СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь

для самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Измерительная техника»

Рабочая тетрадь   разработаны в соответствии с рабочей   программой  дисциплины «Измерительная техника», предназначена для  самостоятельной работы студентов 2-го курса очной   формы обучения,  для студентов других специальностей, изучающих дисциплину «Электротехника и электроника».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов»



ГАПОУ СПО

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА













Рабочая тетрадь

для самостоятельной работы студентов



по дисциплине «Измерительная техника»















2014



ОДОБРЕНО

цикловой комиссией автоматики и телемеханики на транспорте (по видам транспорта)

Председатель цикловой комиссии



_________Л.В. Дудель


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по научно-методической работе ФГОУ СПО Екатеринбургский коллед жтранспортного строительства

_________Т.К. Пермякова
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе ФГОУ СПО Екатеринбургский колледж транспортного строительства



______________А.С. Горнов







Автор: Парахно Е.И., преподаватель дисциплин «Электротехника», «Измерительная техника» ФГОУ СПО Екатеринбургский колледж транспортного строительства





Рецензент: Жуков Ю.А., преподаватель электротехнических дисциплин ФГОУ СПО Екатеринбургский колледж транспортного строительства











Рабочая тетрадь разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Измерительная техника», предназначена для самостоятельной работы студентов 2-го курса очной формы обучения, для студентов других специальностей, изучающих дисциплину «Электротехника и электроника».









СОДЕРЖАНИЕ



1.Введение ………………………………………………………… 4

2.Раздел 1. Общие сведения об измерении электрических величин

и электроизмерительных приборах ……………………………… 5

3.Раздел 2. Приборы непосредственной оценки …………………. 7

4.Раздел 3.Измерение параметров электрической цепи ……….. 9

5.Тема 3.1. Измерение электрических параметров в цепях

переменного и постоянного тока …………………………………… 9

6.Тема 3.2. Измерение электрических сопротивлений,

индуктивности и емкости …………………………………………… 10

7.Раздел 4. Цифровые измерительные приборы и аналоговые

преобразователи ……………………………………………………… 15

8.Раздел 5. Электронно – лучевые преобразователи …………… 17

9.Творческие работы ………………………………………………. 19

10.Рекомендуема литература ……………………………………… 21































3

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Рабочая тетрадь поможет вам лучше усвоить учебный материал по измерительной технике и укрепить навыки самостоятельной работы. В ней разработаны домашние задания по всем разделам дисциплины.

Как работать с тетрадью? После того, как изучен соответствующий материал в классе, вам предлагается выполнить домашнее задание. Перед тем как приступить к выполнению задания, повторите теоретический материал, по конспекту или учебнику.

Эффективней выполнять домашнее задание в тот же день, когда было занятие по дисциплине, а потом перед следующим занятием, бегло просмотреть изученный материал.

Если вы правильно выполнили большую часть заданий по разделу, вы можете считать, что хорошо усвоили материал.

Если задания покажутся вам легкими или не интересными, вы можете выполнить творческую работу, темы творческих работ по каждому разделу дисциплины предложены в тетради.

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ И ОТЛИЧНЫХ ОЦЕНОК!

Прахно Е.И.















4

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗМЕРЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН И ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРАХ



Задание №1

1.Повторите теоретический материал по теме, Л.1, стр.14, 25, 32.

2.Ответьте на вопросы:

2.1.Что называется измерением?

Ответ:





2.2.Перечислите методы измерения.

Ответ:





3.Приведите формулы для определения абсолютной, относительной и приведенной погрешности:

∆ =

δ =

γ =

4. Заполните таблицу:

10Мом

470 Ом

0,33 Мом

47кОм

4700 0м

1,5 кОм

?Ом

?кОм

?кОм

?Мом

?Мом

?Ом



Задание №2

1.По паспорту прибора АМ 1198 приведите метрологические показатели.

Ответ:







2.По паспорту прибора АМ 1198 приведите технические характеристики.

