СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ставропольский калмыцкий полк" Нурова Герел Васильевна

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о формирование и участие в ставропольского калмыцкого полка в Отечественной войне1812 года.

Просмотр содержимого документа
«"Ставропольский калмыцкий полк" Нурова Герел Васильевна»

МКОУ «Цаган-Нурская сош имени Н.М.Санджирова»













Боевой путь Ставропольского калмыцкого полка











Нурова Герел Васильевна,

учащаяся 10 класса МКОУ «Цаган-

Нурская сош имени Н.М.Санджирова»

Октябрьского района

Руководители: Санджиев А.Э., учитель

истории и обществознания





2019 г







Оглавление

  1. Введение. стр. 2-4



  1. Основная часть.

« Боевой путь Ставропольского Калмыцкого полка».



1).Формирование Ставропольского Калмыцкого полка. стр.4

2).Военное искусство калмыков. стр.5-7

3).Боевой путь Ставропольского Калмыцкого полка. стр.7-10



  1. Заключение. стр.11-12

  2. Список использованной литературы стр.13

  3. Приложения стр.14































1

Введение.

Судьба нашего народа вот уже 400 с лишним лет неразрывно связана с судьбой всех народов, входящих в состав России. Поэтому сегодня нам особенно больно и горько видеть, что в крупных городах проходят волнения, связанные с национальным вопросом. Ведь наш народ, как и многие другие, вправе сказать: «Россия, я твой капиллярный сосудик, мне больно когда, тебе больно, Россия», потому что это наша общая история, общая судьба.

Сегодня в книгах и фильмах о войне меня поражает необычайное братство, единение людей разных национальностей, у которых была одна Родина. «Русские идут!» - в панике кричали враги, и мы воспринимаем это как должное, хотя среди этих «русских» были и украинцы, и казахи, и кабардинцы, и татары, и калмыки.

С.Михалков сказал когда-то гениальную фразу: «Сегодня – дети, а завтра – народ». Невозможно не согласиться с этим, потому что во многом от нас, сегодняшних школьников, зависит, какой будет наша Россия, наша Калмыкия. Не случайно, Д.А.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию объявил задачей номер один – заботу о будущих поколениях: «Мы обновляем страну… для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас. Чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы. Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее великой России». Еще Медведев Д.А. обратил внимание на патриотическое воспитание молодежи. Я думаю, это, наверное, одна из самых важных задач, стоящих пред обществом: не патриот ничего не сделает ради блага своей Родины, он никогда не пожертвует собой ради других, потому что он просто не любит свою родину.

2012 год объявлен Годом Российской истории, это не случайно, потому что этот год богат на юбилейные даты: 1150 лет зарождения российской

2

государственности, 770 лет победы Александра Невского на Чудском озере,400 лет изгнания польских интервентов из Москвы под руководством Минина и Пожарского, 200 лет Отечественной войне 1812 года. Сколько интересных фактов, имен выдающихся земляков стало известно нам. Помнить о них, гордиться ими, стараться быть похожими на них, любить Родину, как они, я думаю, это тоже патриотизм. А чтобы любить, в первую очередь надо знать, знать свою историю, свои корни, своих героев.

Актуальность данной исследовательской работы состоит в том, что мы, юные граждане России, должны сохранить память о подвиге нашего народа в годы Отечественной войны 1812 года, о людях, пожертвовавших собой ради победы над врагом. Знание героической истории своей малой родины поможет воспитать нравственность, патриотизм в сердцах юного поколения. Высшее проявление патриотизма – готовность отдать жизнь ради Родины не менее важна, чем поднятие экономики. Вспомним, что ещё более полутысячи лет тому назад богатыри Джангра клялись:

Жизни свои острию копья предадим,

Страсти свои державе родной посвятим…

Груди свои обнажим и вынем сердца,

И за народ отдадим свою кровь до конца.

Цель данной работы: исследовать события Отечественной войны 1812 года, проследить создание и боевой путь Ставропольского Калмыцкого полка.

