Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «Технология», примерной программы по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой 2011г.; устава школы, учебного плана школы на 2015 -2016 учебный год, годового календарного учебного графика.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и Базисный учебный план для 1 класса общеобразовательных учреждений Республики Татарстан отводят на изучение технологии в 1 классе 33 учебных часа (из расчета 1 учебный час в неделю). Изменений не внесено.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | По плану | фактически | разница |
1 | Элементы материаловедения | 6 ч | 6 ч | 0 |
2 | Инструменты и приспособления | 3 ч | 3 ч | 0 |
3 | Организация рабочего места при работе с разными материалами | 3 ч | 3 ч | 0 |
4 | Основы конструкторских знаний и умений | 2 ч | 2 ч | 0 |
5 | Основы технологических знаний и умений | 12 ч | 12 ч | 0 |
6 | Человек в окружающем мире | 7 ч | 7 ч | 0 |
| ИТОГО: | 33 | 33 | 0 |
Цель: знакомство с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Эти общие понятия отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями.
Задачи курса:
Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно - логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).
Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.
Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями.
Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Универсальные учебные действия :
Регулятивные универсальные учебные действия
С помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности; учиться проговаривать последовательность действии на уроке; учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД
Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
учиться проговаривать последовательность действии на уроке; учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД
Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Иметь представление:
О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
Знать:
Что такое деталь (составная часть изделия);
Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
Какое соединение деталей называют неподвижным;
Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
Уметь:
Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
Различать материалы и инструменты по их назначению;
Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
Использовать для сушки плоских изделий пресс;
Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
Прогнозировать получение практических результатов;
Содержание программы
Основные разделы программы | |
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры | 26 ч |
Элементы материаловедения: материалы и их свойства; сбор и сушка природного материала; ткани и их свойства; использование свойств материалов в различных изделиях. | 6 ч |
Инструменты и приспособления: рациональные приемы работы; безопасное обращение с колющими и режущими инструментами. | 3 ч |
Организация рабочего места при работе с разными материалами: эстетика рабочего места. | 3 ч |
Основы конструкторских знаний и умений: деталь; однодетальные и многодетальные изделия; неподвижное соединение. | 2 ч |
Основы технологических знаний и умений: разметка, разделение на части, соединение деталей, отделка, приемы; сборка изделия; сушка под прессом; единообразие технологический операций; профессий людей. | 12 ч |
Человек в окружающем мире: мир природный и рукотворный; мастер и мастерство; деятельность учащихся по созданию и сохранению эстетики окружающего мира; эмоциональное и словесное выражение своего отношения к действительности. | 7 ч |
Учебно-методическое планирование по технологии
Класс 1 Учитель Ефарова Валентина Владимировна
Количество часов: всего 33 час___; в неделю 1_час.
Планирование составлено на основе типовой программы «Технология: программа: 1-4 классы» (автор Е.А.Лутцева) – М.: Вентана-Граф, 2012
Учебник Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 201
Учебно-тематическое планирование по технологии
№ | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | Примечание |
по плану | Фактически |
1 четверть – 8 ч. | | | |
1 | Рукотворный мир как результат труда человека | 1 | ОНЗ (открытие нового знания) | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира | Фронтальный | Уметь: сравнивать, делать простейшие обобщения; — анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; — планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами | 3.09 | | |
2 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | 1 | ОНЗ | Текущий | 10.09 | | |
3 | Природа в художественно-практической деятельности человека | 1 | ОНЗ | Текущий | 17.09 | | |
4 | Отражение мотивов природы в декоративно-прикладном творчестве. | 1 | ОНЗ | Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.) | Текущий | Уметь— организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда | 24.09 | | |
5 | Дом и семья. Самообслуживание. | 1 | ОНЗ | Текущий | 1.10 | | |
6 | Материалы и их свойства. Пластилин. | 1 | ОУР (отработка умений, рефлексия) | Самообслуживание. Изготовление для близких подарков | Текущий | Уметь оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы | 8.10 | | |
