Разработка урока-игры по теме: «Мифы Древней Греции»
с использованием элементов ФГОС:
Образовательные цели:
расширить кругозор учащихся;
закрепить их знания о Греции;
рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений греков об окружающем их мире;
познакомить учащихся с героями мифов на русском языке;
раскрыть образы мифологических героев;
Развивающие цели:
стимулировать познавательный процесс, развивать коммуникативные способности учащихся;
раскрыть потенциальные возможности детей;
развивать творческие способности и интерес к литературе.
Воспитательные цели:
воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности;
формировать умение работать в команде;
воспитывать у учащихся эстетический вкус;
Использованные методы и приемы:
технология интерактивного обучения,
интегрированное обучение,
технологии КСО (работа в группах),
элементы технологии развития критического мышления,
игровые технологии обучения.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор; подготовленная заранее при помощи компьютерной программы MicrosoftPowerPoint презентации «Путешествие по Греции», «Мифические чудовища и победившие их герои»;
Основные понятия: мифы, мифология.
В игре участвуют учащиеся 6 класса. Класс заранее делится на 2 команды, каждая команда выбирает капитана, придумывает название, связанное с темой урока. Команды «Эллины», «Криты». В качестве ведущих – учителя истории, литературы. В качестве судей выступают гости урока-игры: зам.директора по УМР школы, учителя. На их столе надпись «Ареопаг». По ходу выполнения командами заданий и участия в конкурсах «Ареопаг» заполняет оценочные листы.
Ход урока:
I.Работа по определению темы урока:( При помощи мультимедийного проектора на экран проецируется подготовленная заранее презентация).
Перед вами предметы из разных стран, мы ими пользуемся –одними часто, другими реже. Давайте вспомним, из каких стран они к нами пришли?
(Поочередно демонстрируются предметы, а ученики называют страну, из которой они к нами пришли)
1. Лист бумаги- Китай
2.Шахматные фигуры –Индия
3. Чай –Китай
4. Сахар –Индия
5. Ваза –
- Подобные древние вазы пришли к нам из Древнего города Афины в результате археологических раскопок. Эти древние вазы и рисунки на них могут рассказать нам о разных исторических событиях древнейшей страны, с которой нам сегодня предстоит познакомиться. Кто догадался , какая это страна? Древняя Греция
Итак, мы отправляемся в Древнюю Грецию и удивительный мир ее мифических героев.
Татьяна Васильевна: И так, давайте сформулируем нашу тему урока: О чем будем говорить и рассказывать сегодня, что предстанет главной фигурой нашей игры?
- Молодцы все команды, темой нашего урока будет «Мифы Древней Греции». Сегодня вам предстоит увлекательное соревнование, в котором вы покажете свою смекалку, эрудицию, кругозор, умение логически мыслить. На уроке вы снова сможете погрузиться в неповторимый и загадочный мир древней Эллады с её героями и их удивительными подвигами, мы вспомним греческих богов, которые то помогали, то мешали людям и мифическим героям.
Цель нашей игры- демонстрировать, как больше свои знания по данной теме. Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
закрепляем свои знания о Греции;
рассказываем о древнегреческих мифах;
повышаем свой интерес к русской литературе через греческую мифологию;
раскрываем свои умения работать в команде;
развиваем в себе «соревновательный дух»;
-Наша игра состоит из 4 этапов, увлекающих нас в красивую страну, в ее историю, культуру. И в конце нашей игры, мы определим команду знатоков о Греции, с помощью ареопагов.
- Хотим представить вам наш высокий «ареопаг»:
Верховный ареопаг, и ареопаги – , и помощники ареопагов- все учителя, которые будут строго судить вас, а также три команды и их капитанов.
Итак, в путь!
Л. Е. Представьте, что мы с вами мореплаватели, садимся на корабли и в путь? Наш корабль направляется на Северо-Запад. Пересекаем Средиземное море, попадаем в Эгейское море, а там не за горами Эллада или Греция.
Т.В. Это небольшая страна дала человечеству очень многое: театр, скульптуру, архитектуру, живопись, олимпийские игры. Греция небольшая страна, но с очень большой культурой.
Многие наши имена тоже греческого происхождения: Татьяна, Елена,Екатерина, Ксения, Галина, Марина, Александр и др.