Задача исследуемой темы состоит в том, чтобы показать, что воспитание патриотизма, любви к Родине формируется на основе исторической памяти народа, памяти о славных подвигах наших предков, о славе и чести тех, кто на полях сражений защищал свое Отечество, ради нас, нашего будущего.

3

Во время работы над данной темой были использованы следующие методы: изучение исторической литературы, материалов средств массовой информации, материалов Интернета, материалов «Музея «Боевой славы» Цаган-Нурской школы.

Формирование Ставропольского Калмыцкого полка

7 апреля 1811 года на имя оренбургского военного губернатора генерала от кавалерии Волконского был издан именной указ царя «О сформировании трех полков, одного из Ставропольских калмыков и двух из башкир». Указ гласил: «Для усиления армии нашей легкими иррегулярными войсками и чтобы приучит на будущее время к службе калмыков и башкир, обитающих в краю…».

Ставропольский Калмыцкий полк был сформирован согласно этому указу в составе Ставропольского калмыцкого войска, созданного на средней Волге вокруг города Ставрополь-на-Волге (ныне г. Тольятти) из переселенных сюда крещеных калмыков. В его составе числилось 17 офицеров (командир, квартирмейстер, по 5 есаулов, сотников и хорунжиев), 20 урядников, 1 писарь, 540 рядовых. Сначала командиром части был подпоручик Барышевский 1-й (калмык), с августа 1811 г. его сменил капитан Оренбургского гарнизонного полка П.И. Диомидий (грек).

Впервые вопрос о поселении православных калмыков в отдельном месте возник еще в 1725 году, но только в 1737 году по высочайшей грамоте , пожалованной княгине Анне Тайшиной, «для пребывания с теми зайсангами и калмыками в Симбирской губернии построена крепость Ставрополь и отведены близ той крепости к хлебопашеству земли». От этого Ставрополя и взял свое название калмыцкий полк, а не от Ставрополя Кавказского, который был основан только через 40 лет после Ставрополя -на –Волге, как иногда ошибочно предполагают.

4



Военное искусство калмыков.

Необходимо сказать, что главным родом войск у калмыков всегда была конница, которая делилась на тяжеловооруженную и легкую. Она имела большое количество заводных (запасных) лошадей, что позволяло калмыкам очень быстро передвигаться на большое расстояние. Особенностью калмыцкого войска являлось полное отсутствие колесного обоза.

В статьях "Уложения" воины подразделяются на четыре разряда: всадники, оснащенные панцирем и другими защитными средствами; всадники, облаченные в латы и шишак; имеющие "только один панцирь; имеющие сайдак (лук) и лошадь. Очевидно, что к двум последним относились калмыки среднего достатка и совершенно бедные ("подлые люди"), причем из документов видно, что они составляли большинство.

В середине и во второй половине XVIII века боевой технической единицей стал полк. Побывавший в 70-е годы XVIII столетия в калмыцких улусах И. И. Георги обратил внимание на то, что войско калмыков стало разделяться на полки, а полки на сотни. Калмыцкое войско 60-х годов состояло из 20 торгутовских и 12 дербетовских полков.

Полк состоял из трех родов воинов: стрелков, вооруженных ружьями, которые во время боя сходили с коней и открывали ружейный огонь; лучников, которые, перестроившись в боевой порядок, засыпали противника стрелами; копейщики, решавшие судьбу боя. В каждом полку был прапорщик и трубач.

Серьезное внимание калмыки уделяли боевой и физической подготовке всадника. Навыки искусной езды на лошади, умение владеть оружием прививались будущему воину с раннего детства. На основе личных

