СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс ФГОС 2021-2022 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Обществознание»

на 2021-2022 учебный год

10 - 11 класс

 

 

УМК ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА

Общеобразовательная программа

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс ФГОС 2021-2022 уч. год»




Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Абатской средней общеобразовательной школы №2

Тушнолобовская средняя общеобразовательная школа


«ПРИНЯТО»

на педагогическом совете

протокол №1 от 31.08.2021 г.

«СОГЛАСОВАНО»

«31» августа 2021 г.

________методист

«УТВЕРЖДАЮ»

«31» августа 2021 г.

приказ №122

Заведующая ФМАОУ Абатская СОШ№2

Тушнолобовская СОШ

_________



Рабочая программа по предмету «Обществознание»

на 2021-2022 учебный год

10 - 11 класс



УМК ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА

Общеобразовательная программа




Составитель: учитель истории

Е.А. Мастерских






с. Тушнолобово, 2021 г.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Планируемые личностные результаты освоения ООП

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС СОО

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Предметные результаты в соответствии с примерной ООП СОО

В результате изучения учебного предмета "Обществознание" на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

- Выделять черты социальной сущности человека;

- определять роль духовных ценностей в обществе;

- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

- различать виды искусства;

- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

- выявлять особенности научного познания;

- различать абсолютную и относительную истины;

- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

- выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

- Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Экономика

- Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

- конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

- объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

- оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

- различать формы бизнеса;

- извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

- различать экономические и бухгалтерские издержки;

- приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

- различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

- различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

- выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

- определять причины безработицы, различать ее виды;

- высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

- объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

- приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

- высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

- различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

- различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

- Выделять критерии социальной стратификации;

- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

- конкретизировать примерами виды социальных норм;

- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

- различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

- характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

- характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

- высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

- формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Политика

- Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

- различать политическую власть и другие виды власти;

- устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

- высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

- раскрывать роль и функции политической системы;

- характеризовать государство как центральный институт политической системы;

- различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

- обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

- характеризовать демократическую избирательную систему;

- различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

- устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

- определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

- конкретизировать примерами роль политической идеологии;

- раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

- формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

- иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

- различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Правовое регулирование общественных отношений

- Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

- выделять основные элементы системы права;

- выстраивать иерархию нормативных актов;

- выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

- различать понятия "права человека" и "права гражданина", ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

- обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

- аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

- раскрывать содержание гражданских правоотношений;

- применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

- различать организационно-правовые формы предприятий;

- характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

- давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

- находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

- характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

- иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

- извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Человек. Человек в системе общественных отношений

- Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;

- оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

- характеризовать основные методы научного познания;

- выявлять особенности социального познания;

- различать типы мировоззрений;

- объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

- выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

- выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;

- систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Экономика

- Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

- выявлять противоречия рынка;

- раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

- раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

- обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

- различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

- определять практическое назначение основных функций менеджмента;

- определять место маркетинга в деятельности организации;

- применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

- оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

- раскрывать фазы экономического цикла;

- высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

- извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Социальные отношения

- Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;

- анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

- выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

- толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

- находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;

- выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

- выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

- анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

- Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

- выделять основные этапы избирательной кампании;

- в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

- отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;

- самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;

- характеризовать особенности политического процесса в России;

- анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений

- Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

- перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

- характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

- ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

- применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

- оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

- характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.










2. Содержание учебного предмета


класс

Тема

10 класс

Тема I — Человек в обществе.

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Особенности социальной системы. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие видов деятельности. Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное сознание. Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Особенности социального познания. Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.

Тема II — Общество как мир культуры.

Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Наука и её функции в обществе. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как система. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира. Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство. Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.

Тема III — Правовое регулирование общественных отношений.

Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к праву. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Что такое правоотношение. Правомерное поведение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав. Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита граждан. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья. Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Открытие своего дела. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Профессиональное образование. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданский процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция. Основные стадии конституционного судопроизводства. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. 8 Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Заключение. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.

11 класс

Тема I. Экономическая жизнь общества.

Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и её измерители. Понятие ВВП. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы и темпы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Причины цикличного развития экономики. Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Как действует «невидимая рука» рынка. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система. Цели деятельности фирмы. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и временные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятием. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Функции финансового 8 рынка. Финансовые институты. Защита прав потребителей финансовых услуг. Фондовый рынок, его инструменты и участники. Основные источники финансирования бизнеса. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Какой инструмент регулирования экономики выбрать. Налоговая система РФ. Нужна ли рынку помощь государства. Тенденции экономического развития России. Типы финансовой политики. Основы денежно-кредитной политики государства. Влияние денежно-кредитной политики на российскую экономику. Бюджетная политика. Инфляция: виды, причины и последствия. Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Что такое мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического развития. Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности.

Тема II. Социальная сфера.

Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы. Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность. Что объединяет людей в нацию. Россия — многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России. Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Дом, в котором мы живём. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция.

Тема III. Политическая жизнь общества.

Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России. Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление. Избирательная система. Избирательная кампания. Понятия политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой коммуникации и политическое сознание. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения. Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие. Политическая культура.

Заключение. Общество и человек перед лицом угроз XXI в.




3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


10 класс


Номера уроков.

Темы

Количество

часов


Человек в обществе ( 20часов)


1-2

Что такое общество

2

3-4

Общество как сложная система

2

5-6

Динамика общественного развития

2

7-8

Социальная сущность

человека.

2

9-10

Деятельность – способ существования людей.

2

11-12

Познавательная деятельность

2

13-14

Свобода и необходимость в деятельности человека. 

2

15-16

Современное общество

2

17-18

Глобальная угроза международного терроризма

2

19

Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Человек в обществе»

1

20

Контрольная работа по теме: “Общество и человек”

1


Общество как мир культуры (16 часов)


21-22

Духовная культура общества

2

23-24

Духовный мир личности

2

25-26

Мораль

2

27-28

Наука и образование

2

29-30

Религия и религиозные организации


31-32

Искусство

2

33-34

Массовая культура

2

35

Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Общество как мир культуры»

1

36

Контрольная работа по теме: “Духовная культура”

1


Правовое Регулирование общественных отношений (34 часов)


37-38

Современные подходы к пониманию права. В.п. Неделя правовых знаний

2

39-40

Право в системе социальных норм

2

40-41

Источники права

2

42-43

Правоотношения . Правомерное поведение

2

44-45

Гражданин Российской Федерации. 

2

46-47

Гражданское право

2

48-49

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

2

50-51

Правовые основы предпринимательской деятельности. . В.П. презентации «Новые профессии»

2

52-53

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

2

54-55

Семейное право

2

56-57

Экологическое право

2

58-59

Процессуальные отрасли права

2

61-62

Международная защита прав человека

2

63-64

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

2

65-66

Человек в XXI в.

2

67-68

Урок представления результатов проектной деятельности по теме: «Правовое регулирование общественных отношений» 

2

69

Контрольная работа по теме: «Правовое регулирование общественных отношений»

1

70

Контрольный тест в формате ЕГЭ на итоговой промежуточной аттестации

1


11 класс

Номера уроков.

Темы

Количество

часов

Экономическая жизнь общества (26 ч)

1-2

Роль экономики в жизни общества

2

3-4

Экономика: наука и хозяйство

2

5-6

Экономический рост и развитие

2

7-8

Рыночные отношения в экономике

2

9-10

Фирма в экономике

2

11-12

Финансовый рынок

2

13-14

Экономика и государство

2

15-16

Финансовая политика государства

2

17-18

Занятость и безработица

2

19-20

Мировая экономика

2

21-22

Экономическая культура

2

23-25

Уроки представления результатов проектной

деятельности по теме «Экономическая роль общества»

3

26

Контрольная работа по теме «Экономическая роль общества»

1

Тема II. Социальная сфера (18 ч)


27—28

Социальная структура общества

2

29—30

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

31—32

Нации и межнациональные отношения

2

33—34

Семья и брак

2

35—36

Гендер как научное понятие

2

37—38

Молодёжь в современном обществе. В.п. Неделя правовых знаний

2

39—40

Демографическая ситуация в современной

России

2

41—43

Уроки представления результатов проектной

деятельности по теме «Социальная сфера»

3

44

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

1

Политическая жизнь общества (22 ч)


45—46

Политика и власть

2

47—48

Политическая система

2

49—50

Гражданское общество и правовое государство

2

51—52

Демократические выборы. . В.П. презентации «Новые профессии»

2

53—54

Политические партии и партийные

системы

2

55—56

Политическая элита и политическое

лидерство

2

57—58

Политическое сознание

2

59—60

Политическое поведение

2

61—62

Политический процесс и культура

политического участия

2

63—65

Уроки представления результатов проектной

деятельности по теме «Политическая жизнь общества»

3

66

Контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества»

1

67—68

Взгляд в будущее

2




ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к рабочей программе по «Обществознание 10-11 класс»


10 класс



Номера уроков.

