СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация для школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными направлениями профессиональной ориентации являются:

  • профессиональное информирование - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально - квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
  • профессиональное консультирование - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
  • профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
  • профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
  • профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма»;
  • профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
  • профессиональное развитие личности и поддержка профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Ваш профессиональный выбор удачен, если:

  • Профессия интересна и привлекательна
  • Профессия соответствует вашим способностям
  • Профессия пользуется спросом на рынке труда
  • Размер заработной платы удовлетворяет ваши материальные потребности
  • Условия труда не приносят вам вред

 

Просмотр содержимого документа
«Профориентация для школьников»





1.Составить список

подходящих профессий.


* которые Вам нравятся,

интересны,


* по которым Вы хотели бы

работать,


* которые Вам подходят.





















2. Составить

перечень требований

выбираемой профессии:

- выбираемая профессия и

будущий род занятий;

- выбираемая профессия и

жизненные ценности;

- выбираемая профессия и

жизненные цели;

- выбираемая профессия и

мои сегодняшние горячие проблемы;

-выбираемая профессия и

реальное трудоустройств по специальности;

- желательный уровень проф. подготовки;

- выбираемая профессия и

мои склонности и способности;

- желательное содержание,

характер и условия работы.














Семь шагов

к взвешенному решению























3. Определить значимость

каждого требования:

Определите, насколько все перечисленные

требования значимы. Может быть, есть менее

важные требования, которые по большому счету,

можно и не учитывать.




























4.Оценить своё соответствие

требованиям каждой из

подходящих профессий:

Кроме тех требований, которые есть у Вас

к профессии, существуют и требования самой

профессии. Проанализируйте, развиты ли у

Вас профессиональные качества, отвечают

ли ваши интеллектуальные способности,

психологические особенности,

состояние здоровья требованиям

профессии.


















5. Подсчитать и

проанализировать

результаты

Проанализируйте,

какая профессия из всего

списка больше других

подходит Вам

по всем пунктам.























6. Проверить

результаты


Чтобы убедиться в правильности

Ваших размышлений, обсудите

своё решение с друзьями,

родителями, учителями,

психологом, профконсультантом.



























7.Определить

основные практические

шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь

важно определить: в каком учебном

заведении Вы сможете получить

профессиональное образование,

как развивать в себе

профессионально важные качества,

как можно получить

практический опыт работы по

данной специальности,

как повысить свою

конкурентоспособность

на рынке труда.















:

Реализация Ваших

интересов и склонностей

Учет профессиональной квалификации,

способностей, возможностей здоровья















Формула выбора профессии

Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая соответствует:

1. Твоим интересам и склонностям

«ХОЧУ»

Это все, что ты выполняешь в школе и во внеурочное время с интересом, желанием, по собственной инициативе.

Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.

2.Возможностям и способностям

«МОГУ»

Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений, навыков, состоянию здоровья.

Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.

3. Спросу на

рынке труда

«НАДО»

Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры.

Ваш профессиональный

выбор удачен, если:


  • Профессия интересна и привлекательна

  • Профессия соответствует вашим способностям

  • Профессия пользуется спросом на рынке труда

  • Размер заработной платы удовлетворяет ваши материальные потребности

  • Условия труда не приносят вам вред






Ошибки, возникающие

при выборе профессии

1. Отсутствие самостоятельности в принятии решения






Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями,
руководствуются исключительно

практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом?


2. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии




Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию?

Но ведь одно дело - любить математику, другое - работать бухгалтером.


3. Игнорирование фактора

конкурентоспособности профессии на

рынке труда




Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.

Мотивы выбора профессии


Престижность

Высокая заработная плата

Хорошие условия труда


Доступность обучения

Указания родителей

За компанию

Интерес

Соответствие возможностям

Спрос на рынке труда





























Технономические профессии («Человек – Техника»):
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.


Связаны:

  1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);

  2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);

  3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • исследовать, наблюдать;

  • создавать и испытывать новые образцы;

  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;

  • придумывать новые способы деятельности;

  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

  • принимать нестандартные решения.

  • технический склад ума;

  • пространственное воображение;

  • склонность к практическому труду;

  • эмоциональная устойчивость.







Биономические профессии

(«Человек – Природа»):

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.


Связаны:

  1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);

  2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);

  3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • ухаживать и наблюдать за животными;

  • разводить растения или животных;

  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);

  • бороться с болезнями, вредителями;

  • выращивать овощи и фрукты;

  • ориентироваться в природных явлениях;

  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.

  • наблюдательность;

  • склонность к систематизации;

  • устойчивость внимания;

  • потребность в двигательной активности.



Сигнономические профессии

(«Человек — Знаковая система»):

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.


Профессии, связанные:

  1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);

  2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);

  3. с чертежами, картами;

  4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);

  5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обрабатывать тексты и таблицы;

  • производить расчеты и вычисления;

  • перерабатывать информацию;

  • работать с чертежами, картами и схемами;

  • принимать и передавать сигналы и сообщения;

  • хорошо считать в уме;

  • оперировать знаками и символами;

  • искать и исправлять ошибки.

  • способность к математике;

  • развитое абстрактное мышление;

  • высокая устойчивость внимания;

  • склонность к общению;

  • аккуратность и усидчивость.

Артономические профессии («Человек — Художественный образ»):
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессия данного типа связаны:

  1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);

  2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • заниматься художественным оформлением;

  • заниматься художественным творчеством
    (живопись, скульптура, фотография, кино...);

  • сочинять (стихи, прозу и др.);

  • выступать на сцене;

  • изготавливать своими руками красивые вещи;

  • петь, играть на музыкальных инструментах.

  • яркое воображение;

  • образное мышление;

  • склонность к творчеству;

  • гибкость чувств;

  • специальные способности;

  • развитость функциональных способностей
    (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Социономические профессии («Человек - Человек»):


Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

  1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);

  2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),

  3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),

  4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обслуживание людей;

  • занятие лечением;

  • обучение;

  • воспитание;

  • защита прав и безопасности;

  • управление людьми;

  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;

  • умение внимательно выслушивать людей;

  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

  • развитые коммуникативные способности;

  • эмоциональная устойчивость;

  • быстрая переключаемость внимания;

  • эмпатия;

  • наблюдательность;

  • организаторские способности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!