Рабочая программа по географии для 7 класса. Автор учебника Домогацких Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
7 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г.
Авторская программа по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Е. М. Домогацких – Москва «Русское слово» 2012г.
Примерной программы по географии 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2011
Курс географии материков и океанов – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
- Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Содержание программы
70 ч (2 ч/н)
Раздел I Планета, на которой мы живем -19 ч.
Тема 1. МИРОВАЯ СУША. ЛИТОСФЕРА – ПОДВИЖНАЯ ТВЕРДЬ. - 6
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.
Практическая работа. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Тема 2. АТМОСФЕРА - МАСТЕРСКАЯ КЛИМАТА -3
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Практическая работа. Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик
Тема 3. МИРОВОЙ ОКЕАН – СИНЯЯ БЕЗДНА - 4
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – ЖИВОЙ МЕХАНИЗМ -2
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.
Тема 5. ЧЕЛОВЕК -ХОЗЯИН ПЛАНЕТЫ - 4
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.
Раздел I I Материки планеты Земля -51 час
Тема 1. АФРИКА – МАТЕРИК КОРОТКИХ ТЕНЕЙ -9
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 2. АВСТРАЛИЯ – МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН -6
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Практические работы. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Тема 3. АНТАРКТИДА- ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ -3
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента.
Современные исследования материка.
Тема 4. ЮЖНАЯ АМЕРИКА – МАТЕРИК ЧУДЕС - 8
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). 3.Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.
Тема 5. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА- ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ - 8
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Практическая работа. Комплексная характеристика одной из стран (Канада)
Тема 6. ЕВРАЗИЯ – МУЗЕЙ ПРИРОДЫ - 13
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Практические работы. 1. Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа. 2. Определение типов климата по климатограммам. 3. Составление характеристики одной из рек Евразии по плану . 4. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.
Раздел I I I . Взаимоотношения природы и человека (4 часа)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Используемый УМК:
1.Учебник География. Материки и океаны. Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевский М. «Русское слово» 2014 (в двух частях)
1. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методические пособие с электронным приложением / И.А.Кугкт, Л.И.Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.
2. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2013.
4. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
5. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.
6. Интернет - ресурсы.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 2 ;
Административных контрольных уроков -_______;
Практических работ – 13 - 6 оценочных
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по курсу: « Физическая география материков и океанов» 7 класс
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г.
Авторская программа по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Е. М. Домогацких – Москва «Русское слово» 2012г.
Примерной программы по географии 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2011
Курс географии материков и океанов – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Содержание программы
70 ч (2 ч/н)
Раздел I Планета, на которой мы живем -19 ч.
Тема 1. МИРОВАЯ СУША. ЛИТОСФЕРА – ПОДВИЖНАЯ ТВЕРДЬ. - 6
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.
Практическая работа. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Тема 2. АТМОСФЕРА - МАСТЕРСКАЯ КЛИМАТА -3
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Практическая работа. Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик
Тема 3. МИРОВОЙ ОКЕАН – СИНЯЯ БЕЗДНА - 4
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – ЖИВОЙ МЕХАНИЗМ -2
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.
Тема 5. ЧЕЛОВЕК -ХОЗЯИН ПЛАНЕТЫ - 4
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.
Раздел I I Материки планеты Земля -51 час
Тема 1. АФРИКА – МАТЕРИК КОРОТКИХ ТЕНЕЙ -9
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 2. АВСТРАЛИЯ – МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН -6
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Практические работы. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Тема 3. АНТАРКТИДА- ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ -3
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента.
Современные исследования материка.
Тема 4. ЮЖНАЯ АМЕРИКА – МАТЕРИК ЧУДЕС - 8
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). 3.Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.
Тема 5. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА- ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ - 8
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Практическая работа. Комплексная характеристика одной из стран (Канада)
Тема 6. ЕВРАЗИЯ – МУЗЕЙ ПРИРОДЫ - 13
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Практические работы. 1. Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа. 2. Определение типов климата по климатограммам. 3. Составление характеристики одной из рек Евразии по плану . 4. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.
Раздел I I I . Взаимоотношения природы и человека (4 часа)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Используемый УМК:
1.Учебник География. Материки и океаны. Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевский М. «Русское слово» 2014 (в двух частях)
1. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методические пособие с электронным приложением / И.А.Кугкт, Л.И.Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.
2. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 7 класс – М.: Дрофа, 2013.
4. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
5. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.
6. Интернет - ресурсы.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 2 ;
Административных контрольных уроков -_______;
Практических работ – 13 - 6 оценочных
Календарно-тематический план
7 класс
№ п/п | Тема урока | Практическая часть | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Домашнее задание | Дата | |
| Раздел 1. Планета, на которой мы живем (19 часов) | | |
| Тема 1.Мировая суша. Литосфера– подвижная твердь (6 часов) | | | |
1 | Суша в океане | 1.Рассчитать, во сколько раз самый крупный по площади материк больше самого крупного. 2. По политической карте мира определить название стран, расположенных: А) на двух материках; Б) в двух частях света 3. По политической карте мира определить какая страна занимает целый материк. | Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. | Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: крупные литосферные плиты, платформы, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит. | §1 Вопросы на стр.15 | | |
2 | Геологическое время | | § 2 стр.21 Определить доли времени в истории Земли, приходящиеся на каждую из геологических эр | | |
3 | Строение земной коры Входной контроль №1 | 1. Составить графическую схему сравнительной характеристики типов земной коры. | § 3 стр. 28 | | |
4 | Литосферные плиты и современный рельеф Пр. работа № 1. «Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем» (о-1) | Составить прогноз о положении материков Земли в связи с характером взаимодействия литосферных плит, описанных в тексте параграфа | §4 стр. 36 | | |
5 | Платформы и равнины. | 1. Сопоставить карту строения земной коры и физическую карту мира. 2. составить схему классификации равнин. | § 5 § 6 стр. 41 | | |
6 | Складчатые пояса и горы | | Пр. раб. Стр. 47 | | |
| Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (3часа) | | |
7 | Пояса планеты | На основе анализа карт атласа и текста параграфа определить положение объектов в различных поясах. Заполнить таблицу стр. 57 | Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы. | Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы; объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле. | §7 ? стр.57 | | |
8 | Воздушные массы и климатические пояса | Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс». Анализ карты климатических поясов и областей Земли | § 8 Пр. раб. стр. 65 | | |
9 | Климатообразующие факторы. Пр. работа № 2 «Определение главных показателей климата различных регионов планеты. Определение типов климата по предложенной климатограмме». | 1.Зная действие основных климатообразующих факторов, описать их влияние на климат Австралии. 2. Проанализировать тематические карты в атласе и сформулировать вывод о том, в каком направлении проще пересечь атлантический океан на паруснике вдоль параллели 20о с.ш. | § 9 стр. 72 | | |
| Тема 3.Мировой океан – синяя бездна (4 часов) | | |
10 | Мировой океан и его части Пр. работа № 3 «Составление описания выбранного моря, по плану (о-2) | 1.Проанализировать тематические карты атласа и сформулировать выводы о закономерностях размещения глубоководных желобов в океанах Земли и о причинах их возникновения. | Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. | называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана, приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана. | § 10 ? стр. 81-82 | | |
11 | Движение вод Мирового океана | 1.На примере Тихого океана составить схему течений. 2.проанализировать физическую и политическую карты мира и определить: берега каких стран омывают Калифорнийское, Перуанское, Сомалийское и Аляскинское течения? | §11 ? стр. 87 | | |
12 | Жизнь в океане | Составить прогноз изменения климата вашей местности без учета влияния Мирового океана | § 12 | | |
13 | Особенности отдельных океанов | С помощью карт атласа сравнить протяженность атлантического, индийского и Тихого океанов вдоль экватора | § 13 | | |
| Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа) | | |
14 | Географическая оболочка | Составить схему классификации природных ресурсов | Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. | Уметь: называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговороты (воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов); прогнозировать: изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности. | §14 стр. 109 | | |
15 | Зональность географической оболочки | 1. Используя карты атласа, перечислить природные зоны, пересекаемые меридианами 90о в.д., 20о в.д., 60о з.д. 2. Используя план в «Приложении» учебника, составить описание природной зоны | § 15 стр.116 Домашняя пр.раб. «Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах». | | |
| Тема 5. Человек – хозяин планеты (4 часов) | | |
16 | Освоение Земли человеком. | Составить рассказ о хозяйственной деятельности древнего человека на основе данных рисунка 74, указав особенности природы территории. | Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности | называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности-людей, крупнейшие страны и их столицы | §16 стр.125 | | |