5

наблюдений И. И. Лепехин писал: "Несколько подросших своих детей приучают пасти скотину, ездить верхом и стрелять из луков". Эти навыки необходимы были и в повседневной жизни калмыков, которая мало чем отличалась по своим условиям от походной жизни. Калмыки издавна выработали особую систему тренировок и оригинальный комплекс специальных упражнений. В процессе тренировок они с размаху бросались на землю, чтобы адаптировать себя к ударам, вытягивали, и размахивали руками, валялись на песке, что делало тело малочувствительным к ушибам и царапинам. Борцы систематически спали на улице на голой земле, подложив под себя жесткие арканы,, а под голову подстилали кусок кожи. Во время соревнования соблюдались строгие правила, исключающие нечестные болевые приемы, за выполнением которых внимательно следили секунданты. Особенно зрелищной была сама схватка. Вот как описывает Небольсин: "Надо быть в душе художником, быть присяжным ваятелем или живописцем, чтоб уметь передать беспрерывные изменения в положении мускулов и в грациозности и изяществе поз, которые борцы принимают...". Победители становились народными героями, слава о которых разносилась не только по калмыцким улусам, но далеко за их пределы. В процессе подготовки воина особое значение имела охота. Она вырабатывала навыки ориентирования на местности, приучала охотника к порядку, послушанию, меткой стрельбе, действию на лошади и пешим. Самым зрелищным и старинным видом охоты была гонка за сайгаками. Но самым излюбленным видом была охота на зайцев. Калмыки истребляли волков. На них они выходили с собаками, а чаще всего били их с коня нагайками, которая в руках степняка-кочевника превращалась из простой плети в оружие защиты.

Таким образом, веками выработанная калмыками система подготовки воина позволяла воспитывать отличных всадников. Военный историк прошлого века генерал Потто отмечал: "По внешнему виду калмыки были загорелые

6

брюнеты, сильные, малорослы, чрезвычайно быстры в движениях, увертливы, необычайно дальнозорки, при том способны несколько дней не слезать с седла, переносить жажду, подобно их лошадям, славящимся этим и теперь, - словом, они представляли идеал кавалериста, умеющего одинаково драться на коне и пешим, рубить саблей, резать ножом, стрелять из лука и ружья. В марте 1812 г. Ставропольский Калмыцкий полк был направлен из Московской губернии в состав 1-й Западной армии М.Б. Барклая-де-Толли, где поступил в состав летучего казачьего корпуса М.И. Платова. Легендарный «вихорь-атаман» включил калмыков в состав бригады другого известного казачьего генерала – И.К. Краснова 1-го.

Боевой путь Ставропольского Калмыцкого полка.


Начало войны Ставропольский калмыцкий полк встретил на правом берегу Немана. В составе летучего корпуса «ставропольцы» прикрывали отход 2-й Западной армии П.И. Багратиона, приняли участие в ряде арьергардных сражений жаркого лета 1812 года.
Самым знаменитым из них было сражение под Миром 27 – 28 июня, когда иррегулярные полки Платова (сначала было 6 полков, в том числе Ставропольский калмыцкий, Перекопский конно-татарский и 1-й Башкирский, к концу сражения их количество возросло до 11 иррегулярных и 3 регулярных) нанесли поражение 4-й легкой (уланской) кавдивизии А.А. Рожнецкого. В первый день боя Платов успешно использовал прием «вентерь», заманив в кольцо 3-й уланский полк из 29-й бригады К. Турно. Когда соседние полки попытались выручить его, «платовцы» ударили на поляков «в дротики и тем скоро опрокинули, не дав подержаться стрельбою», часть уланов завязли в болоте и были вынуждены сдаться в плен. На второй день боя, когда Рожнецкий стал действовать осторожно и не поддался на уловки Платова, русская конница в течение 6 часов наносили удары в лоб и

