Просмотр содержимого документа
«Современные технологии обучения химии в условиях системы среднего профессионального образования»
Современные технологии обучения химии в условиях системы среднего профессионального образования
В современном профессиональном образовании обеспечение качества становится ключевой идеей, а управление качеством образовательной деятельности – комплексной педагогической проблемой. Конкурентоспособность учреждений профессионального образования определяется качеством обучения, которое должно не только удовлетворять требования потребителей образовательных услуг, но и превосходить их ожидания.
Основой совершенствования профессионального образования является компетентностный подход к подготовке специалистов, заключающийся в развитии у студентов общих и профессиональных компетенций, определяющих успешную адаптацию в обществе и готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Будущий специалист должен обладать такими общими компетенциями, как способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в коллективе и команде, ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности, заниматься самообразованием и др.
Изменение целей и содержания образования вызывает необходимость совершенствования технологий обучения студентов. В соответствии с требованиями к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования образовательное учреждение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Поиск вариативных способов решения проблемы совершенствования методики профессионального образования требует уточнения определения таких понятий, как «педагогическая технология» и «технология обучения». Существуют различные определения сущности педагогических технологий:
педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);
педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);
педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин);
педагогическая технология – наука о педагогическом мастерстве, которым владеет мастер-педагог и которое является его личным достоянием, будучи уникальным сплавом опыта и личностных особенностей (Д.А. Иванов).
Наиболее точно отражает сущность феномена педагогической технологии процессуальный подход, который определяет данное понятие как системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата.
Вариативной, дидактической составляющей педагогической технологии является технология обучения – способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей [3, с. 4].
В современном профессиональном образовании применяются различные технологии обучения, выбор которых зависит от целей образования, специфики содержания учебного материала, состава студентов (их уровня развития и подготовленности, мотивации учебной деятельности и направленности интересов, количества обучающихся, их возраста), уровня развития технического оснащения образовательного процесса.
Рассмотрим специфику и возможности использования проектно-исследовательской технологии и технологии развития критического мышления на учебных занятиях по химии цикла общеобразовательных дисциплин.