На окошке крошку – мошку Ловко ловит лапой кошка.
- О ком говорится в скороговорке? - Что делает кошка? - Почему мошку называют крошкой?
Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.
Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова. Строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится .
«Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне». Художник И. И. Репин. 1887 г.
Очень долго Л.Н. Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам.
Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес.
Он первым входит в дом И живёт подолгу в нём То мяучет, то играет, исчезает далеко, А когда придёт обратно,
То из блюдца аккуратно Пьёт парное молоко.
- К какому жанру относится произведение? – Какое впечатление произвел на вас рассказ? – Какие мысли. Чувства возникли?
– Что можно сказать о Васе? Какой он? – Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? – Почему ребята взяли котёнка с собой? – Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа? – Почему ваше настроение менялось? – Чему учит эта быль?
Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
Подбери строчки из рассказа к картинкам.
1. Какое настроение было у детей, когда пропала кошка? 2. А когда нашли? 3. Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе? 4. Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него? 5. Как вы думаете, что пережил Вася? 6. А кто виноват, что котенок попал в беду? 7. А как поступили бы вы? 8. Чему учит рассказ?
кошка.
2. Под крышей амбара.
3. Пятеро котят.
4. Расставание с котятами.
5. Игра на дороге.
6.Вася спасает котенка.
подле – около,
что было духу – очень быстро.
амбар – сарай
Правда всегда дороже
Кто является главным героем рассказа? – Что случилось с мальчиком? – Как поступил мальчик? – Как вы оцениваете поступок мальчика? – Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?
– Какова главная мысль этого произведения? – Каким вам представился мальчик? А отец? – Чему учит этот рассказ?
– Каким вам показался этот рассказ? (интересным, грустным,
поучительным). – Что особенно понравилось в рассказе?
Объясните смысл пословиц.
Правда в огне не горит и в воде не тонет. Все пройдет - одна правда останется. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Как дурак кисель резал
Был у дурака нож очень хорош. Стал дурак этим ножом гвоздь резать. Нож гвоздя не резал. Тогда дурак сказал:
– Дурён мой нож.
И стал этим ножом жидкий кисель резать: где пройдёт по киселю ножом, там кисель опять съедется. Дурак сказал:
– Дурён нож, и киселя не режет, – и бросил хороший нож.
-Что узнали и чему учились сегодня на уроке? -Какими качествами характера должен обладать каждый человек?