7

фланги противника под прикрытием донской артиллерии и, в конце концов, благодаря обходному маневру казаков генерала Д.Е. Кутейникова сумела опрокинуть польских уланов.
2 июля ставропольские калмыки приняли участие в сражении при местечке Романово, где летучему корпусу удалось сорвать попытки конницы М.В. Латур-Мобура прорвать конную завесу, скрывавшую от противника расположение и силы армии П.И. Багратиона. За отличия в сражениях Диомидий был произведен в следующий чин, а ряд калмыцких офицеров, находившихся в чинах «зауряд» (то есть как бы исполняющие обязанности, но не считавшиеся официально офицерами) получили первое офицерское казачье звание «хорунжий»: зауряд-есаулы Даржаев и Дандаров, зауряд-сотники Медечиев, Лекбедондоков и Соломов.
23 июля Ставропольский калмыцкий полк включили в состав летучего корпуса ген. Ф.Ф. Винцингероде, который должен был обеспечивать связь соединенных 1 и 2-й армий с 1-м корпусом П.Х. Витгенштейна, оставленным на петербургском направлении, и бороться с мародерами. Фактически он, в течение нескольких месяцев, нависал над левым флангом и тылом армии Наполеона, из его состава неоднократно выделялись партизанские отряды для действий к северу от Смоленского тракта. В их числе был и Ставропольский калмыцкий полк, который 27 июля штурмом взял Велиж. Затем он действовал на коммуникациях противника между Витебском и Смоленском, а с 13 по 30 августа – в окрестностях городов Белый и Руза.
В конце августа Главная армия отступала к Москве, и Кутузов поручил Винценгероде прикрыть направления на Рузу и Звенигород. Тем временем, вице-король Италии Е. Богарне выслал туда авангард, «чтобы собрать побольше скота и продовольствия и узнать новости», что и привело к столкновению под Звенигородом, где участвовал и Ставропольский полк. За отличия в сражениях при Велиже и Звенигороде хорунжий (в должности

8

сотника) Медечиев был награжден орденом Св. Анны 3-й степ. (Анненским оружием), а зауряд-сотники Ильцхиев и Шарапов получили 14-й класс по «Табели о рангах». Кроме того, Винценгероде представил по совокупности боев 18 калмыков к награждению Знаком отличия Военного ордена, в том числе урядников Бояртуева, Лузанова, Домбаева, Сахажаева.
После оставления Москвы «ставропольцы» прикрывали Дмитровскую дорогу и отбили нападение вражеских отрядов, после чего были направлены к Рузе, которую им удалось отбить и удержать в своих руках. 12 октября, когда «корпус» начал преследование неприятеля отступающего из Москвы, П.В. Голенищев-Кутузов (заменивший Винценгероде, схваченного противником во время переговоров) включил полк Диомидия в состав авангарда В.Д. Иловайского 12-го. 23 октября «ставропольцы» принимали участие в деле при Духовщине, в ходе которого 4-й корпус Богарне был вынужден бросить почти весь свой обоз и большую часть артиллерии. В дальнейшем, Ставропольский полк находился практически в беспрерывных боях при преследовании противника. Только в период с 17 по 28 ноября он, находясь в авангарде корпуса П.Х. Витгенштейна (выросшего фактически в отдельную армию), захватил в плен 7 офицеров и 120 нижних чинов. К началу декабря полк Диомидия в составе авангарда Д.Д. Шепелева вышел к границе, а уже 14 декабря принял участие в сражении под Тильзитом.
В кампанию 1813 г. Ставропольский калмыцкий полк в составе корпуса Ф.Ф. Левиза участвовал в осаде Данцига, а 20 февраля вместе с другими частями вошел в Берлин. Весной полк действовал в составе осадных корпусов, блокировавших крепости Кюстрин и Глогау, а с 20 апреля вошел в состав летучего отряда Г.А. Эммануэля корпуса М.А. Милорадовича. В апреле – мае 1813 г. «ставропольцы» приняли участие в целой серии боев в Саксонии и Силезии: Сен-Вейссиг, Штольпен, Нёйкирхен, Радмериц, Лаубан, Яуэр, не говоря уже о генеральных баталиях при Люцене и Бауцене. За эту серию