17 | Охрана природы | | §17 стр. 132 Дом. работа «Нанесение на контурную карту мира объекты Всемирного наследия | | |
18 | Население Земли Пр. работа № 5 «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира». | | §18 стр. 139 Домашняя пр. работа «Нанести на контурную карту районы с наибольшей концентрацией населения» | | |
19 | Страны мира | Обозначить на к-карте: А) три крупнейшие по площади страны: Б) три крупнейшие по численности страны | | | § 19 стр.144 | | |
| Раздел 2. Материки планеты Земля (55 часов) | | |
| Тема 1. Африка – материк коротких теней (9 часов) | | |
20 | Географическое положение и история исследования Африки | 1.Определить координаты крайних точек материка, его протяженность с севера на юг в градусах и километрах 2. Выделить основные этапы в изучении Африки. Результаты работы оформить в виде таблицы на стр. 156 | Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности | Называть имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии, определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градус-ной мере и километрах, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка, называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полез-ных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных при-родных зон Африки; определять географическое положение при-родных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; описывать «образ» одной из рек континента (по кар-там и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов материка | § 20 ? стр. 155 | | |
21 | Геологическое строение и рельеф Африки Пр. работа № 5 «определение координат крайних точек материка Африка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и в километрах» (о-3) | 1.Определить по карте максимальную и минимальную высоты Африки. Определить амплитуду колебания высот в пределах материка. 2. Определить по картам атласа, на территории какой страны находятся точки с максимальной и минимальной высотами | § 21 ? стр.161 Обозначить на к/к главные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых | | |
22 | Климат Африки | Сравнить климатограммы Касабланки и Дурбана (рис. 107). Определить в чем причина различий климата данных территории? | § 22 стр. 168 | | |
23 | Гидрография Африки Пр. работа № 6 «обозначение на К/К крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых». | Используя план «Приложения», составить описание реки Конго, озера Виктория | §23 стр. 175 | | |
24 | Разнообразие природы Африки | Определить природные зоны, в которых расположены страны Кения, ЮАР, Алжир, Чад, Ангола. | § 24 ? стр. 183 | | |
25 | Население Африки. | Составить схему классификаций рас и народов Африки | | Уметь: называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; определять по карте географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы материка и страны, входящие в состав; определять по картам при-родные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; описывать по картам одну из стран (по выбору); объяснять типы и виды хозяйственной деятельности населения | § 25 стр. 189 | | |
26 | Регионы Африки: Северная и Западная Африка | Обозначить на к/к крупнейшее по площади и крупнейшее по численности государство Африки. | | § 26 стр. 195-196 | | |
27 | Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка | Нанести на к/к страны, в которых располагаются гора Килиманджаро, озера Танганьика и Ньяса, водопад Виктория | | § 27 стр.202 Нанести на к/к объекты природы, охраняемые в пределах каждой ООПТ | | |
28 | Регионы Африки: Южная Африка | Нанести на к/к страны Южной Африки | | | | | |
| Тема 2. Австралия – маленький великан (6 часов) | | |
29 | Географическое положение. История открытия и исследования Австралии. | Используя физическую карту материка, определить координаты крайних точек Австралии | Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. | Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки; называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое положение крупных островов и архипелагов; объяснять связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения Уметь: называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера; определять климатические показатели по карте; объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение отдельных месторождений полезных ископаемых | § 28 Стр. 9 | | |
30 | Компоненты природы Австралии | Обозначит на к/к области с максимальным и минимальным количеством осадков | § 29 ? стр. 17-18 | | |
31 | Пр. работа № 7 «Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков»(о-4) | | | | |
32 | Особенности природы Австралии | Обозначит на к/к природные зоны Австралии | § 30 Выбрать растения и животных, которые могли бы стать символами каждой из природных зон Австралии. | | |
33 | Австралийский Союз | Обозначить на к/к Австралии районы с максимальной и минимальной плотностью населения | | Уметь: называть и показывать основные районы высокой плотности населения на материке, основные народы, виды хозяйственной деятельности, крупные города и столицу, определять географическое положение крупных городов, | § 31 Придумать и изобразить свой вариант флага Австралии | | |
34 | Океания | Составить маршрут туристической поездки по островному миру Океании | | § 32 стр. 36 | | |
| Тема 3. Антарктида – холодное сердце (3 часа) | | |
