СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория "Рынок и его виды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теория "Рынок и его виды"»

4


Рынок. Рыночный механизм. Основные признаки и функции рынка. 

Что такое рынок?
1) рынок определяется как форма товарно-денежного обмена (обращения), или как совокупность покупателей, или как группа людей, вступивших в деловые отношения и заключивших крупные сделки по поводу любого товара;
 2) рынок — это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме;
 3) рынок — это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
 
Рыночный механизм – это процесс взаимодействия спроса, предложения и цены в условиях конкуренции субъектов рыночных отношений.
  Условия, необходимые для функционирования рынка: частная собственность, свобода выбора, личный интерес, выгода, конкуренция.
  Признаки рынка: 
 1)    Нерегулируемое предложение (производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить)
 2)    Нерегулируемый спрос (потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать)
 3)    Нерегулируемая цена (цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения)
 
 Функции рынка: 
 1.    Ценообразующая (в результате взаимодействия производителя и потребителя формируются рыночные цены);
 2.    Регулирующая (рынок посредством механизма цен и конкуренции влияет на объёмы и ассортимент производства, деятельность потребителя);
 3.    Стимулирующая (рынок побуждает производителей товаров к снижению затрат, повышению качества и потребительских свойств товаров);
 4.    Информационная (информирующая) (рынок даёт объективную информацию о том, какие товары пользуются спросом; каждая фирма может регулировать собственное производство).
 5.    Посредническая функция (рынок выступает посредником между производителем и потребителем)
 6.    Санирующая (оздоравливающая) функция). Очищает общественное производство от экономически слабых и нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных фирм
 7.    Распределительная (социальная) функция).(Доходы потребителей и производителей в рыночной экономике дифференцируются через цены, предопределяя социальное расслоение общества по доходам)
 8.    Интеграционная функция. Рынок объединяет субъектов экономической системы, способствуя формированию единого экономического пространства как в рамках конкретного региона, государства, так и в рамках мировой экономики
 9.    Инновационная функция (поиск новых товаров и способов их производства и продажи, внедрение в производство новейших научно-технических разработок)
 
Обмен в экономике — движение товара от одного владельца к другому. Может быть насильственным и ненасильственным.
Формой ненасильственного обмена является торговля. Обмен предполагает наличие меры эквивалентности товаров.
Виды рынков

По действующему законодательству делятся на:
 1)    легальный (законный)
 2)    нелегальный (теневой, черный) 

 
 По товарам и услугам: 
 1)    Потребительских товаров (товарный биржи, ярмарки, аукционы) и услуг
 2)    Средств производства
 3)    Рабочей силы
 4)    Инвестиций (то есть долгосрочных вложений) 
 5)    Финансовых услуг (валюта, потребительские кредиты)
 6)    Ценных бумаг (например, акция, приватизационный чек, депозитный сертификат)
 7)    Научно-технических разработок и инноваций
 8)    Информации 
 9)    Интеллектуальной собственности
 
По пространственному признаку: 
1)    Мировой
2)    Национальный
3)    Региональный
4)    Местный 
 

По типу конкурентности: 
 1)    Совершенной конкуренции (чистой)
 2)    Несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии 
 
Структура рынка - внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов. 



↑ Спрос и предложение.


Спрос —это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.
 
 Спрос обычно представляют в форме кривой спроса, которая обозначается буквой D (Р — цена товара, Q — количество товара).
 

Закон спроса: повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.
 
 Что влияет на формирование спроса:

  • Условия, необходимые для функционирования рынка: частная собственность, свобода выбора, личный интерес, выгода, конкуренция.

  • вкусы и предпочтения потребителей; 

  • уровень доходов потребителей и регулярность их получения; 

  • количество потребителей; 

  • цены на дополняющие и замещающие (аналоги) товары; 

  • численность и половозрастной состав покупателей; 

  • религиозно-культурные традиции; 

  • ожидания потребителей относительно динамики цен в будущем. 

  • в спросе на одежду и обувь, спортивные товары, туристические услуги проявляется сезонность. 

  • тип товара: спрос на наиболее простые и дешёвые товары снижается, а спрос на товары нормального качества растёт по мере роста доходов потребителей. 

  • спрос на престижные товары, как правило, зависит только от численности слоя общества, демонстрирующего престижное потребление.
     
     Неценовые факторы спроса — факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. 
     

К неценовым факторам относят: 
 

  • доходы потребителей;

  • вкусы, мода; 

  • количество потребителей; 

  • цены заменителей;

  • ожидания потребителя; 

  • цены дополняющих товаров.
     


Предложение формируется на стороне продавца: продавец предлагает к продаже свой товар.

 Предложение —это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.

  Предложение обычно представляют в форме кривой предложения, которую обозначают буквой S.
  Закон предложения: как правило, рост цен вызывает увеличение количества выпускаемых/предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен — уменьшение этого количества.
 
 Что влияет на формирование предложения? 

  • число продавцов на рынке; 

  • важны стоимость факторов производства, ресурсы и используемых технологий(цены на сырье и комплектующие); 

  • цены на другие товары

  • уровень налогов и наличие различных государственных программ (например, поддержки малого бизнеса) и заказов; дотации;

  • ожидания производителей относительно динамики цен в будущем; 

  • интенсивность конкуренции 

  • уровень технологий

  • рост производительности труда


  Когда предложение товаров превышает спрос покупателей, то возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, и может возникнуть кризис перепроизводства. Определённым выходом из неблагоприятной ситуации может быть, в частности, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).
 
