Разработка урока по экономике
Учитель Шарлыкова М.А.
Тема: «Экономические ресурсы. Факторы производства»
Класс: 6 «А»
Цели урока:
1) учащиеся должны узнать, что факторы производства – это ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг;
2) учащиеся должны научиться различать экономические ресурсы и факторы производства;
3) учащиеся должны понимать роль рынка факторов производства.
Понятия, с которыми учащиеся должны ознакомиться в ходе урока:
Земля
Капитал
Предпринимательство
Труд
Факторы производства
Экономические ресурсы
Оборудование: Экономика Рабочая тетрадь 6 класс Н.Н.2016г.
компьютер, проектор, экран, карточки-задания для учащихся.
ХОД УРОКА:
Организационный момент (2 минуты).
Сообщение темы занятия (3 минуты).
Учитель | Учащиеся | Содержание (название) УУД |
- Если бы вы решили стать предпринимателями и производить свой товар, что вам понадобилось бы, как вы думаете? - Правильно. Все это называется факторами производства. Давайте запишем тему урока: «Факторы производства». (Задачи урока в виде вопросов записаны на доске) В конце урока Вы должны знать ответы на вопросы: Что такое факторы производства? Чем они отличаются от экономических ресурсов? Какова роль факторов производства в экономике? Найти ответы на эти вопросы нам поможет сказка. | Предполагаемые ответы: - материалы; - станки; - машины; - рабочие. | Личностные: активизация имевшихся ранее знаний -активное погружение в тему Познавательные: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. Коммуникативные: продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения. -умение полно и точно выражать свои мысли -выслушивание мнения других Регулятивные: составление плана и последовательности действий. |
Объяснение нового материала (15 минут).
Учитель | Учащиеся | |
Жил-был дед с бабкой. Решил дед стать предпринимателем (пенсия маленькая). Думает – буду печь колобки на продажу. Стал он размышлять, что ему будет нужно. Все это называется факторами производства. Итак, записываем определение: Факторы производства – это ресурсы, которые используются для производства конкретного товара или услуги. С понятием ресурсы вы могли сталкиваться на уроках географии. Ресурсы – это все, чем располагает общество для удовлетворения потребностей людей. Давайте сравним эти два понятия. Как вы думаете, какое из них шире? - Правильно. Давайте посмотрим на конкретном примере: Рабочая сила – это ресурс, а те рабочие, которые участвуют в производстве конкретного товара (например, хлеба) – фактор производства. Идем дальше. Факторы производства можно разделить на группы: Факторы производства Природные Капитал Рабочая Предпринимательство ресурсы сила (земля) (труд) Оставьте под схемой немного места, оно нам понадобится позже. А сейчас давайте разберем каждый фактор производства. (Работа с учебником стр.52-53) Земля – все, что создано природой и используется для производства товаров и услуг. Приведите, пожалуйста, примеры. А теперь запишите в своих тетрадях любые два или три примера. Капитал – все, что создано человеком и используется для производства товаров и услуг. Приведите примеры. Труд – способность человека создавать (производить) что-то полезное. Приведите примеры различных профессий. Предпринимательство – способность принимать решения, придумывать идеи. К этому фактору относятся предприниматели. Мы разобрали все виды факторов производства, а теперь подумайте и назовите главный, по-вашему мнению, фактор производства. | Ребята помогают называть все, что потребуется деду (мука, масло, яйца, вода, стол, печь, дрова и т.д.). Предполагаемый ответ: Шире понятие экономические ресурсы, потому что ресурсы – это все, чем располагает общество, а факторы производства – это то, что мы используем для производства конкретного товара или услуги. Находят в тексте определение изучаемых понятий . Ребята называют факторы производства, относящиеся к «земле». Ребята называют факторы производства, относящиеся к капиталу. Затем записывают два-три примера в тетрадь. Учащиеся называют факторы производства, относящиеся к «труду» и записывают в тетрадях несколько примеров. Предполагаемый ответ учащихся: Они называют разные факторы и обосновывают, почему считают его главным. В результате коллективного обсуждения приходим к правильному варианту ответа и записываем вывод: «Главного фактора нет. Если что-то убрать – ничего не получится». | Познавательные: развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме - развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям Регулятивные: -восприятие, осмысление, запоминание учебного материала - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению. |
Закрепление нового материала (20 минут).
Предлагаю вам первое задание.
Задание № 1 (выводится на экран с помощью проектора). К какому фактору производства можно отнести:
Воздух
Предприниматель
Банкир
Лес для производства мебели
Лес
Фермер
Трактор
Природный газ
Геолог
Деньги
Под схемой мы оставляли место, попробуйте самостоятельно отнести каждый из предложенных примеров к какому-либо фактору производства, а потом мы проверим. (На задание отводится 3 минуты, затем идет обсуждение и проверка. В ходе проверки акцентирую внимание учащихся, что деньги не являются фактором производства).
Работа в парах
Задание № 2. Придумайте по три примера на любые факторы производства и попросите своего соседа по парте отнести эти примеры к соответствующему фактору производства. (На задание отводится 5 минут, затем мы слушаем несколько пар, исправляем ошибки).
Задание № 3. Я называю несколько факторов производства. Вам необходимо дополнить этот ряд недостающим фактором. (см. приложение № 1). На задание отводится 5 минут, работа идет по вариантам. (По окончании выполнения задания проверяем и исправляем ошибки).
Работа в группах по 4 человека
Задание № 4. Задание №2 стр.54 учебного пособия.
(В течение 2 минут учащиеся пишут в своей тетради все факторы производства, которые считают нужными. Затем проверяется выполнение задания.).
Задание № 5. Дед из сказки отнес все, что ему было необходимо для производства колобков, к какому-либо фактору производства. Но я думаю, что он что-то перепутал. Вам нужно исправить ошибки, допущенные дедом. (см. приложение № 2). (На задание отводится 3 минуты, затем учащиеся читают правильный вариант без ошибок).
Домашнее задание (2 минуты). Рабочая тетрадь стр.52-54 учить. Задание 4 в тетради
Вам нужно узнать у родителей, какие факторы производства они используют на работе. Оформить в виде таблицы в тетради (фактор/примеры).
Рефлексия (3 минуты).
Я обращаю внимание ребят на вопросы, написанные на доске. Несколько учащихся проговаривают ответы на эти вопросы. Самые активные учащиеся получают за работу на уроке оценки.
Приложение № 1 (раздаточный материал)
Задание № 3
1 вариант
Слесарь, предприниматель, железная руда, …
Каменщик, кирпич, вода, …
Предприниматель, плотник, рубанок, …
Швейная машина, воздух, предприниматель, …
Природный газ, сварщик, предприниматель, …
2 вариант
Трактор, бригадир. Предприниматель, …
Предприниматель, больница, вода, …
Банкир, банк, воздух, …
Нефть, трубы, предприниматель, …
Предприниматель, продавец, земля, …
Приложение № 2 (выводится на экран)
Задание № 5. Исправьте ошибки, допущенные дедом
Труд: бабка – пекарь, я – предприниматель;
Земля: земля, дом, вода;
Капитал: печь, дрова, противни, масло, мука, яйца, скалка, доска.