Календарное планирование по дисциплине «Основы программирования»
наименование разделов и тем | количество часов | вид контроля | Дата проведения занятия |
планируемое | фактическое |
1. Введение в алгоритмизацию и программирование |
методологии программирования | 6 | тест | | |
алгоритмические структуры | 4 | тест | | |
Языки программирования обзор | 3 | | | |
синтаксис и семантика формального языка | 10 | тест | | |
2. Структурный подход к программированию |
Основные конструкции языков программирования | 1 | тест | | |
практическое занятие «Привет, пользователь!» на Python | 1 | отчет | | |
простые типы данных языка программирования | 14 | | | |
составные типы данных языка программирования | 6 | тест | | |
основные операторы языка | 7 | тест | | |
циклы | 6 | тест | | |
3. модульное программирование |
3.1. процедуры и функции. Модули | 1 | тест | | |
3.2. реализация динамических структур данных | 12 | тест | | |
4. объектно-ориентированное программирование |
4.1. Введение в ООП | 1 | | | |
4.2. Реализация абстрактных данных методами ООП | 6 | | | |
4.3. Объектно-ориентированное и событийно- ориентированное программирование | 4 | | | |
4.4. No-code разработка. Практическое занятие 1 Разработка форм для ввода данных с помощью web-сервиса https://bubble.io Практическое занятие 2. «Детское» программирование на Scratch | 3 | | | |
Список литературы
1. Лутц М. Программирование на Python, том I, 4-е издание. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2011. – 992 с., ил.
2. Лутц М. Программирование на Python, том II, 4-е издание. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2011. – 992 с., ил.
3. Саммерфилд М. Python на практике/пер. с английского – М: ДМК-пресс, 2014 – 338 с.
4. Стив МакКоннел «Code Complete или совершенный код»
4. Верблюжья нотация или нижние подчеркивания –[электронный ресурс] – режим доступа: https://tproger.ru/translations/camelcase-vs-underscores-scientific-showdown/
5. Программирование на Python 3 для начинающих – [электронный ресурс] – режим доступа: https://letpy.com/?utm_source=pythonworldru&utm_content=second
6. Swaroop C H A byte of Python (Translated by Vladimir Smolyar)
7. Python 2.7 нуля. Сайт-самоучитель для начинающих – [электронный ресурс] – режим доступа: https://python-ucheba.ru/samouchitel-python
8. The collaborative browser based IDE-Replit – [электронный ресурс] – режим доступа: https://replit.com/~
9. Программирование на Python – [электронный ресурс] – режим доступа: http://inphormatika.ru/programming/python/
10. Ирина Лаврова. No-code как отличная альтернатива для быстрого решения бизнес-задач – [электронный ресурс] – режим доступа: https://vc.ru/dev/122820-no-code-kak-otlichnaya-alternativa-dlya-bystrogo-resheniya-biznes-zadach
Варианты практических заданий
Занятие №1. Использование Python в качестве калькулятора. Знакомство с «Дзеном» Python.
Python обладает встроенной поддержкой четырех основных математических операций: сложения, вычитания, умножения и деления. Просто введя выражение и нажав на кнопку “enter”, Вы получите значение введенного выражения.
1. Введите в компилятор python строку import this. Прочтите и переведите то, что выведет команда.
2. Введите в компилятор python выражения:
598*699-695
265+569/4
69855/4+98
698-9/3
Занятие №2. «Привет, пользователь!» на Python».
Поскольку программа «Привет, мир!» на Python слишком проста, напишем программу, спрашивающую у пользователя, как его зовут, и здоровающуюся с ним по имени. Для написания программы воспользуемся стандартными операторами ввода (input()) и вывода (print()).
1. Откройте компилятор Python. При отсутствии программы на компьютере, загрузите компилятор с официального сайта https://www.python.org/, либо воспользуйтесь онлайн-компилятором, например, на сайте https://replit.com/
2. Запустите установку программы-компилятора двойным щелчком левой клавиши мышки. В случае использования онлайн-компилятора шаги 1-2 пропустить
3. На сайте replit.com нажмите “Start coding”. В окне “Sign up” заполните графы «username», «e-mail» и «password». Нажмите кнопку “Sign in”.
4. В окне компилятора нажмите “New repl” и выберите Python. Нажмите “Create Repl”. Откроется окно компилятора (см.рис)
В средней белой части окна компилятора введите следующий текст:
Print(‘Как Вас зовут?’)
Name=input()
Print(‘Привет ’+name)
Нажмите на кнопку “run”. Убедитесь, что программа работает.
Задание
Добавьте к программе строки, спрашивающие у пользователя, сколько ему лет, его профессию, имя его жены.
Нажатием кнопки “run” убедитесь, что программа работает. Покажите работу преподавателю.
Занятие №3. Использование цикла for для организации циклических вычислений
Цикл for является универсальной конструкцией, позволяющей организовывать последовательные вычисления элементов массива. Конструкция может выглядеть, например, так:
For I in range (1,n), где n-любое число
Print (i+1)
Например, программа
for i in range(1,10):
print(i)
выдаст числа от 1 до 9, как показано на рисунке.
Задание
1. Составьте программу, вычисляющую кубы и четвертые степени чисел от 1 до 100 с использованием цикла for. Нажатием кнопки run убедитесь, что программа работает. Покажите работу преподавателю.
2. Ответьте на вопрос: Каков будет результат выполнения следующей программы:
for i in 'hello, world':
print (i*3)?
Проверьте свою версию на практике.
Занятие №4. Использование оператора развилки в python
Оператор развилки позволяет выполнять одно из двух (в самом простом случае) действий в зависимости от выполнения или невыполнения условия.
Формат оператора:
If: test expression:
Body of it
Else:
Body of else
Задание №5. Что будет результатом выполнения следующей программы при X=-5; y=0
x = int(input())
y = int(input())
if x 0:
if y 0: # x 0, y 0
print("Первая четверть")
else: # x 0, y
print("Четвертая четверть")
else:
if y 0: # x 0
print("Вторая четверть")
else: # x
print("Третья четверть")
a. Первая четверть | б.Вторая четверть |
в. Третья четверть | г. Четвертая четверть |
Задание №6. Запишите результат выполнения следующей программы
a=0
print('Введите число: ')
input(a)
if a==0: print('Вы ввели число 0')
else: print('Вы ввели число отличное от нуля')
Задание №7. Цикл while в python
Цикл while используется там, где невозможно заранее определить точно количество шагов.
Запишите результат выполнения следующей программы
i=1
while i
print(i)
if i == 5:
break
i += 1
Вопросы к зачету
1. Языки программирования высокого и низкого уровня
2. Компилируемые и интерпретируемые языки программирования
3. История языка Python
4. Переменные. Обозначения переменных. Верблюжья нотация.
5. Простые типы данных в Python
6. Составные типы данных в Python.
7. Структурное программирование в Python
8. Тернарные циклы в Python
9. Цикл for в Python
10. Цикл if в Python
11. Цикл while в Python
12. Графика в Python