II. Актуализация опорных знаний.
1. этап: учитель истории предлагает 1 конкурс «Природа Греции»
Л.Е. Первая наша остановка – порт «Практический»
Я прошу вас заполнить таблицу «Природные условия и занятия жителей Древней Греции»
Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы заполнить таблицу?
1. Определить географическое положение Греции
2. Выяснить природные условия.
3. Определить занятие населения
Группы работают 5 мин.
Вопросы:
1. Назовите три особенности природы Древней Греции.
2. Какие занятия были характерны для греков?
2 этап. Учитель литературы.
Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится прежде всего культурой, которую создают люди.
Мы с вами отправляемся на следующий порт – «Мифический». Вы знакомы с мифами. С историей Греции мы продолжим знакомство, обратившись к мифам «О Тесее и Минотавре», «О Дедале и Икаре».
Что такое миф?
Мифы (греч.) – предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.
- Что такое мифология? Из каких двух корней состоит это слово? Как его можно перевести на русский язык?
Мифология — совокупность мифов и мифологических представлений.
Повсеместно распространились легенды о Геракле – могучем сыне Зевса, о его подвигах и трагической судьбе, о подчинении им острова Крит, организации игр в честь Зевса в Олимпии, о странствиях по малоизвестным странам, о превращении его после смерти в божество.
-Можем мы считать мифы историческими источниками? И почему? (изучает прошлое, узнают, как жили люди)
-Чтение мифов. (5 мин)
Вопросы для диалога:
-Что построил Дедал на Крите?(лабиринт)
-Что такое лабиринт?
-Как бы вы выбрались из лабиринта?
-Что бы вы смогли для этого придумать?
-Что у меня в руках? (клубок нити)
-Что можете рассказать?
-В какой ситуации сегодня мы можем использовать выражение «ариаднина нить»?
Т.В- Что сказочного в этих мифах?(чудовище Минотавр, происхождение названия Эгейского моря)
Л.Е. -Что могло соответствовать исторической действительности?(наличие государств, есть цари, дань, города, дворцы, мастера, строительство кораблей-тоже реальность)
Т.В.-Что объединяет эти два мифа?(дети не послушались своих родителей –Тесей сменил парус, забыл просьбу отца и тот погиб,а Икар взлетел слишком высоко, и его тоже постигла гибель).
-Какой вы можете сделать вывод для себя?(надо прислушиваться к советам родителей, так как они желают нам только добра)
Физкультминутка:
Метание диска – повороты корпуса;
Бег на месте – разминка ног;
3 этап: порт Божественный: Л.Е.Продолжаем наше путешествие. «Угадай древнегреческого бога»
4этап: 4 порт фразеологический: Работа с крылатыми фразами из мифов (работа с толковым словарем).
В каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как «Авгиевы конюшни», «Ахиллесова пята», «Кануло в лету», «Ариаднина нить» другие. Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии. Вот примеры некоторых из них.
«Кануть в Лету. Лета.»
В греческой мифологии лета – река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Леты, забывали о своей земной жизни. «Кануть в Лету» – быть забытым, бесследно исчезнуть.
«Танталовы муки» – Зевс разгневался на своего сына Тантала за то, что он считал себя богоподобным и низверг его в мрачное царство брата своего Аида. Там он несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются сочные фиги, румяные яблоки гранаты, груши и оливы; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки... Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой. Отсюда выражение «Танталовы муки» означает нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.
«Ахиллесова пята» – пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда «ахиллесова пята» – уязвимое, слабое место.
IV. Итоги урока:
Татьяна Васильевна:Все хорошо поработали. Спасибо вам, ребята. Было очень приятно с вами общаться.
V.Рефлексия.
Цель: провести анализ учебной деятельности.
Что нового узнали о древней Греции?
Какие мифы мы повторили?
Что вам помогло определить имена богов, при переводе с английского на русский язык?
Как вы думаете, нужно ли изучать мифы?
Сегодня, ребята, вы очень плодотворно поработали.
V. Запись домашнего задания:
Прочитайте мифы, нарисуйте рисунки. Приготовьте пересказ мифа.
По истории прочитать §27, 28.
Урок окончен. Спасибо за внимание. До скорого свидания.