Темы

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УДД).

Дата проведения

По плану

По факту

Человек в обществе ( 20часов)

1-2

Что такое общество

2

Называть (перечислять) формы объединения людей. Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных. Объяснять природу и характер общественных отношений. Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура». С помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы. Исследовать практические ситуации, связанные с влиянием общества на природу

7.09.21

8.09.21


3-4

Общество как сложная система

2

Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества

14.09.21

15.09.21


5-6

Динамика общественного развития

2

Раскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс» и конкретизировать их примерами. Высказывать суждения о причинах и последствиях глобализации.


Характеризовать сущность процесса глобализации, глобальных проблем, их отличий от проблем локальных. Иллюстрировать проявления различных глобальных проблем с помощью примеров,


самостоятельно отобранных из СМИ. Описывать противоречивость социального прогресса, конкретизировать проявления прогрессивных и регрессивных изменений с привлечением материала курса истории. Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную


информацию о глобализации современного мира, использовать её для написания эссе, реферата, подготовки устного выступления. Выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений. Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития

21.09.21

22.09.21




7-8

Социальная сущность

человека.

2

Описывать современные представления о природе человека и конкретизировать фактами социальной жизни её проявления. Характеризовать человека как личность. Раскрывать сущность процессов

самосознания и самореализации. С опорой на личный опыт называть и конкретизировать

примерами ориентиры достижения жизненного успеха.




28.09.21

29.09.21


9-10

Деятельность – способ существования людей.

2

Раскрывать смысл понятий «потребности» и «деятельность». Описывать представления

о потребностях человека, подходы к их классификации. Характеризовать и конкретизировать примерами, фактами, ситуациями сущность деятельности, её мотивы и многообразие. Выделять основания различных классификаций видов деятельности. Находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников. Сравнивать различные подходы

к характеристике сознания. Обосновывать единство сознания и деятельности


5.10.21

6.10.21


11-12

Познавательная деятельность

2

Излагать сущность различных подходов к вопросу познаваемости мира. Выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать её. Раскрывать смысл понятия

«истина». Характеризовать формы познания, критерии истины, виды знаний. Описывать особенности научного познания, его уровни и соответствующие им методы. Объяснять связь и взаимопроникаемость

социального и гуманитарного знания, роль коммуникацийв познавательной деятельности.

Исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя


12.10.21

13.10.21


13-14

Свобода и необходимость в деятельности человека. 

2

Излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий

«свобода человека» и «свободное общество». Описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе.

Выявлять основания свободного выбора. Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом. Характеризовать свободное общество



19.10.21

20.10.21


15-16

Современное общество

2

Называть и иллюстрировать примерами противоречия глобализации. Раскрывать понятия  «информация», «информатизация», «информационное общество». Описывать единое мировое

информационное пространство. Излагать различные подходы к вопросу регулирования глобальных информационных потоков. Характеризовать информационную экономику современного общества.

Объяснять связь развития гражданского общества и информатизационных процессов.

Перечислять критерии развития информационного общества. Выражать собственную позицию

относительно позитивных и негативных проявлений процесса информатизации



26.10.21

27.10.21


17-18

Глобальная угроза международного терроризма

2

Раскрывать понятие «международный терроризм». Устанавливать связь международного терроризма

с процессом глобализации и научно-техническим прогрессом. Характеризовать идеологические

основы террористической деятельности. Объяснять особую опасность международного терроризма, обосновывать необходимость борьбы с ним. Описывать антитеррористическую деятельность международного сообщества.


9.11.21

10.11.21


19

Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Человек в обществе»

1

Систематизировать информацию. Использовать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач.

Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений.


16.11.21

17.11.21


20

Контрольная работа по теме: “Общество и человек”

1

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять  различные типы заданий.