Ответ:

5

Паспортные данные на прибор АМ 1198

  • ЖКИ с двумя цифровыми шкалами 51000 (5 разрядов)

  • Автоматическая индикация полярности

  • Индикация заряда батареи

  • Измерение напряжения постоянного и переменного тока, силы тока

  • Измерение истинного среднеквадратичного значение напряжение и тока

  • Ступенчатый выход сигнала: непрерывный, циклический, пошаговый вывод

  • Подсветка дисплея

  • Масса 1,71 кг

  • Габаритные размеры: 54х90х192 мм



Величина

Значение

Разрешение

Погрешность

Постоянное напряжение

1 мкВ – 250 В

1мкВ

0,03%

Переменное напряжение

1мкВ – 250 В

1мкВ

0,7%

Постоянный ток

1мкА – 500мА

1мкА

0,03%

Переменный ток

1мкА-500мА

1мкА

0,06%

Сопротивление

0,01Ом – 50Мом

0,01 Ом

1,5%

Падение напряжение на p-n переходе прозвонка цепи

0,1мВ – 4,8 В

0,1 мВ

0,05%

Температура

Звуковой сигнал при падении напряжения 50мВ

Частота

-40С…+1372С

1 Гц…200кГц

0,1С

0,001Гц

0,3%

0,02%

















































6

РАЗДЕЛ 2. ПРИБОРЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ



Задание №1

1.Повторите теоретический материал по теме, Л.1, стр.56-58, Л.4, стр.226.

2.Ответьте на вопросы:

2.1.Что называется пределом измерения?

Ответ:

2.2.Как определить цену деления и чувствительность прибора?

Ответ:

3.Объясните включение катушек приборов электродинамической системы (рис.1) и определите, какую физическую величину измеряет прибор в случае а, б, в.







а б в

Рисунок 2.1 – Соединение обмоток катушек приборов электродинамической системы

Ответ:

4.Заполните таблицу:

Таблица 1. Сравнительные характеристики электромагнитных приборов

№ п/п

Системы приборов

Назначение

Достоинства

Недостатки

1

Магнитоэлектрическая




2

Электромагнитная




3

Электродинамическая




Задание №2

1. Какие физические величины может измерять прибор (рис.2)?

Ответ:

7

2.Определите показание прибора (рис.2) и относительную погрешность измерения, если класс точности прибора 2.0.

Дано:

Определить:



Решение:











Ответ:























Рисунок 2.2 – Комбинированный прибор



Задание №3

1.Ответьте на контрольные вопросы практического занятия №1 «Расширение пределов измерения амперметров и вольтметров магнитоэлектрической системы» в рабочей тетради «Лабораторные и практические занятия».

РАЗДЕЛ3. ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

Тема 3.1. Измерение электрических параметров в цепях переменного и постоянного тока

8

Задание №1

1.Повторите теоретический материал по теме Л.1, стр.102, 103, 106.

2.Ответьте на вопросы:

1. Приборами каких систем измеряются постоянные токи и напряжения?

Ответ:



2.Приборами каких систем измеряются действующие значения переменных токов и напряжений?

Ответ:



3. Приборами каких систем измеряются средние и амплитудные значения переменных токов и напряжений?

Ответ:





3.Подключите приборы для измерения тока через резистор R3 и напряжения на зажимах цепи (рис 3.1).

Рисунок 3.1 – Смешанное соединение резисторов

4.Приведите схемы измерительного трансформатора тока и напряжения, поясните порядок измерения.

Ответ:









Задание №2

1.На рис. 3.2 приведена схема цепи для измерения мощности. Какими методами измеряется активная, реактивная и полная мощности в данном примере? Подробно объясните измерение реактивной мощности.

9

Рисунок 3.2 – Схема цепи для измерения мощности

Ответ:















Задание №3

1.Ответьте на контрольные вопросы лабораторного занятия №1 «Калибровка вольтметра» в рабочей тетради «Лабораторные и практические занятия».