9

подполковник П.И. Диомидий был награжден орденом Св. Владимира 4-й степ., есаулы Даржаев и Дандаров, хорунжий Шарапов, 14-го класса Беков и Ильцхиев – орденом Св. Анны 3-й степ., а зауряд-хорунжие Харабатаров и Батырев были произведены в хорунжии. Еще 29 нижних чинов (в том числе старшие урядники Шармаков и Анчуков) были награждены Знаками отличия Военного ордена.
Летом 1813 года Ставропольский полк был включен в состав корпуса А.Ф. Ланжерона Силезской армии фельдмаршала Г.Л. Блюхера. И снова тяжелые бои и лихие рейды: Лен, Гиршберг, Лебау, Хохкрихен, Пуцкау… В сентябре 1813 г. в составе летучего отряда Д.М. Юзефовича принял участие в его рейде по тылам противника. Среди отличившихся был и есаул Медечиев, награжденный Анненским оружием. 4 – 7 октября «ставропольцы» сражались в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом.
В кампанию 1814 г. Ставропольский калмыцкий полк под командованием есачвула Даржаева (Диомидий уже командовал казачьей бригадой) был включен в 5-й германский корпус герцога Саксен-Кобургского и участвовал в блокаде крепости Майнц, которая капитулировала 11 апреля. В ходе боев под Майнцем и отражении вылазок отличился хорунжий Батырев, который был награжден орденом Св. Анны 3-й степ. Командиру полка есаулу Даржаеву Александр I по представлению Саксен-Кобурга выразил монаршее благоволение (вид награды). Еще одним «ставропольцем», отличившимся в кампанию 1814 г., стал есаул Медечиев (который к тому времени служил отдельно от своего полка), представленный за Фер-Шампенуаз к ордену Св. Владимира 4-й степ.
7 мая 1814 г. полк выступил в поход из Франции в Россию и в конце года вернулся домой. К тому времени в полку осталось 350 воинов (в том числе 11 офицеров, 19 урядников, 320 рядовых).

Заключение.

10

Подводя итоги истории боевого пути Ставропольского Калмыцкого полка, нельзя не отметить, что этот полк и два других Калмыцких полка, как и вся иррегулярная конница в целом, отличавшиеся повышенной мобильностью, прекрасно вписались в «скифскую» стратегию, избранную командованием Русской армии на начальном этапе, особенно в рамках партизанской войны. С другой стороны, видно, что в ходе войны 1812 – 1814 гг. калмыцкие иррегулярные полки использовали не только партизанскую тактику, но часто действовали как регулярные части, нанося поражения кавалерии противника (вплоть до кирасирских эскадронов), пехотным колоннам, брали штурмом батареи. Так в сражении у местечка Веллау, за которым о наблюдал французский император Наполеон, произошло поистине чудесное избавление отступавших казаков от казалось бы неминуемого уничтожения – с помощью необычного для того времени оружия. Секретами этого оружия и заинтересовался император. А произошло тогда вот что: французская кавалерия под командованием генерала Груши опрокинула казачье прикрытие и ринулась его преследовать. Все решили, что казаков уже ничто не могло спасти. Однако лавина французских конников неожиданно была буквально засыпана градом стрел. Атаковавшие мгновенно смешались: рой стрел поразил мчавшихся наездников и их лошадей. Увидев начавшуюся сумятицу, Платов тут же выпустил из засады калмыцкий полк, который уничтожил и пленил множество французов. Появление столь необычных полков, выделявшихся подчас необычным внешним видом, впечатлило европейские народы, послужило почвой для появления разного рода легенд и мифов. Следует подчеркнуть, что под влиянием этих мифов многие европейские художники с большими ошибками отобразили внешний вид калмыков (так же, как казаков и башкир), и не все эти искажения были устранены.

К сожалению, в историографии истории войны 1812 – 1814 гг. иррегулярные

11

полки в течение долгого времени находились на положении «пасынков», ими меньше интересовались по сравнению с полками регулярной армии, и исследования об их боевом пути и биографиях командиров выходили реже. Отрадно, что в год 200-летнего юбилея начала войны с Наполеоном, мы можем по достоинству воздать почести своим предкам – «героям былых времен».





































12



Использованная литература:

1.Беликов Т.И. Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины, Элиста,

КГИ, 1965 г.

2. Джангар. Москва, «Художественная литература», 1958 г.