23.11.21


Общество как мир культуры (16 часов)

21-22

Духовная культура общества

2

Различать понятия «духовная культура» и «материальная культура». Раскрывать, опираясь на

примеры, смысл понятия «духовная культура». Описывать основные духовные ценности. Характеризовать институты культуры и их функции. Распознавать формы культуры по их признакам.

Иллюстрировать примерами многообразие культур, проявления народной, массовой,

элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе.


24.11.21

30.11.21


23-24

Духовный мир личности

2

Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение».

Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере

нравственности. Характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека. Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутреннего мира личности. Показывать на конкретных

примерах роль мировоззрения в жизни человека. Классифицировать типы мировоззрения.

Иллюстрировать проявления патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях

социальной жизни


1.12.21

7.12.21


25-26

Мораль

2

Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности». Называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение

моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку конкретных поступков людей

и их отношений. Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор


8.12.21

14.12.21


27-28

Наука и образование

2

Раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования.

Описывать особенности науки и образования в современном обществе, иллюстрировать их примерами.

Объяснять социальный смысл моральных требований к научному труду. Выявлять связь науки

и образования. Характеризовать ступени и уровни образовательной подготовки в системе образования Российской Федерации. Выражать и аргументировать собственное отношение к роли самообразования в жизни человека. Анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли науки в современном обществе

15.21.21

21.12.21


29-30

Религия и религиозные организации


Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное сознание». Характеризовать религию как

форму культуры, особенности религии как социального института. Сравнивать светское и религиозное сознание. Различать мировые и национальные религии. Иллюстрировать примерами многообразие исторически сложившихся религиозно- нравственных систем. Описывать отношения государства и религии в РФ. Выявлять влияние религиозных объединений на общественную жизнь. Анализировать факторы, угрожающие межрелигиозному миру и согласию. Объяснять смысл и значение свободы

совести для развития человека и общества

22.12.21

28.12.21


31-32

Искусство

2

Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. Перечислять

и конкретизировать фактами духовной жизни жанры искусства. Показывать на конкретных примерах

особенности современного искусства

11.01.22

12.01.22


33-34

Массовая культура

2

Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества.

Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры. Раскрывать

смысл понятия «средства массовой информации». Описывать СМИ и их функции. Объяснять роль СМИ в условиях глобализации мира. Излагать различные подходы к оценке массовой культуры, как общественного явления


18.01.22

19.01.22


35

Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Общество как мир культуры»

1

Систематизировать информацию. Использовать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач.

Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений.



25.01.22

26.01.22


36

Контрольная работа по теме: “Духовная культура”

1

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять  различные типы заданий.

1.02.22


Правовое регулирование общественных отношений (34 часов)

37-38

Современные подходы к пониманию права. В.п. Неделя правовых знаний

2

Излагать различные подходы к пониманию права. Выявлять достоинства и недостатки

естественно-правового и нормативного подходов. Характеризовать особенности естественного права. Перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека. Объяснять взаимосвязь естественного и

позитивного права. Раскрывать гуманистический смысл естественного права


2.02.22

8.02.22


39-40

Право в системе социальных норм

2

Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «отрасль права», «институт права». Различать понятия «право» и «закон», иллюстрировать различия права и закона на примерах. Сопоставлять

право с другими социальными нормами. Перечислять признаки, объединяющие различные социальные

регуляторы и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм. Классифицировать нормы и отрасли права. Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые. Выявлять отличие института права от отрасли права.

Конкретизировать примерами понятие «институт права».

9.02.22

15.02.22


41-42

Источники права

2

Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива». Называть и характеризовать источники российского права. Иллюстрировать примерами различные источники права. Выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками. Различать юридическую силу

различных видов нормативных актов, выстраивать их иерархию. Называть предметы ведения РФ, субъектов РФ и их совместного ведения. Описывать законотворческий процесс, его стадии, особенности

принятия конституционных законов. Перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции.де таблиц и схем.


16.02.22

22.02.22


43-44

Правоотношения . Правомерное поведение

2

Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «правомерное поведение», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Прказывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений.

Характеризовать правомерное поведение, описывать его виды. Перечислять и характеризовать фактами социальной жизни признаки правонарушения. Выявлять специфику преступления как вида правонарушения. Называть признаки юридической ответственности и её основные виды.


23.02.22

1.03.22


45-46

Гражданин Российской Федерации. 

