Дата: 25.11.2015
Урок географии в 8 классе
Учитель: Воронина В.А.
Тема урока: «География почв России»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
1.Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России;
2. Установить главные типы почв России.
Задачи урока:
развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени;
воспитывать любознательность, внимание, экологическую культуру.
Оборудование: учебник 8 класс Географии России. Природа и население под.ред. А.И. Алексеева; атлас 8 класс; настенная карта «Почвенный покров России»; компьютер, проектор, презентация.
Эпиграф:«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев) (слайд № 2)
План урока.
- Целевая установка – 2 мин.
- Актуализация знаний – 5 мин.
- Изучение нового материала:
- Вводное слово учителя, работа с интерактивной картой – 5 мин.
- Самостоятельный поиск информации, заполнение таблицы – 5 мин.
- Физминутка – 2 мин.
- Проверка таблицы – 2 мин.
- Закрепление материала – 2 мин.
- Подведение итогов – 2 мин.
Ход урока:
1. Целевая установка:Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я – меня зовут Воронина Валентина Александровна; вы готовы к уроку? На столах у вас листы с заданиями и оценочные листы, куда вы будете заносить результаты. Запишите в них свои фамилию и имя. Итак, тема нашего урока: «География почв России, и цель урока: сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России.
(слайд № 3)
2. Актуализация знаний:
Для начала давайте выясним - могут ли пригодиться знания о почвах, полученные вами на предыдущем уроке для достижения нашей цели. Для этого предлагаю выполнить тест. Дети работают с Приложение 1.
Самопроверка: ответ на слайде. (слайд № 4)
Ответы:
1. Б
2. Б
3. А
4. В
5. 1 – В, 2 – А, 3 – Г
Второй вопрос: – может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее образование? Вспомните, какие существуют почвообразующие факторы. А поможет нам стихотворение.
Задание: в Приложение 2 – прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы.
Взаимодействуют все страны и народы, Трудом преображая шар земной! Вот так же в глубине земли породы. Куют веками благодатный слой! Животный мир, растений мир богатый В формированье почвы вносят вклад! Рельеф и климат, словно две награды Процессы плодородия вершат! У почв, как у людей, – свои задачи: Рождать, растить, беречь и умножать, Нести следы культур, цивилизаций. Трудом, как люди, – землю украшать!
Проверяем работу.(слайд 5)
-какой почвообразующий фактор я не упомянула в своем стихотворении? (микроорганизмы)
3. Изучение нового материала.
1) Вводное слово учителя, работа с интерактивной картой.
Повторив изученное вами на прошлом уроке переходим к теме нашего урока.
В.В. Докучаев установил, что важнейшим фактором зонального размещения почв по поверхности России является: протяженность страны с севера на юг и большое разнообразие климатических условий.(слайд 6)
На карте, которую вы видите(слайд 7), показано все разнообразие почв России.
Давайте с помощью интерактивной карты повторим типы почв которые есть в нашей стране. (Работа с интерактивной картой)
Мы не однократно произнесли – тип почвы, а как вы понимаете: что же такое тип почвы?(слайды8, 9)
Тип почвы – это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.
2) Самостоятельный поиск информации, работа с таблицей.
Задание: С помощью учебника и карты атласа заполните таблицу «Главные типы почвы России»(слайд 10), Приложение 3. На работу вам дается 5 минут, приступаем.
Тип почвы
|
Условия почвообразования
|
Содержание гумуса
|
Плодородие
|
Распространение
(зона или ее часть)
|
Тундровая глеевая
|
Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность, малый опад
|
Менее 1%
|
|
|
Подзолистая
|
Избыточное увлажнение, малый опад
|
1—2%
|
|
|
Дерново-подзолистая
|
Достаточное тепло и увлажнение, большой опад
|
2—4%
|
|
|
Серая лесная
|
Количество осадков и испарение практически равны
|
4—8%
|
|
|
Черноземная
|
Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад
|
5—10%
|
|
|
Каштановая
|
Скудное увлажнение, незначительныйопад
|
До 1,5%
|
|
|
Бурая
|
Очень скудное увлажнение, незначительныйопад
|
Менее 1,5%
|
|
|
3) Физ. минутка. Мы немного устали, давайте отдохнем и выполним упражнения для глаз.(слайды 11 – 14)
4)Теперь давайте проверим, правильность выполнения вашей работы (слайд 15).
Не забывайте заполнять оценочный лист.
