муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 имени академика В.Ф. Уткина»
муниципального образования – городской округ город Касимов
(МБОУ «СШ №2»)
«Рассмотрено» Руководитель ШМО | «Согласовано» Заместитель директора по УР | «Утверждено» Директор школы |
______ /______________/ Протокол № от. | ______/Мартынова И.А./ | _________/Котова Е.А./ Приказ |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по предмету
Обществознание
6А, 6Б класс
на 2021 – 2022 учебный год
Учитель: Пискунова Е.А.
Количество часов по учебному плану: 34
Оглавление
Место учебного предмета в учебном плане …………………………………………………………. 3
Планируемые результаты изучения учебного предмета Обществознание, 6 класс ……………….. 3
Тематическое планирование…………………………………………………………………………… 4
Учебно-тематический план ……………………………………………………………………………. 6
Содержание учебного предмета ………………………………………………………………………. 7
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности …………… 9
Поурочное планирование……………………………………………………………………………….11
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса…….12
Рабочая программа учебного курса обществознание для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Данная рабочая программа составлена для изучения математики по учебнику: Обществознание учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов. и др. М.: Просвещение, 2020.
Уровень рабочей программы базовый
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. От 07 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год»
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 2»
Учебный план МБОУ «Средняя школа № 2» на 2021 - 2022 учебный год.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение обществознания в 6 классах отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю. Предусмотрены контрольные работ. Из них: 2 тематических, 1 полугодовая и 1 итоговая.
Предмет, курс, дисциплина (модуль) | Учебный план | Количество часов в год | Количество часов в неделю |
Инвариантная часть | Вариативная часть |
Обществознание | 1 | 0 | 34 | 1 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета Обществознание, 6 класс
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Тематическое планирование Учебно-тематический план
№ темы | Тема/раздел | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводный урок | 1 | 1 | |
2 | Человек в социальном измерении | 12 | 11 | 1 |
3 | Человек среди людей | 10 | 9 | 1 |
4 | Нравственные основы жизни | 7 | 6 | 1 |
5 | Обобщающие уроки | 4 | 3 | 1 |
| Итого: | 34 | 30 | 4 |
Содержание учебного предмета
Основное содержание курса обществознание для 6 классов (34 часа)
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит обучающегося в расширяющийся круг социальных институтов раскрывая их в теме «Человек среди людей». Обучающиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними, изучая тему «Нравственные основы жизни».
Каждая тема программы 6 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых обучающиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
Вводный урок (1 ч.)
Знакомство с курсом «Обществознание. 6 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника.
Глава I. Человек в социальном измерении (12 часов)
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей (10 часов)
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».
Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов)
Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания (4 часа)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Темы | Аналитическая деятельность | Практическая деятельность |
Человек в социальном измерении | - обосновывать своё мнение о значимости изучения курса. - анализировать конкретные ситуации, приводить примеры. Оценивать роль творчества, труда в развитии человека. - Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; - способствовать в повседневной жизни развитию способностей | - обосновывать своё мнение о значимости изучения курса. - анализировать конкретные ситуации, приводить примеры. - Характеризовать отличительные черты человека как существа биосоциального. - Раскрывать значимость и сущность качеств сильной личности. - Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. |
Человек среди людей | - Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей с окружающими людьми. - Иллюстрировать примерами значимость межличностных отношений: знакомство, приятельство, товарищество, дружба. - Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы. | Оценивать роль творчества, труда в развитии человека. Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; - способствовать в повседневной жизни развитию способностей. - Характеризовать основные слагаемые жизненного успеха. - Раскрывать значение труда в развитии человека. - Составлять рассказы: -Готовимся выбирать профессию; -Учимся быть успешными. |
Нравственные основы жизни | - Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; - анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; - Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; - выражают положительное отношение к процессу познания; - адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности; | - Давать характеристику межличностным конфликтам. - Показывать причины конфликтов в межличностном общении. - Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. - Решение познавательных задач, моделирование ситуаций и их анализ. Уметь рассуждать о типологиях конфликтов, приводить примеры. - Принимать участие в диспуте на данную тему. - Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гуманизм». - Приводить примеры гуманного отношения между людьми. |
Поурочное планирование
№п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 |
Тема 1.Человек в социальном измерении | 12 |
2-3 | Человек- личность | 2 |
4 | Человек познает мир | 1 |
5 | «Учимся познавать и оценивать себя» | 1 |
6 | Человек и его деятельность | 1 |
7 | Учимся правильно организовывать свою деятельность | 1 |
8-9 | Потребности человека | 2 |
10-11 | На пути к жизненному успеху | 2 |
12 | Человек в социальном измерении | 1 |
13 | Повторение и обобщение «Человек в социальном измерении». Контрольная работа № 1 | 1 |
Тема 2. Человек среди людей | 10 |
13-14 | Межличностные отношения | 2 |
15-16 | Человек в группе | 2 |
17-18 | Общение | 2 |
19-20 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 |
21 | Практикум « Человек среди людей» | 1 |
22 | Повторение и обобщение «Человек среди людей». Контрольная работа № 2 | 1 |
Тема 3.Нравственныне основы жизни | 10 |
23-24 | Человек славен добрыми делами | 2 |
25-26 | Будь смелым | 2 |
27-28 | Человек и человечность | 2 |
29-30 | Нравственные основы жизни | 2 |
31 | Практикум «Нравственные основы жизни» | 1 |
32 | Повторение и обобщение «Нравственные основы жизни». Контрольная работа № 3. | 1 |
| Заключительный урок | 2 |
33 | Повторение и обобщение курса 6 класса | 1 |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для учителя:
- Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2020
-Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2020;
-Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2020;
- «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2020.
Для учащихся:
- Рабочая тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. «Обществознание. 6 класс» (М.:Просвещение, 2020)
Контрольно-измерительные материалы:
- «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2021.
Технические средства обучения
Компьютер.
Медиапроектор.
Экран.
Принтер.
Электронные учебные пособия
- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для
общеобразовательной школы
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Интернет-ресурс
www. edu - "Российское образование"
http://www.school.edu.ru/ Федеральный портал.
www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
14