2

Раскрывать смысл понятия «гражданство». Называть основания приобретения гражданства в РФ. Различать понятия «права человека» и «права гражданина». Перечислять конституционные

обязанности гражданина РФ. Характеризовать воинскую обязанность, возможности альтернативной гражданской службы, права и обязанности налогоплательщиков. Обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями, иллюстрировать эту взаимосвязь примерами. Выражать собственное

отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения гражданских обязанностей



2.03.22

8.03.22


47-48

Гражданское право

2

Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотношения», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица», «гражданская дееспособность». Называть участников

гражданских правоотношений. Раскрывать содержание гражданских правоотношений, объяснять, как возникают гражданские правоотношения и как, когда и при каких условиях они прекращаются.

Классифицировать объекты имущественных гражданских правоотношений. Приводить пример

гражданского правоотношения, выделяя его субъект (субъекты), объект, основание возникновения, содержание. Перечислять и конкретизировать примерами имущественные и личные неимущественные права. Характеризовать право на результаты интеллектуальной деятельности как сочетание

имущественных и неимущественных гражданских прав. Различать виды наследования. Характеризовать способы защиты гражданских прав. Описывать самого себя как субъекта гражданских правоотношений



9.03.22

15.03.22


49-50

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

2

Характеризовать конституционные основы социальной защиты. Сравнивать формы социальной защиты, выявляя их общие черты и различия. Раскрывать роль и значение права социального обеспечения как комплексной отрасли российского права, гарантирующей реализацию социальной политики государства. Называть и иллюстрировать примерами виды социального обеспечения. Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией права социального обеспечения. Описывать типы систем здравоохранения в современном обществе, виды медицинского страхования в РФ. Оценивать изменения в законодательстве, отражающие тенденции развития социальной политики Российской Федерации

16.03.22

22.03.22


51-52

Правовые основы предпринимательской деятельности. . В.П. презентации «Новые профессии»

2

Раскрывать смысл понятий «предпринимательство», «предпринимательские правоотношения». Называть источники предпринимательского права. Характеризовать принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, роль и значение предпринимательства как двигателя экономического развития. Сравнивать организационноправовые формы предпринимательства, выявляя их общие черты и различия. Описывать этапы создания собственного дела Анализировать практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Оценивать условия развития предпринимательства в стране, возможности своего посильного участия в предпринимательской деятельности


23.03.22

5.04.22


53-54

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

2

Раскрывать смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение». Описывать особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права. Описывать возможности получения профессионального образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Излагать и аргументировать собственное мнение относительно выбора путей профессионального образования


6.04.22

12.04.22


55-56

Семейное право

2

Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений. Называть необходимые условия заключения брака и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ. Объяснять причины имеющихся ограничений для заключения брака. Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

13.04.22

19.04.22


57-58

Экологическое право

2

Раскрывать смысл понятий «экологические отношения», «благоприятная окружающая среда», «экологическое правонарушение». Выявлять специфику экологических отношений. Описывать структуру экологического права. Перечислять объекты экологического права и основные экологические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. Характеризовать способы защиты экологических прав. Объяснять, почему право на благоприятную окружающую среду является одной из современных общечеловеческих ценностей. Аргументировать важность соблюдения природоохранных и природоресурсных норм. Приводить примеры экологических правонарушений. Называть источники экологического права и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды

20.04.22

26.04.22


60-61

Процессуальные отрасли права

2

Раскрывать смысл понятий

«процессуальное право», «судопроизводство», «гражданский процесс», «уголовный

процесс», «административная

юрисдикция», «конституционное судопроизводство».

Описывать основные принципы гражданского и уголовного

судопроизводства, стадии конституционного производства.

Называть законодательные

акты, представляющие правила гражданского, уголовного,

конституционного судопроизводства.

Перечислять участников гражданского и уголовного процессов, субъекты административной ответственности, участников производства по делам об

административных правонарушениях.