Тип почвы
|
Условия почвообразования
|
Содержание гумуса
|
Плодородие
|
Распространение
|
Тундровая глеевая
|
Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность, малый опад
|
Менее 1%
|
Неплодородная
|
Зона тундры
|
Подзолистая
|
Избыточное увлажнение, малый опад
|
1—2%
|
Малоплодородная
|
Северная часть лесной зоны (зона тайги)
|
Дерново-подзолистая
|
Достаточное тепло и увлажнение, большой опад
|
2—4%
|
Относительно плодородная
|
Южная часть лесной зоны (зона смешанных лесов)
|
Серая лесная
|
Количество осадков и испарение практически равны
|
4—8%
|
Плодородная
|
Лесостепная зона
|
Черноземная
|
Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад
|
5—10%
|
Наиболее плодородная
|
Степная зона
|
Каштановая
|
Скудное увлажнение, незначительный опад
|
До 1,5%
|
Малоплодородная
|
Сухая степь
|
Бурая
|
Очень скудное увлажнение, незначительный опад
|
Менее 1,5%
|
Неплодородная
|
Полупустыни
|
Мы с вами живем на юге, вы можете сказать какие почвы распространены в Карачаево-Черкесии? (горные черноземы) Какие факторы повлияли на их образование? (высотная поясность, соотношение тепла и влаги)
4. Закрепление.
Фронтальный опрос.
-Назовите главный фактор зонального размещения почв по территории нашей страны?
Ответ: протяженность страны с севера на юг.
-Что такое тип почвы?
Ответ: это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.
- Какой тип почвы занимает наибольшую часть России?
Ответ: Наиболее распространенным типом почв являются подзолистые почвы. Они занимают площадь в 7 млн. км2, что составляет 40,9% от общей площади почв.
-Какой же вывод мы можем сделать?
Ответ: Почвы, возникшие в процессе взаимодействия других природных тел, стали полноправным компонентом природы, играющим особую роль в жизни природы и человека. Почвы России также разнообразны, как разнообразна природа нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше.
5. Подведение итогов. Мы сегодня рассмотрели закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов, производили оценку своих знаний и заполнили Оценочные листы.
Вы получили несколько отметок за каждый этап работы на уроке и теперь посчитайте средний балл. Оцените свою работу. Листы дежурные соберите и передайте мне.
Домашнее задание:
§____ прочитать; выучить таблицу «Главные типы почвы России».
Спасибо за сотрудничество! До свидания!
Если осталось время можно предложить тест.
Тест: Приложение 4.
1. Установите соответствие тип почвы и содержание гумуса
А. Чернозем
|
1.5—10%
|
Б. Каштановая
|
2.2—4%
|
В. Подзолистая
|
3.1—2%
|
Г. Дерново-подзолистая
|
4.До 1,5%
|
Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПРЕДМЕТ: ГЕОГРАФИЯ КЛАСС: 8 ТЕМА: «ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ РОССИИ»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СТ. КАРДОНИКСКОЙ»
КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2016»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПРЕДМЕТ: ГЕОГРАФИЯ
КЛАСС: 8
ТЕМА: «ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ РОССИИ»
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
МКОУ «ООШ №3
СТ. КАРДОНИКСКОЙ»
ВОРОНИНА
ВАЛЕНТИНА
АЛЕКСАНДРОВНА
СТ. КАРДОНИКСКАЯ
2015
Дата: 25.11.2015
Урок географии в 8 классе
Учитель: Воронина В.А.
Тема урока: «География почв России»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
1.Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России;
2. Установить главные типы почв России.
Задачи урока:
развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени;
воспитывать любознательность, внимание, экологическую культуру.
Оборудование: учебник 8 класс Географии России. Природа и население под.ред. А.И. Алексеева; атлас 8 класс; настенная карта «Почвенный покров России»; компьютер, проектор, презентация.
Эпиграф:«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев) (слайд № 2)
План урока.
Целевая установка – 2 мин.
Актуализация знаний – 5 мин.
Изучение нового материала:
Вводное слово учителя, работа с интерактивной картой – 5 мин.
Самостоятельный поиск информации, заполнение таблицы – 5 мин.
Физминутка – 2 мин.
Проверка таблицы – 2 мин.
Закрепление материала – 2 мин.
Подведение итогов – 2 мин.
Ход урока:
1. Целевая установка:Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я – меня зовут Воронина Валентина Александровна; вы готовы к уроку? На столах у вас листы с заданиями и оценочные листы, куда вы будете заносить результаты. Запишите в них свои фамилию и имя. Итак, тема нашего урока: «География почв России, и цель урока: сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России.
(слайд № 3)
2. Актуализация знаний:
Для начала давайте выясним - могут ли пригодиться знания о почвах, полученные вами на предыдущем уроке для достижения нашей цели. Для этого предлагаю выполнить тест. Дети работают с Приложение 1.
Самопроверка: ответ на слайде. (слайд № 4)
Ответы:
1. Б
2. Б
3. А
4. В
5. 1 – В, 2 – А, 3 – Г
Второй вопрос: – может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее образование? Вспомните, какие существуют почвообразующие факторы. А поможет нам стихотворение.
Задание: в Приложение 2 – прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы.
Взаимодействуют все страны и народы,
Трудом преображая шар земной!
Вот так же в глубине земли породы.
Куют веками благодатный слой!