 Когда спрос превышает предложение, возникает товарный дефицит. Например, если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск изделий, пользующихся спросом. При дефиците товаров неудовлетворённый покупательский спрос, заставляющий людей искать приложения своим деньгам, образно называют «пастью акулы». 


↑ Конкуренция. Виды конкурентных рынков. 

Конкуренция — экономическое соперничество субъектов экономики за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов. Рыночная конкуренция служит для производителей мощнейшим стимулом к повышению эффективности их деятельности, поиску инновационных экономических решений с целью повышения прибыли. 
   Конкуренция — форма экономических отношений между производителями и потребителями, возникающие в связи с обменом товарами и услугами. Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки. Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.
  Роль конкуренции: 

  • она прокладывает дорогу всему новому и прогрессивному; 

  • благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения; 

  • разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства

Функции конкуренции:
 1. Регулирующая (конкуренция определяет структуру и объемы производства);
 2. Инновационная (конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии);
 3. Распределительная (конкуренция распределяет созданную собственность).

 Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки. 
 Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы. 
 
Виды конкурентных рынков. 

1. Совершенная конкуренция

2. Несовершенная конкуренция (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)
 
 Свободная конкуренция (чистая, совершенная) - это такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения

  • На рынке чистой (совершенной или свободной) конкуренции соревнуется множество производителей однотипных товаров/услуг. Это могут быть и крупные фирмы, и индивидуальные предприниматели. 

  • Легкое вхождение и выход новых продавцов на рынок и с рынка

  • Никто из них не может захватить такую долю рынка, чтобы навязать остальным участникам свои условия сбыта. 

  • Рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые вынуждены искать компромисс. 

  • Чистая конкуренция свободна от вмешательства государства, рынок чист от монополий. 

 Примером подобного рынка может служить рынок сельскохозяйственной продукции.
 Свободная конкуренция соответствовала периоду классического капитализма.
  На нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий


Несовершенная конкуренция

Современное состояние рынка обычно называют несовершенная конкуренция, подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию. 
Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии. 
  Монополистическая конкуренция – это такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.
На рынке монополистической конкуренции действует множество конкурирующих фирм, предлагающих различающиеся товары/услуги для удовлетворения одной и той же потребности и не способных преградить выход на рынок новым конкурентам. 

  • Права отдельных фирм защищены с помощью авторских прав, прав на товарный знак, патентов и ноу-хау. 

  • Каждая фирма имеет возможность влиять на цены, по которым она предлагает свои товары. 

 Таковы, например, рынки продуктов питания, одежды и обуви, косметических товаров.
  Олигополия — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм. Олигополия — это конкуренция между немногими. (Например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.
На рынке олигополии аналогичные или схожие товары/услуги производятся небольшим числом фирм, которые поделили рынок и конкурируют между собой, существенно влияя на цену, по которой продаются товары. 

Примерами подобных рынков являются автомобильный рынок, рынок услуг мобильной связи, рынок авиаперевозок.
  Монопсония — ситуация, когда на рынке есть несколько продавцов и один покупатель (градообразующее предприятие в небольшом городке, единолично устанавливающее размер зарплаты; министерство обороны, закупающее вооружение у нескольких фирм.
  Монополия – это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.
  Рынок монополии контролирует один производитель, который устанавливает цену. Монополист, как правило, устанавливает цену более высокую, чем та, которая сложилась бы на конкурентном рынке, и производит товаров меньше, чем производила бы отрасль в условиях конкуренции. 

  • Монополия может быть установлена фирмой, производящей уникальный товар, разработавшей принципиально новую технологию, и т. п. 

  • При монополии монополистом является не продавец, а покупатель. 

  • Единственным покупателем может быть государство, если речь идёт, например, о космическом корабле, оружии или неогранённых алмазах. 


 Выделяются так называемые естественные монополии.
 Естественная монополия — отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.
 Например, природная монополия может быть установлена фирмой, открывшей месторождение уникальных полезных ископаемых; технические монополии — оказание услуг, связанных с водоснабжением, канализацией, электросетями, стационарной телефонией и т. п. — основаны на том, что нескольким конкурирующим фирмам нерационально проводить в одно здание две или более сети канализации или электричества.
 
 Формы монополий. 
  Картель - соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах.
 Синдикат - объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность.
 Трест - полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности.
 Концерн - объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости.
 Консорциум - объединение монополий.
 Конгломерат - гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления.

↑ Антимонопольные меры государства. Роль государства в рыночной экономике.

Экономические функции государства весьма многообразны, среди них можно выделить: обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов); 

  • обоснованное, устойчивое, обязательное для выполнения законодательство; 

  • защита конкуренции — монополии наносят вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функцией государства; перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.); 

  • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды; 

  • финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания и т. п.; 

  • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов — эффектов, приходящихся на долю третьих лиц (не участвующих в рыночной сделке); 

  • контроль и регулирование уровня занятости, цен темпов экономического роста; финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.


Монополия с её высокими ценами противоречит интересам потребителей и ограничивает свободу предпринимательства, поэтому государство проводит политику защиты конкурентного рынка и антимонопольное регулирование.
В некоторых странах принята юридическая ответственность фирм и их руководителей за попытки монополизации рынка и для слияния нескольких крупных фирм требуется специальное разрешение правительства. 

  • В ряде случаев правительство может потребовать принудительного разделения фирм-монополистов на несколько независимых фирм. 

  • Государство предельно упрощает процедуру регистрации новых фирм, осуществляет программы поддержки малого и среднего бизнеса. 

  • В естественных монополиях государство может установить контроль над ценами и максимальный уровень цен на конкретные товары, услуги.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!