Характеризовать ход, стадии

(этапы) прохождения дела в

суде в гражданском и уголов ном процессах, меры обеспечения производства и особенности возбуждения дел об административных правонарушениях. Выявлять особенности уголовного процесса. Раскрывать и обосновывать демократический характер суда присяжных, его значение в уголовном процессе. Иллюстрировать примерами процессуальные средства установления истины


27.04.22

3.05.22


62-63

Международная защита прав человека

2

Характеризовать функции и полномочия ООН и её структурных подразделений в области прав человека. Описывать структуру и компетенции организаций, защищающих права человека в рамках Совета Европы. Перечислять международные соглашения по вопросам защиты прав человека. Объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод. Называть виды международных преступлений. Выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение международных преступлений. Выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу отмены смертной казни. Объяснять зависимость успешности создания глобального пра вового пространства от деятельности международных организаций

4.05.22

10.05.22


64-65

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

2

Характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму. Называть и конкретизировать основные направления деятельности Национального антитеррористического комитета. Раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму


11.05.22

17.05.22


66-67

Человек в XXI в.

2

Описывать влияние ускорения социально-экономического развития на глобальные проблемы современного общества. Перечислять факторы, определяющие особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе. Объяснять значимость формирования информационной культуры и информационной компетентности. Называть позитивные и негативные стороны влияния на общество современных средств коммуникации. Иллюстрировать примерами результаты воздействия информационных потоков, СМИ на сознание человека. Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни фундаментальные ценности современного мира. Выражать свою точку зрения по вопросу места каждого человека в глобальном обществе, ответственности отдельного человека за судьбу мира. Раскрывать смысл информации, поступающей из разных источников и представленной в разных формах. Формулировать собственные суждения, конструировать собственный текст, используя самостоятельно найденную и отобранную информацию

18.05.22

20.05.22


68

Урок представления результатов проектной деятельности по теме: «Правовое регулирование общественных отношений» 

2

Систематизировать информацию. Использовать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач.

Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений.



23.05.22



69

Контрольная работа по теме: «Правовое регулирование общественных отношений»

1

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять различные типы заданий.


24.05.22


70

Контрольный тест в формате ЕГЭ на итоговой промежуточной аттестации

1

Проверить уровень освоения материала за курс 10 класса

25.05.22




ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к рабочей программе по «Обществознание 10-11 класс»

11 класс

Номера уроков.

Темы

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УДД).

Дата проведения

План

Факт

Экономическая жизнь общества (26 ч)

1-2

Роль экономики в жизни общества

2

Характеризовать основные проявления экономической жизни, их взаимосвязь. Называть показатели уровня жизни населения. Высказывать обоснованное суждение о взаимосвязи жизни общества в целом и его экономического развития. Приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции развития экономической сферы жизни современного общества. Аргументированно обосновывать взаимовлияние экономики и социальной структуры общества, экономики и политики. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике экономической жизни общества, в том числе для понимания влияния экономики на уровень жизни

2.09.21

6.09.21


3-4

Экономика: наука и хозяйство

2

Характеризовать основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения. Различать и описывать абсолютные и относительные экономические величины. Раскрывать и конкретизировать понятие «валовой внутренний продукт». Называть различные факторы, влияющие на производительность труда, и приводить их примеры

9.09.21

13.09.21


5-6

Экономический рост и развитие

2

Раскрывать, используя современные факты и примеры, понятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Объяснять сущность и причины цикличного развития экономики. Описывать фазы экономического цикла

16.09.21

20.09.21


7-8

Рыночные отношения в экономике

2

Характеризовать рыночную экономическую систему. Объяснять механизм действия свободного ценообразования на рынке. Приводить примеры действия законов спроса и предложения. Оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики. Находить и извлекать социальную информацию о моделях, структуре, тенденциях развития современной рыночной экономики из адаптированных источников различного типа

23.09.21

27.09.21


9-10

Фирма в экономике

2

Называть и иллюстрировать примерами основные факторы производства и факторные доходы. Обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях. Характеризовать основные виды деятельности ученика. Различать и сравнивать экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Приводить примеры постоянных и переменных издержек производства. Моделировать практические ситуации, связанные с расчётами издержек и прибыли производителя. Называть основные виды налогов на предприятие. Оценивать значение маркетинга и менеджмента в обеспечении эффективности деятельности фирмы

30.09.21

4.09.21


11-12

Финансовый рынок

2

Различать деятельность различных финансовых институтов. Выделять цели и функции ЦБ России в банковской системе РФ. Раскрывать роль фондового рынка в рыночных структурах. Называть основные правила поведения потребителей на финансовом рынке. Объяснять возможности финансирования малых и крупных предприятий