35 | Географическое положение и история исследования Антарктиды | Сравнить географическое положение Антарктиды и Австралии, используя типовой план описания «Приложения». Установить черты сходства и различия. | Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики. Основные черты природы. Особенности открытия и изучения территории. | Уметь: называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты, особенности компонентов природы Антарктики; описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров; прогнозировать тенденций в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики. | § 33 стр. 48 | | |
36 | Особенности природы Антарктиды | Рассчитать удаление крайней северной точки материка от Южного полюса и крайней точки ближайшего материка | | § 34 стр. 58 | | |
37 | Обобщающее повторение по теме «Антарктида» | | | | | |
| Тема 4. Южная Америка – материк чудес (8 часов) | | |
38 | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования | Определить координаты крайних точек Юной Америки | Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. | Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; описывать географическое положение континента; объяснять влияние географического положения на особенности природы континента; называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата; описывать рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, при-родной зоны); объяснять особенности рельефа материка как результат деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных ископаемых крупных территорий, различия в климате (применительно к климатическим поясам), особенности питания и режима рек, различия в растительности и животном мире природных зон и высотных поясов в горах, особенности освоения человеком от-дельных территорий континента и мер по охране природы (наличие охраняемых территорий). | §35 стр. 67 | | |
39 | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | Составить описание рельефа территории материка, используя план «Приложения» | § 36 стр. 74 | | |
40 | Климат Южной Америки | 1.На основе анализа климатических карт материков Земли приведите доводы в пользу утверждения «Южная Америка - самый влажный материк» 2.На основе анализа климатических карт материков Земли приведите доводы против утверждения «Южная Америка - самый влажный материк» | § 37 стр.81 Обозначить на к/к Южной Америки климатеические пояса и области климата. | | |
41 | Гидрография Южной Америки Пр. работа № 7 «описание крупной речной системы Южной Америки, оценка возможностей хозяйственного освоения бассейна реки» (о-5) | 1.Составить описание реки Амазонки, используя план «Приложения» 2. Составить описание географического положения озера Титикака на основе плана «Приложения» | § 38 стр.87 | | |
42 | Разнообразие природы Южной Америки | | § 39 стр.98-99 Подготовить презентацию о природных зонах Южной Америки | | |
43 | Пр. работа № 8 «Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа» | | | | |
44 | Население Южной Америки | Классифицировать государства материка по географическому положению, заполнить таблицу на стр. 105 | Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). | называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в различных районах страны, своеобразие культуры населения отдельных стран. | § 40 стр. 104 Обозначить на к/к государство, являющееся одновременно крупнейшим по площади и численности населения в Южной Америке. | | |
45 | Регионы Южной Америки | Составить описание государства, используя план «Приложения» | § 41 | | |
46 | Обобщение по теме: «Южные материки» | | | | | | |
| Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец» (8 часов) | | |
47 | Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования | Определить координаты крайних точек Северной Америки. Определить удаление в километрах каждой из точек от экватора с помощью элементов градусной сетки и масштаба карты. Объясните соответствие полученных результатов. | Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества | Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; определять географическое положение материка; описывать особенности береговой линии материка; объяснять влияние географического положения материка на его природу; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей растительного и животного мира каждой из зон; описывать природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в целом, составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), объяснять особенности рельефа Северной и Южной Америк в результате длительного развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате территорий, расположенных в одном климатическом поясе, особенности питания и режима рек, различия в почвенном, растительном покрове природных зон | §42 ? стр.124 Сравнить географическое положение Северной и Южной Америки и установит черты сходства и различия | | |
48 | Геологическое строение и рельеф Северной Америки. | Определите страны, через территории которых протянулись Кордильеры | § 43 стр. 133 | | |
49 | Климат Северной Америки Пр. работа № 9 «Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения» | 1.Составить описание влияния климатообразующих факторов на распределение осадков в пределах Северной Америки По климатограмме из параграфа составить тематическую информацию, заключенную в климатограмме, в табличной форме | § 44 стр140 | | |