7 | Работа с пластилином. Сказка «Колобок». | 1 | ОНЗ | Самостоят работа | 15.10 | | |
8 | Происхождение и использование материалов. | 1 | ОУР | Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. | Текущий | Выполнять простейшие исследования, знать изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства | 22.10 | | |
9 | Изделия и его детали. Изготовление пряников. | 1 | ОНЗ | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | 29.10 | | |
2 четверть – 7 ч. | | |
10 | Изготовление картины в технике пластилиновой живописи «Медвежонок» | 1 | ОУР | Знакомство с ножницами, их конструкцией, удобным удержанием, правилами пользования ими | Текущий | Знать конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами | 12.11 | | |
11 | Общее представление о технологическом процессе. | 1 | ОНЗ | Текущий Самостоят работа | 19.11 | | |
12 | Работа с природным материалом. Неразъемная конструкция изделия с неподвижными соединениями. | 1 | ОУР | Этапы изготовления изделий из разных материалов. Технологические операции: разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка | Текущий | Уметь планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; осуществлять самоконтроль качества выполненной работы | 26.11 | | |
13 | Основные свойства и приемы работы с бумагой. Изготовление подставки для кисточки из бумаги. | 1 | ОУР | Фронтальный опрос | 3.12 | | |
14 | Приемы соединения деталей. Обрывная аппликация «Подводный мир». | 1 | ОУР | Разметка (на глаз, по шаблону). Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами). | Текущий | Обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке; выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) | 10.12 | | |
15 | Технология изготовления панно в технике плоской аппликации. Аппликация из резанных кусочков бумаги «Дельфин». | 1 | ОУР | Текущий Самостоят работа | 17.12 | | |
16 | Новогодние сюрпризы из бумаги. Елочные украшения. | 1 | ОУР | Текущий | 24.12 | | |
3 четверть – 9 ч. | | |
17 | Первичное знакомство с инструментами и машинами. Аппликация «Бал цветов». | 1 | ОУР | Сборка деталей, клеевое соединение. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация) | Текущий | Сравнивать, сопоставлять изученные материалы; анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности изделий | 14.01 | | |
18 | Ножницы. Приемы работы с ножницами. Бахрома. | 1 | ОУР | Текущий | 21.01 | | |
19 | Фантазии из бумаги. Резаная аппликация-мозаика. | 1 | ОУР | Текущий | 28.01 | | |
20 | Графические изображения в технике и технологии. Линия. Виды линий. Графические загадки. | 1 | ОНЗ | Изготовление изделий с опорой на рисунки, инструкционные карты. Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку | Фронтальный опрос | Знать виды условных графических изображений: рисунок, инструкционная карта. Уметь: определять особенности кон-струкции, подбирать соответ-ствующие материалы и инст-рументы; планировать последователь-ность практических действий для реализации замысла | 4.02 | | |
21 | Приемы крепления нитки к бумажной основе. Аппликация по контурному рисунку. | 1 | ОНЗ | Текущий | 11.02 | | |
22 | Путь-дорожка. Приемы резания бумаги в прямом направлении и по кривым линиям | 1 | ОУР | Текущий | 25.02 | | |
23 | Изготовление изделий с помощью шаблона круглой формы. | 1 | ОУР | Текущий | 3.03 | | |
24 | Изготовление изделий с помощью шаблона прямоугольной формы. Аппликация «Поезд». | 1 | ОНЗ | Понятия «шаблон», «выполнение разметки деталей по шаблону». | Текущий | 10.03 | | |
25 | Изготовление изделий с помощью шаблона треугольной формы. Аппликация «Цирк». | 1 | ОНЗ | Текущий | 17.03 | | |
4 четверть – 8 ч. | | |
26 | Работа в технике оригами. | 1 | ОНЗ | Оригами. Прием сгибания бумажных заготовок. Фальцевание. Складывание. Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (образы животных и растений в технике оригами, аппликациях из геометрических фигур и пр.) | Текущий | Уметь:— моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку; — определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; — планировать последовательность практических действий для реализации замысла | 31.03 | | |
27 | Свойства бумаги и ткани. Иглы и булавки. | 1 | ОУР | Текущий | 7.04 | | |
28 | Иглы и булавки. Домики для иголок и булавок. Игольница. | 1 | ОНЗ | Текущий Самостоят. работа | 14.04 | | |
29 | Прямая строчка и ее варианты. | 1 | ОУР | Текущий | 21.04 | | |
30 | Вышивка. Закладка. | 1 | ОНЗ | Текущий | 28.04 | | |
31 | Вышивка. Бант-заколка. | 1 | ОУР | Самостоят. работа | 5.05 | | |
32 | Работа с природным материалом. Изготовление аппликаций. | 1 | ОУР | Выполнение заданий | текущий | 12.05 | | |
33 | «Книжкина больница». Несложный ремонт книг Экскурсия в библиотеку. | 1 | ОУР | Наблюдение за работой машин и механизмов | Текущий | Знать правила поведения на экскурсии, уметь наблюдать и делать выводы | 19.05 | | |
Учебно-методический комплект:
Е. А. Лутцева учебник Технология 1 класс М.:Вентана-Граф,2011.- 112с.
И.И.Головчак Поурочное планирование (технологические карты уроков), издательство «Учитель», 2013 г.,
11