7.10.21

11.10.21


13-14

Экономика и государство

2

Анализировать различные точки зрения на роль государства в экономике. Конкретизировать задачи современного государства в рыночной экономике. Раскрывать на примерах механизмы государственного регулирования экономической жизни общества. Характеризовать налоговую систему РФ. Высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и её влиянии на экономическую жизнь общества. Находить и извлекать социальную информацию о состоянии, тенденциях и перспективах развития российской экономики, направлениях государственной политики из адаптированных источников различного типа

14.10.21

18.10.21


15-16

Финансовая политика государства

2

Характеризовать типы финансовой политики государства. Объяснять цели и инструменты денежно-кредитной и бюджетной политики государства. Аргументированно показывать влияние денежно-кредитной политики на российскую экономику. Описывать бюджетную систему РФ. Различать виды и причины инфляции. Давать оценку последствиям инфляции экономики в целом и для различных социальных групп

21.10.21

25.10.21


17-18

Занятость и безработица

2

Характеризовать объекты спроса и предложения на рынке труда, механизм их взаимодействия. Различать виды и причины безработицы. Объяснять значение понятия «занятость». Приводить примеры особенностей труда молодёжи. Оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда

28.10.21

8.11.21


19-20

Мировая экономика

2

Объяснять предпосылки международного разделения труда. Различать и сопоставлять направления государственной политики в области международной торговли. Давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации. Извлекать из СМИ и обобщать информацию для анализа тенденций общемирового экономического развития

11.11.21

15.11.21


21-22

Экономическая культура

2

Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов. Различать морально-нравственную сторону социально-экономических отношений. Объяснять поведение потребителей и производителей с точки зрения экономической рациональности. Раскрывать на примерах связь экономической свободы и социальной ответственности участников экономики

18.11.21

22.11.21


23-25

Уроки представления результатов проектной

деятельности по теме «Экономическая роль общества»

3

Систематизировать информацию. Использовать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач.

Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений.


25.11.21

29.11.21

2.12.21


26

Контрольная работа по теме «Экономическая роль общества»

1

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять различные типы заданий.

6.12.21


Тема II. Социальная сфера (18 ч)

27—28

Социальная структура общества

2

Называть виды социальных групп и их признаки. Раскрывать на примерах роль малых социальных групп в обществе. Объяснять причины социального неравенства в истории и в современном обществе. Называть критерии социальной стратификации. Различать виды социальной мобильности

9.12.21

13.12.21


29—30

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

Перечислять виды социальных норм. Характеризовать виды социального контроля и их социальную роль. Различать санкции социального контроля. Приводить примеры проявления отклоняющегося поведения. Называть причины негативного отклоняющегося поведения. Объяснять с опорой на имеющиеся знания основные способы преодоления негативного отклоняющегося поведения. Объяснять меры борьбы с преступностью. Оценивать роль толерантности в современном мире

16.12.21

20.12.21


31—32

Нации и межнациональные отношения

2

Объяснять значение понятия «нация». Характеризовать особенности этнических отношений в России. Называть причины и последствия межнациональных конфликтов. Сравнивать различные проявления идеологии и политики национализма. Аргументированно доказывать влияние этнических факторов на государственное развитие и развитие культуры. Обосновывать антикультурную, антиобщественную сущность этнической дискриминации. Оценивать значение принципов демократической национальной политики государства

23.12.21

27.12.21


33—34

Семья и брак

2

Характеризовать социальные институты семьи и брака. Объяснять функции семьи. Раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи. Сравнивать различные типы семей. Приводить примеры государственной поддержки семьи. Высказывать обоснованное суждение о роли семьи в социализации личности. Анализировать способы поддержки культуры быта.

10.01.22

13.01.22


35—36

Гендер как научное понятие

2

Объяснять значение понятий «гендерные стереотипы» и «гендерная роль». Обосновывать изменение роли женщины в современном обществе. Различать причины гендерных конфликтов. Называть факторы, влияющие на освоение гендерной роли, и приводить их примеры.

17.01.22

20.01.22


37—38

Молодёжь в современном обществе

2

Характеризовать молодёжь как социально-демографическую группу. Раскрывать на примерах социальные роли юношества. Различать общие и особенные черты молодёжных субкультур. Высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодёжи в условиях рынка труда. Называть особенности молодёжных субкультур в России.