50 | Гидрография Северной Америки Пр. работа № 10 Характеристика речной системы с установлением связей: рельеф-климат. | Нанести на к/к упоминавшиеся в параграфе географические объекты. Определить координаты истоков и устьев нанесенных на к/к рек | § 45 стр. 149 | | |
51 | Разнообразие природы Северной Америки | Описать одну из природных зон материка, используя план «Приложения» | § 46 стр.157 | | |
52 | Население Северной Америки | Определить столицы государств Северной Америки | | называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы, определять особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны, описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особенности размещения населения по территории стран, своеобразие духовной и материальной культуры населения изучаемых стран | § 47 ? стр. 165 | | |
53 | Регионы Северной Америки | | | § 48 Подготовить презентацию на тему «Историко-культурные и природные памятники Северной Америки» | | |
54 | Андские страны | | | § 48 | | |
| Тема 6. Евразия – музей природы (13 часов) | | |
55 | Географическое положение. История исследования Евразии | Составить описание географического положения Евразии, используя план описания «Приложения» | называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, наиболее характерные черты природы стран, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения стран Северной и Южной Америки, определять особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни населения; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особенности размещения населения по территории стран, своеобразие духовной и материальной культуры населения изучаемых стран, | Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей континента, территории или исследованные элементы береговой линии материка; определять географическое положение материка; описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и области, основные речные и озерные системы; определять климатические показатели для отдельных регионов материка, описывать географическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору); объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке и причины, их вызывающие, называть и показывать смену природных зон при движении с севера на ют, границы зон, представителей растительного и животного мира природных зон материка; определять особенности размещения природных зон; описывать географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон | § 49 | | |
56 | Геологическое строение и рельеф Евразии Пр. работа № 11 Обозначение на К/К крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | Установить соответствие между формами рельефа и эпохой складчатости | § 50 стр. 189 | | |
57 | Климат Евразии | Составить описание климата выбранной территории, используя план описания «Приложения» | § 51 стр. 197 | | |
58 | Гидрография Евразии | Охарактеризовать по плану «Приложения» выбранные реку, озеро. | §52 стр. 203 | | |
59 | Разнообразие природы Евразии Пр. работа № 12 «сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон" | Составить описание природной зоны, используя план «Приложения» | § 53 стр. 212 | | |
60 | Население Евразии | 1.Обозначить на к/к государства, упомянутые в тексте параграфа. 2.Определить координаты столиц этих государств | описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особенности размещения населения по территории стран, своеобразие духовной и материальной культуры населения изучаемых стран, виды хозяйственной деятельности, обусловленные наличием природных богатств | называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран; описывать географическое положение стран Европы, их столицы и крупных городов, страну в целом (по выбору); объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов | § 54 стр.219 | | |
61 | Регионы Европы | Составить описание одного государства Европы, используя план «Приложения» | § 55 стр.230 | | |
62 | Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная и Восточная Азия | Нанести на к/к упомянутые в тексте параграфа государства и объекты Всемирного наследия | § 56 стр. 239 | | |
63 | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия | Построить круговую диаграмму, отражающую долю населения Южной Азии в общей численности населения Земли | | § 57 стр. 246 | | |
64 | Пр. работа № 13 «Составление характеристики стран Евразии по картам атласа» | | | | | | |
65 | Обобщение по разделу: «Материки планеты Земля» | | | | Подготовиться к к/р | | |
66 | Контрольная работа № 2 | | | § | | |
| Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (4 часа) | | |
67 | Природа и человек | Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера. | Этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки связи между ее компонентами | называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО; объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО | §58 ? стр. 258 Изготовить рекламный плакат (рисунок) на экологическую тематику. | | |
68 | Взаимодействие природы и общества | Привести пример одной из экологических проблем. Укажите причины её возникновения и предложить пути её решения | | | §58 | | |
69-70 | Итоговое повторение. |