , а потом пропадает . Если мы сорвем подснежник с корнем, то на месте , где вы их собирали , на следующий год вы можете не увидеть их вовсе).
Стихотворение « В саду ,где березки»(читает ученик).
Звучит музыка П. Чайковского «Времена года».
- Представьте себе ,что вы подснежники . Всю зиму спали под снежным одеялом (присесть, наклонить голову) , но вот пригрело солнышко , растаял снег (поднять голову) земля пропиталась талой водой и росточки потянулись к теплу и свету (встали , руки вверх) и распустили свои прекрасные лепестки (с улыбкой смотрим вверх, руки вверх, в сторону).
8. Все весны дыханьем согрето
Все кругом и любит и поет.
- Весной птицы строят гнезда, откладывают яйца , высиживают птенцов, слышно их многоголосое пение и крики птиц.
- Это заметили и поэты, ими написаны стихотворения, с которыми мы с вами познакомились . Слайд 13-15
9. Выразительное чтение стихотворений. (Называю стихотворение, дети- автора).
А. Майков «Ласточка примчалась»
А. Плещеев «Травка зеленеет»
В. Берестов «Воробушки»
Весной просыпаются жуки, пчелы, бабочки . Особенно красивы бабочки в полете. Известный писатель С.Т. Аксаков говорил, что бабочка – это поистине порхающий цветок .
- Физминутка «Танец бабочек» Слайд 16
- Продолжение работы по теме урока.
Весной в природе происходит много чудесного и удивительного.
1.Ребус «Ручей» Слайд 17-18
Прослушивание журчания ручейка.
Чтение наизусть стихотворения И.Токмаковой «Ручей» (под журчание читает)
-Кто автор?
-С чем сравнивает автор «весенний ручей»?
Все рады весне.
2.Из весеннего леса пришли телеграммы.
Телеграмма 1 Слайд 19
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У нее строгий распорядок работ. Первым делом она освобождает землю, делает
проталинки.
-О какой весне идет речь ? (ранняя весна)
-Какое стихотворение подходит для ответа. И .А.Токмакова «К нам весна шагает быстрыми шагами»?
Телеграмма 2
Весна освобождает из-подо льда воду. Ручейки талого снега сбежались в реки. Вода поднялась и сбросила с себя ледяной гнёт.
Зажурчали весенние потоки. Слайд 20
-Какое стихотворение подходит для ответа?
И. Токмакова Апрель, апрель!
С.Маршак Ручей
-О какой весне идет речь?
Телеграмма 3
Весна начала одевать землю и лес зеленью листьев. Одеваются деревья. Многокрылые насекомые кружат над пестрым лугом ярких красок кругом. Слайд 21
-Какое стихотворение выберем для ответа?
-О какой весне говорится в этой телеграмме?
-Как себя надо вести в лесу; в природе ?
3.Групповая работа
Вы должны собрать пословицы и народные приметы.
1.Апрель с водою – май с травою.
2.Синие облака в апреле - к теплу и дождю.
3.Мокрый апрель – хорошая пашня.
4.Апрельские ручьи землю будят.
5.Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
6.Синие облака в апреле- к теплу и дождю.
4.Стихотворения о весенних цветах. (читают дети)
5.Подобрать подходящие слова(групповая работа). Слайд 22
весенний день, лес, месяц, дождь
весенняя погода, капель
весеннее солнышко, утро
весенние деньки
Узнай название стихотворения и фамилии автора. Слайд 23
Придумать весеннюю песенку (пение птиц, звуки капели, журчание ручья, легкий ветерок, пробуждение природы)
Прочитать любимое стихотворение.
- Рефлексия
-Какой работой мы занимались на уроке?
Что у вас получилось? Что не получилось?
-Что понравилось? Что не понравилось?
Оцените
- Подведение итогов.
-Наш урок подходит к концу.
Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо вам за активную работу на уроке. Относитесь друг к другу с таким же теплом ,как весеннее солнышко, чтобы можно было вами любоваться, как первыми весенними цветами.
Вам в подарок букет цветов от красавицы Весны.
-Какой вы себе представляете весну?
(Румяной, скромной, красивой,девушкой)