Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
• положительно относиться к учению;
• проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
• принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
• чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
• самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
• чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
• бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
• осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
• с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
• под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• принимать цель деятельности на уроке;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
•объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
• готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
• выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
• выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся с помощью учителя:
• наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
• сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
• анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
• ориентироваться в материале на страницах учебника;
• находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
• делать выводы о результате совместной работы всего класса;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
• слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучающиеся будут знать о (на уровне представлений):
• роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
• отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
• профессиях близких и окружающих людей. Учащийся будет уметь:
• обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
• соблюдать правила гигиены труда.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Обучащюиеся будут знать:
• общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
• последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка); • способы разметки («на глаз», по шаблону);
• формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
• клеевой способ соединения;
• способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
• названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Учащийся будет уметь:
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:
1) экономно размечать по шаблону, сгибанием;
2) точно резать ножницами;
3) соединять изделия с помощью клея;
4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;
• использовать для сушки плоских изделий пресс;,
• безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
• с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
Конструирование и моделирование.
Обучающиеся будет знать о:
• детали как составной части изделия;
• конструкциях разборных и неразборных;
• неподвижном клеевом соединении деталей.
Учащийся будет уметь:
• различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
• конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды.
Анализ задания, организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель, подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные групповые и индивидуальные проекты.
2. Технология ручной обработки материалов
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки материалов, знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ, устройство и назначение изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону), обработка материала (резание ножницами, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на них.
3. Конструирование и моделирование.
Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия. Виды и способы соединения деталей.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу.
Природная мастерская (8 ч) Рукотворный и природный мир города, села. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Листья, семена и фантазия. Фантазии из веточек, шишек, желудей и каштанов. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить? Проверь себя.
Пластилиновая мастерская (4 ч) Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум. Проверь себя.
Бумажная мастерская (16 ч) Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год. Бумага и картон. Какие у неё есть секреты? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Ножницы. Что ты о них знаешь? Шаблон. Для чего он нужен? Наша армия родная. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Весна. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они? Проверь себя.
Текстильная мастерская (5) Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Прямая строчка и перевивы. Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Диагностика качества учебно-познавательной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы разделов, уроков (кол-во часов) | Коли чество часов | Дата по плану | Дата фактически |
| Природная мастерская | 8 | | |
1 | Инструктаж по ТБ. Рукотворный и природный мир. | 1 | 06.09 | |
2 | На земле, на воде и в воздухе | 1 | 13.09 | |
3 | Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. | 1 | 20.09 | |
4 | Работа с природными материалами. Семена и фантазии. | 1 | 27.09 | |
5 | Веточки и фантазия. Фантазии из шишек, желудей, каштанов. | 1 | 04.10 | |
6 | Композиция из листьев. Что такое композиция? Бабочка из листьев. | 1 | 11.10 | |
7 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Орнамент «Осень». | 1 | 18.10 | |
8 | Природные материалы. Как их соединить? Жучок из каштана. | 1 | 25.10 | |
| Пластилиновая мастерская | 4 | | |
9 | Инструктаж по технике безопасности при работе с пластилином. Материалы для лепки. Что может пластилин? | 1 | 08.11 | |
10 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? Печенье из пластилина. | 1 | 15.11 | |
11 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Морские обитатели из пластилина. | 1 | 22.11 | |
12 | Проект «Аквариум». | 1 | 29.11 | |
| Бумажная мастерская | 16 | | |
13 | Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Мастерская Деда Мороза. Новогодние подвески. | 1 | 06.12 | |
14 | Проект «Скоро Новый год!». | 1 | 13.12 | |
15 | Бумага. Какие у неё есть секреты? Итоговый контроль за I полугодие. | 1 | 20.12 | |
16 | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 1 | 27.12 | |
17 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Фигурки оригами | 1 | 10.01 | |
18 | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Рыбка. Лягушка. | 1 | 17.01 | |
19 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Бумажный зоопарк. | 1 | 24.01 | |
20 | Наша армия родная. Аппликация «Кораблик» | 1 | 31.01 | |
21 | Ножницы. Что ты о них знаешь? Аппликация-мозаика «Рыбка» | 1 | 07.02 | |
22 | Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет? Портрет. | 1 | 21.02 | |
23 | Шаблон. Для чего он нужен? Аппликация « Праздник цветов». | 1 | 28.02 | |
24 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Бал бабочек. | 1 | 07.03 | |
25 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Закладка с орнаментом. | 1 | 14.03 | |
26 | Образы весны. Какие краски у весны? Аппликация « Подснежник и тюльпан». | 1 | 21.03 | |
27 | Настроение весны. Что такое колорит? Рамка для картины. | 1 | 04.04 | |
28 | Праздники и традиции весны. Какие они? Праздничное яйцо. | 1 | 11.04 | |
| Текстильная мастерская | 5 | | |
29 | Инструктаж по технике безопасности при работе с иголками и булавками. Мир тканей. Для чего нужны ткани и их секреты . | 1 | 18.04 | |
30 | Игла-труженица. Что умеет игла? Прямая строчка. | 1 | 25.04 | |
31 | Вышивка. Для чего она нужна? Закладка. | 1 | 02.05 | |
32 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Салфетка. | 1 | 09.05 | |
33 | Обобщение по разделу. Оценка достижений. Итоговый контроль за год. | 1 | 16.05 | |
2