Задание №4

1.Ответьте на контрольные вопросы лабораторного занятия №2 «Изучение работы комбинированных приборов» в рабочей тетради «Лабораторные и практические занятия».



Тема 3.2. Измерение электрических сопротивлений, индуктивности и емкости

Задание №1

1.Повторите теоретический материал по теме, Л.2, стр. 37-38

2.Для определения значения сопротивления R собраны схемы, изображенные на рис. 3.3. Найдите значение сопротивления резистора, погрешности измерения, если погрешности приборов отсутствуют (показания скорректированы с помощью поправок). Данные по приборам и показания приборов приведены в таблице 1.





10

Рисунок 3.3 – Измерение сопротивления резистора

Таблица 1 – Измерение сопротивления резисторов

№ варианта

№ рисунка

Показание

вольтметра,В

Внутреннее сопротивл.вольтм., кОм

Показаниеамперметра,А

Внутреннее сопротивл.амперм.,Ом

1

6.2

8

-

5

0.1

2

6.2

10

-

15

0.1

3

6.2

150

-

11

0.1

4

6.2

15

-

4

0.1

5

6.2

25

-

5

0.1

6

6.2

10

-

3

0.1

7

6.2

50

-

20

0.1

8

6.2

16

-

4

0.1

9

6.2

24

-

5

0.1

10

6.2

85

-

10

0.1

11

6.3

5

10

1

-

12

6.3

18

10

3

-

13

6.3

30

10

18

-

14

6.3

15

10

8

-

15

6.3

32

10

14

-

16

6.3

45

10

18

-

17

6.3

140

10

28

-

18

6.3

36

10

12

-

Дано:

Определить:

Решение:



11









Ответ:



Задание №2

1.Повторите теоретический материал по теме, Л.1, стр.115, 117, 119.

2.Привести методы измерения малых, средних и больших сопротивлений.

Ответ:

3.На рис. 3.4 приведена схема моста для измерения емкости конденсатора. Составьте условие равновесия моста и определите емкость исследуемого конденсатора.













Рисунок 3.4 – Схема моста для измерения емкости

Ответ:







Задание 3

1.На рис.3.5 приведена схема моста для измерения индуктивности катушек. Составьте условие равновесия моста и определите индуктивность исследуемой катушки.

Ответ:













Рисунок 3.5 – Схема моста для измерения индуктивности

2.Чем определяется точность измерительных приборов, использующих мостовую цепь в равновесном режиме?

Ответ:

Задание 4

1.Приведите схему измерения больших сопротивлений методом омметра, поясните ее работу.

Ответ:

















2.Как градуируется шкала омметра?

Ответ:

Задание 5

1.При измерении сопротивления изоляции катушки на корпус стрелка мегомметра остановилась на делении 40 кОм, что составляет 0,4 длины рабочей части шкалы. Определить возможную наибольшую абсолютную погрешность измерения сопротивления, если класс точности прибора 1,0.

Дано:

Определить:

Решение:



12

Ответ:

Задание 6

1.Ответьте на контрольные вопросы лабораторного занятия №3 «Измерение электрических сопротивлений» в рабочей тетради «Лабораторные и практические занятия».



Задание 7

1.Ответьте на контрольные вопросы лабораторного занятия №4 «Измерение сопротивления заземления» в рабочей тетради «Лабораторные и практические занятия».



Задание 8

1.Ответьте на контрольные вопросы лабораторного занятия №5 «Измерение емкости и индуктивности» в рабочей тетради «Лабораторные и практические занятия».



РАЗДЕЛ 4. ЦИФРОВЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И АНАЛОГОВО – ЦИФРОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ

Задание 1

1.Повторите теоретический материал по теме, Л.2, стр.167-168,177-178.

2.Поясните работу цифрового вольтметра постоянного тока (рис. 4.1).





















