Программа внеурочной деятельности по географии «Пираты Мирового океана»
для 6 классов.
Пояснительная записка
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране, мной была разработана программа по внеурочной деятельности по географии для 6 классов, с целью формирования и поддержания учебного интереса к предмету в условиях дистанционного обучения.
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету в игровой форме.
Внеурочная деятельность по географии в 6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: работу с картами, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является открытие. В повседневной жизни открытия не так часты и практически не могут являться важным источником получения сведений об окружающей природе. Но через эти занятия я постаралась дать обучающимся навыки прогнозировать и моделировать – что на мой взгляд , очень важно для образования.
По результатам занятий обучающиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.
Программа включает 4 занятия ориентированные для работы на дистанционном обучении с использованием программы ZOOM.
Тематическое планирование внеурочной деятельности по географии
«Пираты Мирового океана» для 6 классов
| Тема занятия | Используемый материал | Результат работы |
1 | Пиратская картография | Бумага, чайный пакетик, цветные карандаши или фломастеры, атлас. | Карта сокровищ |
2 | Плох пират незнающий своей истории. | Атлас, контурная карта | Маршрут «Пиратского круга» |
3 | Морской бой | Бумага, ручки | Игра «Морской бой» |
4 | Жители Мирового океана | Картинки растений из интернета, картон | Рисунок «нового» обитателя океанов |
Приложения
1 занятие. Тема: Пиратская картография
Кто как ни пираты чувствуют себя в море, как рыба в воде? Но для того, чтобы легко ориентироваться в море каждому пирату просто необходимо уметь работать с координатами. Поэтому прежде чем, попасть на корабль каждого пирата проверяют на умение определять координаты.
Ну а теперь, убедившись в наличии основных способностей боцмана, мы как уважающие себя пираты будем создавать свою карту сокровищ. Для ее создания нам понадобится: Бумага, чайный пакетик, цветные карандаши или фломастеры, атлас.
План создания:
Открываем наш атлас (можно интернет-карту) и находим самое удобное место в мировом океане, где можно поместить наш остров с сокровищами.
Определяем название острова и морей, его омывающих.
Устанавливаем рельеф острова и глубину морей.
Берем наш чистый лист – это и есть будущая карта.
Купаем его в заварке, по желанию обжигаем края.
Переносим все наши разработки на карту. В центре остров, вокруг него моря или море, его омывающее.
Не забываем соблюдать цветовую гамму рельефа и глубин.
Находим самое удачное место на острове и устанавливаем «Веселый Роджер» и препятствия на пути к нему (Вулканы, например)
На карте указываем координаты нашего клада, а также всех препятствий, встречающихся на пути к нему.
В левом нижнем углу указываем особенности климата нашего острова (среднюю годовую температуру, месячные осадки, климатический пояс и воздушные массы)
Наша карта готова!
2 занятие. Тема: Плох пират незнающий своей истории.
Сегодня пираты должны окунуться в историю и узнать особенности жизни своих предков. Поработаем сегодня над самым знаменитым маршрутом наших предков Пиратским кругом.
Пиратский круг брал начало из нескольких атлантических портов, среди которых были Бермудские острова, Нассау, Нью-Йорк и Ла-Корунья — в зависимости от того, где собиралась пиратская команда. Затем корабли шли на юго-юго-восток, вдоль побережья Африки, часто через острова Мадейра. Обогнув мыс Доброй Надежды, пиратские корабли направлялись через Мозамбикский пролив на север Мадагаскара. На Мадагаскаре суда часто кренговали и ремонтировали, а также пополняли запасы провизии перед дальнейшим путешествием. Среди важных пиратских баз на Мадагаскаре были Рантер-Бэй и остров Святой Марии, обе на северо-восточной стороне острова. Перед тем как выйти на конечную прямую, пираты иногда использовали для стоянки и Коморские острова. С Мадагаскара или Коморских островов пиратам открывались несколько наиболее выгодных направлений. Чаще всего их корабли направлялись на остров Перим или в окрестности порта Моха у выхода из Красного моря. Здесь была идеальная позиция для нападений на могольские суда, особенно учитывая оживлённое морское движение между Суратом и Меккой (этим маршрутом двигались мусульманские паломники, совершавшие хадж). Другой пиратский маршрут шёл к берегам Малабара и Короманделя, где можно было охотиться на могольских торговцев или шедшие с богатым грузом корабли ост-индских компаний. Ост-индских торговцев пираты могли встретить и у острова Реюньон. В случае удачного плавания пираты могли затем вернуться в Атлантику, следуя тем же путём в обратном направлении. Обычно они опять делали стоянку на Мадагаскаре, запасались провизией, чинили корабли и, иногда, ожидали смены муссона.
Задание: Попробуйте изобразить маршрут пиратского круга на карте. Для этого воспользуйтесь любым атласом или контурной картой (можно сделать на электронной карте, воспользовавшись Paint)
3 занятие. Тема: Морской бой
Ну, конечно, какие пираты без сражений? Устроим морской бой?
Для создания игры воспользуйтесь планом:
Выбираем себе в соперники рядом находящегося родственника и создаем два поля по 6 кораблей
Присваиваем каждому кораблю свой номер
На отдельном листе создаем 6 вопросов на тему «Мировой океан»
Номер вопроса соответствует номеру корабля!
Начинаем игру! Правила такие, как и в обычной игре, только корабль засчитывается «разбитым» только в том случае, если противник правильно отвечает на вопрос соответствующего корабля. В противном случае победа над этим кораблем не считается. Выигрывает тот, кто «разбил» больше кораблей.
Хорошей игры!
4 занятие. Тема: Жители Мирового океана
Чем же питаются пираты в своих путешествиях? Конечно тем, чем кормит океан! Попробуем разобраться как же не отравится Пирату в море.
Задание: Дан перечень морских жителей. Сыграем в съедобное не съедобное. Нужно отличить ядовитых рыб и соотнести их в колонку несъедобное.
Рыба-камень, Карась, Крылатка,Рыба-попугай, Большой морской дракон,Рыба-пила, Инимикус, Cельдь, Калуга, Морской окунь,Рыба-ведьма, Скат-хвостокол, Окунь, Минтай;
З адание: Не менее важно и умение отличать жителей морских на внешний вид. Подпишите названия обитателей.
Задание: А теперь возьмите в руки карандаши и бумагу и попробуйте придумать свое животное, не забудьте указать в каких водах оно обитает.
Эксперимент Делаем океан в бутылке
Раздаём каждому по бутылочке ( поверхность ёмкости должна быть гладкой ), С помощью воронки каждый заполняет треть бутылки водой. Затем капаем пищевой краситель синего цвета. Оставшееся место заполняем маслом ( выберите наиболее прозрачное, но, в принципе, подсолнечное тоже подойдет!). Положите в бутылку несколько мелких ракушек и бусинок, можно насыпать блёсток. Закрываем, приклеиваем крышку... Готово! Возьмите бутылку горизонтально и аккуратно покачайте вперед-назад, чтобы получились волны.
Важен не результат, а то, что дети научились использовать аккуратно воронку и переливать жидкости. Лучше всего бутылки ставить на несколько листов бумажного полотенца, тогда проливы моментально впитываются. Крышку закрепите скотчем.