24.01.22

27.01.22


39—40

Демографическая ситуация в современной

России

2

Характеризовать состояние и динамику изменений численности населения. Объяснять причины и социальные последствия депопуляции в России. Высказывать обоснованное суждение о факторах, негативно влияющих на демографическую ситуацию в стране. Называть особенности возрастного состава населения России. Оценивать роль миграции в решении демографических проблем

31.01.22

3.02.22


41—43

Уроки представления результатов проектной

деятельности по теме «Социальная сфера»

3

Систематизировать информацию. Использовать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач.

Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений.


7.02.22

10.02.22

14.02.22


44

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

1

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять различные типы заданий.

17.02.22


Политическая жизнь общества (22 ч)

45—46

Политика и власть

2

Характеризовать субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия. Соотносить властные и политические отношения. Объяснять и иллюстрировать примерами политические цели и политические действия. Устанавливать причинно-следственные связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности. Высказывать обоснованное суждение о соотношении средств и целей в политике. Оценивать роль политических институтов в жизни общества. Раскрывать цели политических партий. Различать политическую власть и другие виды власти

21.02.22

24.02.22


47—48

Политическая система

2

Раскрывать роль и функции политической системы. Характеризовать государство как центральный институт политической системы. Различать типы политических режимов. Давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии. Обобщать и систематизировать информацию о сущности демократии (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии). Высказывать обоснованное суждение о путях преодоления трудностей развития демократии в России

28.02.22

3.03.22


49—50

Гражданское общество и правовое государство

2

Характеризовать сущность и иллюстрировать примерами функции правового государства. Объяснять взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления

7.03.22

10.03.22


51—52

Демократические выборы

2

Объяснять значение понятий «избирательное право» и «избирательный процесс». Различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. Характеризовать основные этапы избирательной кампании. Высказывать обоснованное суждение о социальной роли избирателя

14.03.22

17.03.22


53—54

Политические партии и партийные

системы

2

Называть и иллюстрировать примерами существенные признаки политических партий. Характеризовать различные типы и функции партий. Раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем. Характеризовать значение многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе

21.03.22

24.03.22


55—56

Политическая элита и политическое

лидерство

2

Объяснять значение понятий «политическое лидерство» и «политическая элита». Конкретизировать примерами различные типы политического лидерства и давать им оценку. Характеризовать функции политической элиты и её значение в современном обществе. Называть ролевые функции политического лидера. Извлекать и систематизировать информацию о роли выдающихся политических деятелей в истории

4.04.22

7.04.22


57—58

Политическое сознание

2

Различать обыденное и идейно-теоретическое сознание. Объяснять значение понятия «политическая идеология». Называть формы существования идеологии. Сравнивать различные идейно-политические течения. Конкретизировать роль политической психологии в деятельности субъектов политики. Давать оценку роли СМИ в современной политической жизни

11.04.22

14.04.22


59—60

Политическое поведение

2

Различать формы политического поведения и приводить примеры политической активности личности. Объяснять значение понятия «экстремизм». Называть причины, порождающие политический терроризм. Обосновывать необходимость противодействия силовым способам решения международных проблем. Давать оценку последствиям экстремизма и терроризма. Характеризовать факторы, влияющие на политическое поведение

18.04.22

21.04.22


61—62

Политический процесс и культура

политического участия

2

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса. Называть факторы, влияющие на результаты политического процесса. Различать непосредственное и опосредованное политическое участие и приводить примеры. Объяснять значение структурных элементов политической культуры личности. Сравнивать типы политической культуры. Высказывать обоснованное суждение о роли участия граждан в политике с позиций демократической политической культуры. Анализировать основные тенденции современного политического процесса

25.04.22

28.04.22


63—65

Уроки представления результатов проектной

деятельности по теме «Политическая жизнь общества»

3

Систематизировать информацию. Использовать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач.

Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений.


2.05.22

5.05.22

9.05.22


66

Контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества»

1

Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять различные типы заданий.

12.05.22


67—68

Взгляд в будущее

2

Называть и объяснять сущность современных глобальных проблем человечества. Давать оценку последствиям влияния существующих угроз на развитие современного общества. Высказывать, опираясь на социальный опыт и материалы СМИ, обоснованное суждение о значении защиты общества от нарастающих угроз и вызовов, способах борьбы с ними

17.05.22

19.05.22











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!