3. Очерки истории Калмыцкой АССР. Москва, «Наука», 1970г.

4. .Г. Прозрителев. Военное прошлое наших калмыков. Элиста, «Санан»,

1990 г.

5. Шовунов К.П. Очерки военной истории калмыков ( 17-19 вв)

6. Интернет ресурсы.

























13









Казаки-калмыки.





















Современные казаки-калмыки













Калмык-казак

































Ставропольский калмыцкий полк под командованием

капитана П.И. Диомидия



























Казаки-калмыки на Елисейских полях в Париже.



Боевое знамя калмыцких казаков













Платов М.И.





















Появление первых калмыков в рядах яицкого казачества относится к XVII в. Подтверждение этого можно найти в материалах переписи яицких казаков, проведенной полковником Захаровым в 1723 г. Так, казак Михайло Григорьев Григорьев показал, что его дед и отец «калмыцкой породы» и были завоеваны (т. е. взяты в плен) яицкими казаками в 1673 г.. Другой казак
- Михайло Григорьев Яманов - сообщил, что его дед и отец - «черные калмыки»1, завоеванные яицкими казаками в 1662 г..
Основная же масса калмыков была принята в Яицкое войско в первой половине XVIII в. По переписи 1723 г. в войске числились вместе с семьями 34 калмыка. Многие калмыки в XVIII в. на Яик попадали уже не как пленники, а приходили сами. Например, владелец 200 кибиток Даши Булатов, желая стать яицким казаком, бросил свое имущество и ушел с женой, детьми и небольшим числом родственников в Яицкий городок. В 1724 г. казак из калмыков Дендюк Булатов, сын Даши Булатова, получил из Москвы грамоту, по которой разрешалось принимать в Яицкое войско калмыков из его владения. В октябре 1725 г. в войске было уже 110 калмыков. С 1738 по 1745 гг. по Верхней яицкой дистанции поселились 574 калмыцкие семьи. К концу 1745 г. в составе Яицкого войска насчитывалось 684 крещеных и некрещеных калмыка. Основная причина, ведшая калмыков на Яик, - поиск спасения от притеснений своих феодалов, от лишений междоусобной борьбы.
Во второй половине 1740-х гг. причисление калмыков к Яицкому войску сначала было приостановлено, а затем и вовсе запрещено. Канцлер граф А. П. Бестужев-Рюмин известил наместника Калмыцкого ханства Дондук-Даши, что «по Высочайшему повелению велено разобрать всех живущих на Яике калмыков и тех из них, которые пришли после 1736 г., выслать в орду и впредь без письменных видов от Хана не принимать и не держать» [Рябинин
139 1866, 328]. После этого Дондук-Даши послал на Яик своего представителя забрать в улусы калмыков, причисленных к Яицкому войску. Но местное войсковое начальство заявило, что может выдать только некрещеных калмыков. Это заявление имело правовое основание: по договорам с калмыками, заключенным в 1577 и 1583 гг., калмыцким наместникам возбранялось требовать обратно в улусы крещеных беглых калмыков и татар. Узнав о решении войскового начальства, 24 семьи (84 человека) крестились. В улусы были отправлены 112 человек, не пожелавших креститься.
Необходимость укрепления пограничной линии по Яику для защиты от набегов казахских феодалов требовала увеличения численности Яицкого войска, что могло быть сделано, в частности, посредством причисления к войску представителей нерусских народов. «В связи с проводимой в 1753 г. реорганизацией этого (Яицкого - А. Н.) войска в корпус, правительство разрешило принять в него еще две партии калмыков во главе с крещеным владельцем Семеном Хошоутовым и зайсангом Василием Дельдешем».

