Цель: ознакомить учащихся со словами , отвечающими на вопрос что
делает ? , развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение.
Оборудование: таблица, картинки животных и птиц, картина “Зимний лес”, индивидуальные карточки.
Ход урока :
Орг.момент .Релаксация.
Девиз готовности к уроку .
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Пишем число, классная работа. Слайд №1
Минутка чистописания.
- Какое сейчас время года ?( Зима).
- Какие зимние месяцы вы знаете ?(Декабрь, январь, февраль).
- Февраль – последний месяц зимы. Слайд №2
- Какой цвет напоминает зиму ? (Белый).
- Какие зимние слова вы знаете ? (Снег, лед , метель, снежинка , сосулька, коньки, каток)
- А кто из вас был в зимнем лесу?
Сегодня все вместе отправимся в сказочный лес на волшебных санках. Но волшебные санки появятся тогда , когда мы справимся с заданием .
На доске: н а с и н ж к е . Слайд №3
Снежинка- это одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось много потрудиться , чтобы создать форму , сравнимую по красоте с формой снежинки . В снегопад миллион снежинок падают на землю , но среди них нет двух одинаковых
На какие две группы можно разделить данные буквы? (гласные и согласные).
-Написать каждую группу с новой строчки , соединить буквы в цепочки .
СНЖНК
ЕИА
-Какая буква лишняя в каждой цепочке?
В 1-й цепочке н ; она непарная, остальные парные ; с- глухая , остальные звонкие.
Во 2-й цепочке а обозначает твердость , остальные мягкость.
- Вот и санки появились и со стихотворением о зиме отправимся в лес.
Кружась легко и неумело
Снежинка села на стекло .
Шел ночью снег густой и белый
От снега в комнате светло.
Словарная работа.
Вот мы и в лесу.Тут на каждом шагу лесные загадки.
Какая тишина! Пушистое белое покрывало легло на землю. Кружат в воздухе легкие снежинки . Каждый кустик , каждый пенек надели снежные шапки.
Тут на каждом шагу загадки.
Он толстущий , шоколадный,
У него шикарный мех.
Любит мед как Винни- Пух
И проводит зиму в спячке.
(МЕДВЕДЬ) Слайд №4
У этого зверька ярко – рыжая шубка с пушистым хвостиком улеглась на зиму в теплой постели у корней сосны.
(ЛИСИЦА) Слайд №5
Зверек этот спит на снегу и прячется от врагов тоже на снегу и прячется от врагов тоже на снегу. На зиму запасов не делает , грызет кору молодых березок или осинок . Зимой он стал белым.
(ЗАЯЦ) Слайд №6
- Определите количество слогов , поставьте ударение,
обозначьте орфограмму.
- Сколько букв и звуков в слове ?
Медведь- 7 букв, 6 звуков.
Заяц- 4 буквы, 5 звуков.
- Подобрать к слову лисица ,слова отвечающие на вопрос какая?
Хитрая, рыжая, ловкая.
-Со словом белка составить предложения.
Красивая зверюшка
С пушистым хвостом ,
Скачет по веткам
Запасла грибов и ягод ,
Что не съесть и за год.
-На ветке сидит рыжая белка.
-Разобрать по членам предложение , указать существительное.
Повторение о существительном. Слайд № 7
Вот идет к нам на встречу серый волк. Это очень старый и мудрый волк.
Он очень любит отвечать на различные вопросы, ведь он так много знает.
Но даже он не справляется со следующим заданием. Давайте поможем ему.
-Ответьте одним словом и запишите слова, отвечающие на вопрос кто?
в левый столбик, а слова ,отвечающие на вопрос что? - в правый столбик.
Человек, который сторожит и охраняет что-либо. (Сторож)
Помещение для сторожа. (Сторожка)
Комната с обеденным столом и стульями. (Столовая)
Участок земли, засаженный плодовыми деревьями. (Сад)
Человек, который ухаживает за садом. (Садовник)
Сшитые листы чистой бумаги в обложке. (Тетрадь)
Проверка:
-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? или что?(Предметы)
Ребусы Слайд № 8
(Тигр, подушка, подарок)
Физминутка. Слайд № 9
Работа над новым материалом. Слайд № 10
- А вот мы идем дальше: Кого же мы видим?Это колючий ёж. Если не успел
сделать запасы осенью, он голоден. Навстречу идет другой ёжик с корзиной
грибочков. Один другому говорит: “Дай, пожалуйста, грибочков”.А второй
отвечает “Если ты ответишь на вопросы, я тебе подарю всю корзину.
1.(Показываю рисунки)
кто? что делает?
ворона каркает
лягушка квакает
что? что делает?
яблоко лежит
дерево растет
-На какой вопрос отвечают слова в левом столбике? Что они обозначают?
-На какой вопрос отвечают слова в правом столбике? Что они обозначают?
-Привести еще примеры.
Обобщение.
2.Упражнение.
Вот сидят синички,1 синичка глупая, другая умная. Умная говорит глупой
“Синичка, синичка, какая ты глупышка”, “Неправда, неправда, я все знаю”,
“А давай проверю”.
От лица синички читаю условие.
Назови, кто что делает на рисунках.
Прыгает, колет, варит, играет, загорает , лежит.
-Какое слово написано ? (глагол)
3. Подобрать антонимы.
Сорока украла блестящий конверт у сына лесника. В конверте этом было домашнее задание мальчика. Сорока этого не знала и оставила конверт у совы. Сова открыла конверт и решила выполнить задание ,чтобы себя проверить . Проверим себя и мы.
Подобрать антонимы
Встречает -…
Белеет -…
Улетают -…
Включают -…
4. Игра. “ Я начну , а ты продолжай”
Когда наступит весна ,я…
Итог урока. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие . Следующее путешествие в лес будет уже скоро- весной .
-Что вам понравилось на уроке ?
-Что нового узнали ?
-Как надо вести себя в лесу?