Рисунок 4.1 – Цифровой вольтметр постоянного тока

Ответ:

13

Задание 2

1. Цифровой амперметр имеет следующие поддиапазоны измерения: 10 и 100 мА, 1 и 10 А. Определить с какой относительной погрешностью могут быть измерены токи 5 и 40 мА; 0,3 и 4 А, если постоянные коэффициенты С и В для всех поддиапазонов равны соответственно 0,01 и 0,0025.

Дано:

Определить:

Решение:

Ответ:

РАЗДЕЛ 5. ЭЛЕКТРОННО - ЛУЧЕВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ

Задание 1

1.Повторите теоретический материал по теме, Л.1, стр.203.

2.Поясните работу электронно – лучевой трубки ( рис. 5.1 ).

















Рисунок 5.1 – Электронно-лучевая трубка

Ответ:











14

Задание 2

1.Результат измерения по осциллограмме длительности фронта прямоугольного импульса составил τф = 65 нс. Верхняя граница полосы пропускания fв = 10 МГц. Оцените реальную длительность фронта сигнала τ‘ф. Всеми погрешностями пренебречь.

Дано:

Определить:

Решение:

Ответ:

2.Найдите результат измерения периода Т сигнала, а также абсолютную ∆Т и относительную δТ погрешности результата. Длина отрезка, соответствующего периоду, LТ = 4,5 дел. Значение коэффициента развертки канала Х Кх = 100 мкс/дел.; его погрешность δХ = ± 2%.

Дано:

Определить:

Решение:





Ответ:



Задание 3

1.Ответьте на контрольные вопросы лабораторного занятия №6 «Исследование электронного осциллографа и его применение для измерения электрических величин» в рабочей тетради «Лабораторные и практические занятия».













15

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1.Темы творческих работ:

1.Использование относительных и логарифмических величин в измерениях.

2.Создать действующую модель многопредельного вольтметра. Расширить предел измерения учебного вольтметра с пределом 6 В до 10 В, 12 В.

3.Создать действующую модель многопредельного амперметра. Расширить предел измерения учебного амперметра с пределом 2 А до 3 А, 4 А.

3.Современные комбинированные приборы, их возможности, достоинства, недостатки, область применения (приложить фотографии ИП, паспорта ИП).

4.Создать макет аналогового комбинированного прибора с изменением измеряемой величины, рода тока, предела измерения, с подвижной стрелкой.

5.Измерение высокочастотных и импульсных токов (методы измерения, измерительные приоры, фотографии ИП, паспорта ИП).

6.Современные ЭОС – разработать классификацию по видам исследуемых сигналов, метрологическим и техническим возможностям (приложить фотографии ИП, паспорта ИП).

7.Создать электронный планшет «Функциональная схема работы цифрового прибора» (по выбору студента – вольтметр, частотомер).

2.Указания по выполнению творческих заданий:

1.Совместно с преподавателем разработать этапы выполнения задания.

2.Подборать литературу.

3.Составить план выполнения задания и согласовать его с преподавателем (студентам, выбравшим создание макетов и моделей необходимо выполнить еще и компьютерное моделирование).

4.Обсуждать с преподавателем каждый этап выполненной работы.

3.Оформление работы:

1.Работа, как и описание к макетам и моделям, предоставляется в электронном виде со следующими параметрами текстового редактора:

- размер бумаги – формат А4;

- ориентация – книжная;

- поля: верхнее, нижнее, правое, левое – 1,5 см;

- номера страниц – внизу страницы, выравнивание от центра;

- шрифт – Times New Roman;

- высота шрифта – 12 пунктов;

- междустрочный интервал – одинарный;

- выравнивание - по ширине;

- исключить перенос в словах.

2.Схемы электрических цепей выполняются на компьютере в программах в «Схемопостроитель» или «Компас».



16

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Шишмарев В.Ю. Электрорадиоизмерения. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2.Панфилов В.А. Электрические измерения. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3.Бутырин П.А. Электротехника. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

4.Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. М.: Академия, 2000.

5.Гайених Б. Научись быстрей учиться! Сдай экзамен без проблем! – Ростов н/Д: Феникс, 2008.













































17


Скачать

© 2016 1860 36

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!