Животный мир, растений мир богатый
В формированье почвы вносят вклад!
Рельеф и климат, словно две награды
Процессы плодородия вершат!
У почв, как у людей, – свои задачи:
Рождать, растить, беречь и умножать,
Нести следы культур, цивилизаций.
Трудом, как люди, – землю украшать!
Проверяем работу.(слайд 5)
-какой почвообразующий фактор я не упомянула в своем стихотворении? (микроорганизмы)
3. Изучение нового материала.
1) Вводное слово учителя, работа с интерактивной картой.
Повторив изученное вами на прошлом уроке переходим к теме нашего урока.
В.В. Докучаев установил, что важнейшим фактором зонального размещения почв по поверхности России является: протяженность страны с севера на юг и большое разнообразие климатических условий.(слайд 6)
На карте, которую вы видите(слайд 7), показано все разнообразие почв России.
Давайте с помощью интерактивной карты повторим типы почв которые есть в нашей стране. (Работа с интерактивной картой)
Мы не однократно произнесли – тип почвы, а как вы понимаете: что же такое тип почвы?(слайды8, 9)
Тип почвы – это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.
2) Самостоятельный поиск информации, работа с таблицей.
Задание: С помощью учебника и карты атласа заполните таблицу «Главные типы почвы России»(слайд 10), Приложение 3. На работу вам дается 5 минут, приступаем.
Тип почвы | Условия почвообразования | Содержание гумуса | Плодородие | Распространение (зона или ее часть) |
Тундровая глеевая | Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность, малый опад | Менее 1% | | |
Подзолистая | Избыточное увлажнение, малый опад | 1—2% | | |
Дерново-подзолистая | Достаточное тепло и увлажнение, большой опад | 2—4% | | |
Серая лесная | Количество осадков и испарение практически равны | 4—8% | | |
Черноземная | Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад | 5—10% | | |
Каштановая | Скудное увлажнение, незначительныйопад | До 1,5% | | |
Бурая | Очень скудное увлажнение, незначительныйопад | Менее 1,5% | | |
3) Физ. минутка. Мы немного устали, давайте отдохнем и выполним упражнения для глаз.(слайды 11 – 14)
4)Теперь давайте проверим, правильность выполнения вашей работы (слайд 15).
Не забывайте заполнять оценочный лист.
Тип почвы | Условия почвообразования | Содержание гумуса | Плодородие | Распространение |
Тундровая глеевая | Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность, малый опад | Менее 1% | Неплодородная | Зона тундры |
Подзолистая | Избыточное увлажнение, малый опад | 1—2% | Малоплодородная | Северная часть лесной зоны (зона тайги) |
Дерново-подзолистая | Достаточное тепло и увлажнение, большой опад | 2—4% | Относительно плодородная | Южная часть лесной зоны (зона смешанных лесов) |
Серая лесная | Количество осадков и испарение практически равны | 4—8% | Плодородная | Лесостепная зона |
Черноземная | Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад | 5—10% | Наиболее плодородная | Степная зона |
Каштановая | Скудное увлажнение, незначительный опад | До 1,5% | Малоплодородная | Сухая степь |
Бурая | Очень скудное увлажнение, незначительный опад | Менее 1,5% | Неплодородная | Полупустыни |
Мы с вами живем на юге, вы можете сказать какие почвы распространены в Карачаево-Черкесии? (горные черноземы) Какие факторы повлияли на их образование? (высотная поясность, соотношение тепла и влаги)
4. Закрепление.
Фронтальный опрос.
-Назовите главный фактор зонального размещения почв по территории нашей страны?
Ответ: протяженность страны с севера на юг.
-Что такое тип почвы?
Ответ: это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.
- Какой тип почвы занимает наибольшую часть России?
Ответ: Наиболее распространенным типом почв являются подзолистые почвы. Они занимают площадь в 7 млн. км2, что составляет 40,9% от общей площади почв.
-Какой же вывод мы можем сделать?
Ответ: Почвы, возникшие в процессе взаимодействия других природных тел, стали полноправным компонентом природы, играющим особую роль в жизни природы и человека. Почвы России также разнообразны, как разнообразна природа нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше.
5. Подведение итогов. Мы сегодня рассмотрели закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов, производили оценку своих знаний и заполнили Оценочные листы.
Вы получили несколько отметок за каждый этап работы на уроке и теперь посчитайте средний балл. Оцените свою работу. Листы дежурные соберите и передайте мне.
Домашнее задание:
§____ прочитать; выучить таблицу «Главные типы почвы России».
Спасибо за сотрудничество! До свидания!
Если осталось время можно предложить тест.
Тест: Приложение 4.
1. Установите соответствие тип почвы и содержание гумуса
А. Чернозем | 1.5—10% |
Б. Каштановая | 2.2—4% |
В. Подзолистая | 3.1—2% |
Г. Дерново-подзолистая | 4.До 1,5% |