Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елисеевская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ПС директор школы
протокол № ____ ______Е.Н.Вохмянина
« __»________20 __г. приказ № ________от _____
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
География
6 класс на 2021-22 учебный год
Срок реализации: 1 год (1 час в неделю)
Учебник А.А.Летягин. –Москва. Просвещение 2021г.
Разработчик: Вохмянина Е.Н.
учитель географии 1 категория
Д.Елисеевка, 2021.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Данный учебный предмет позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметным результатом изучения учебного предмета является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников.
Познавательные УУД:
Учебно-логические –
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
выявлять причинно-следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
Учебно-информационные –
поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
качественное и количественное описание объекта;
классификация и организация информации;
создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Коммуникативные УУД:
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
уметь вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметным результатом изучения учебного предмета является сформированность следующих умений:
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
овладение основами картографической грамотности;
овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
Содержание учебного курса «География», 6 класс (35 часа в год, 1 час в неделю)
Географическая оболочка Земли и её составные части (1 час)
Тема «Гидросфера» (11 часов)
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана. Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники. Многолетняя мерзлота. Болота, их образование. Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты. Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды. Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.
Практические работы
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации.
3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.
Тема Атмосфера — воздушная оболочка Земли (11 часов)
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы. Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы.
Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в иссле-
довании влияния человека на воздушную оболочку Земли.
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды.
Биосфера — оболочка жизни (6 часов )
Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При-
способление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы.
Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего края.
Тема Географическая оболочка Земли 6 часов.
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные
комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв. Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности)
1. Характеристика локального природного комплекса по плану.
.
Тематическое планирование «География», 6 класс
№урока | Изучаемая тема | Практические работы | Сроки изучения |
План | Факт |
1 | Географическая оболочка Земли и её составные части. | | | |
Гидросфера -водная оболочка Земли (11 часов) |
2 | Вода на Земле | | | |
3 | Мировой океан – главная часть гидросферы | | | |
4 | Воды Мирового океана. Профессия океанолог | | | |
5 | Воды суши. Реки | | | |
6 | Питание и режим рек | П.Р1Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам. | | |
7 | Озера. Профессия гидролог. | П.р 2 Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану | | |
8 | Ледники. Профессия гляциолог. | | | |
9 | Вода в «земных кладовых» | | | |
10 | Болота. Многолетняя мерзлота. | | | |
11 | Человек и гидросфера | П.р.3Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы | | |
12 | Повторение и обобщение темы «Гидросфера» | | | |
Атмосфера (11 часов) |
13 | Воздушная оболочка Земли –атмосфера. | | | |
14 | Как нагревается атмосферный воздух. | | | |
15 | Атмосферное давление | | | |
16 | Движение воздуха | | | |
17 | Вода в атмосфере | | | |
18 | Разнообразие облаков | | | |
19 | Атмосферные осадки | П.р.4Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды. | | |
20 | Погода и метеорологические наблюдения | П.р5 Представление результатов наблюдения за погодой своей местности. | | |
21 | Климат | | | |
22 | Атмосфера и человек Профессия метеоролог. Профессия климатолог | | | |
23 | Повторение и обобщение темы «Гидросфера» | | | |
Биосфера (6 часов) |
24 | Оболочка жизни | | | |
25 | Жизнь в тропическом поясе | | | |
26 | Растительный и животный мир умеренных поясов | П.р6. Характеристика растительности участка местности своего края края. | | |
27 | Жизнь в полярных поясах и в океане | | | |
28 | Человек-часть биосферы | | | |
29 | Повторение и обобщение темы «Биосфера» | | | |
Географическая оболочка Земли (6ч) |
30 | Почвенный покров | | | |
31 | Промежуточная аттестация | | | |
32 | Взаимосвязь оболочек Земли | | | |
33 | Географическая оболочка | П.р7Характеристика локального природного комплекса по плану. | | |
34 | Природная среда. Охрана природы. | | | |
35 | Обобщение изученного за курс 6 класса | | | |