В 1754 г. оренбургский генерал-губернатор И. И. Неплюев провел реформу, по которой казаками могли стать только «тутошних казаков дети, а не пришлые». Земля Яицкого войска входила в состав Оренбургской губ., поэтому данное предписание распространялось и на яицких казаков.
Таким образом, калмыки, служившие в Яицком войске, принимались в него в основном до середины 1750-х гг.
Некоторое пополнение калмыками войска, которое с 1775 г., как известно, называлось Уральским, произошло в начале 1840-х гг., когда калмыцкое поселение, существовавшее в Ставропольском уезде (на Волге), было передано в ведение Оренбургской губ. и причислено к Оренбургскому и Уральскому казачьим войскам.
В 1862 г. в Уральском войске числилось 1184 калмыка, что составляло 1,4 % всех уральских казаков.
В 1885 г. численность калмыков в войске стала меньше - 934 человека или 0,9 % всего войскового населения.
В пределах земли Уральского казачьего войска калмыки проживали компактными группами. Чисто калмыцкими были такие поселки, как Кармановский, Кисык-Камышенский, Кызыл-Абинский,
Пятимарский. Калмыки жили также в поселках Требушинском, Кирсановском, Кулагинском, Серебряковском, Январцевском, Бударинском, Лбищенском, Вербовском, 1-м и 2-м Чижинском.
Из материалов переписи 1723 г. следует, что все завоеванные нерусские обязаны были креститься, пришедшие же на Яик сами, могли сохранить свою веру. Крестилась также и часть калмыков, пришедших на Яик добровольно. Так, упомянутые выше Даши Булатов и его сын Дендюк Булатов подали в 1724 г. челобитную, в которой в числе прочего ходатайствовали о разрешении принять греческую веру.

Уже в XVIII в. среди калмыков Яицкого войска были как христиане, так и иноверцы. В 1762 г. русский ученый П. И. Рычков писал: «Калмыки, находящиеся ныне в пределах Оренбургской губернии суть двоякого состояния: одни крещеные, другие
некрещеные».
Затем он сообщает, что на октябрь 1725 г. в Яицком войске числилось 110 некрещеных калмыков. И далее: «Что же до крещеных калмык принадлежит, то находится их ныне в ведомстве Оренбургской губернии уже не малое число.».
Некрещеные калмыки сохраняли свою традиционную религию - ламаизм (разновидность буддизма). В статистических отчетах XIX
в., на которые опираются авторы капитальных трудов об Уральском казачьем войске А. Рябинин и Н. Бородин , все калмыки в религиозном отношении определяются как ламаисты. Спрашивается - куда делись потомки крещеных калмыков XVIII в.? Надо полагать, что какая-то часть крещеных калмыков была ассимилирована русскими, чему, по-видимому, способствовали браки между крещеными калмыками и русскими. Одно из доказательств этого - фамилии, у основ которых предполагается калмыцкое происхождение, но в XIX и XX вв. носимые казаками-русскими. Вот некоторые из них: Адиянов, Бизянов, Бояров, Булдин, Зекин, Кекин, Лезин, Мазанов, Текин, Ходин, Хуртин, Чегнахаев, Шовалдин. Ныне в тех краях, где находились земли уральских казаков (части современных Западно-Казахстанской и Атырауской обл. Казахстана, Оренбургской обл. России), фактически не осталось калмыков, т. к. многие из них еще в 1924 г. переселились в Калмыцкую обл.. Перечисленные же фамилии существуют и по сей день у жителей этих областей, сохраняя память о предках некогда живших здесь калмыков.

Возможно, что другая часть крещеных калмыков отпала от христианства, стала вновь исповедывать ламаизм. В России и в XVIII, и в XIX вв. отпадение от православия считалось тяжким уголовным преступлением, за которое человек мог понести очень строгое наказание. Большая часть уральских казаков принадлежала к расколу и единоверию. Православных было совсем мало. Крещеные в XVIII в. калмыки сразу или с течением времени скорее всего примыкали к расколу и единоверию. Их отход от раскола, с которым царизм вел решительную борьбу, отход от единоверия, по-видимому, не был наказуем, поэтому возврат к ламаизму мог быть обычным явлением.
Приведенные краткие исторические сведения об уральских (яицких) казаках-калмыках позволят лучше понять условия, в которых происходило становление и развитие фамилий в их сред

























Приложения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!