Педагогическое эссе
«Гордимся прошлым, строим будущее»
Жиловой Лейлы Ясорятовны,
воспитателя
МАДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида»
Советского района г. Казани
«…Я прошу моих дорогих детей, которым всё подвластно, работать вместе со мной над достижением мира между людьми и во всём мире»
Мария Монтессори
О педагогической системе, названной в честь своей основательницы Марии Монтессори, педагога, философа и медика, сегодня знают почти все. Огромное значение имеет целостность педагогической системы как таковой, постулирующей идеи самостоятельного и свободного развития каждого ребенка. В 2013 году отмечался столетний юбилей методики Монтессори, которая отличается своим гуманизмом, имеет уникальный набор инструментария.
Меня воодушевил тот факт, что с самого детства Мария проявила себя, как неутомимый источник энергии и тяги к познанию. Несмотря на то, что она росла в консервативной семье, ей удалось переубедить родителей и настоять на своем дальнейшем образовании. Уже в 24 года Мария была единственной женщиной в Италии, имеющей степень доктора медицинских наук!
Она начинала свой путь, работая ассистентом врача сначала с «особенными», потом с обычными детьми. Дальнейшие научные исследования позволили ей создать свою педагогическую технологию обучения и воспитания. Именно так Монтессори присоединилась к плеяде наиболее известных педагогов мира. Вот одно из свидетельств международного признания Марии Монтессори: в 1988 году ЮНЕСКО определило ее в один ряд с такими выдающимися деятелями, определившими способ педагогического мышления в 20 веке, как Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Антон Макаренко. По всему свету стали открываться школы, детские сады, взявшие за основу своей программы принципы системы Монтессори. В России продвижение педагогики Марии Монтессори шло сложным путем. Юлия Фаусек – одна из наиболее преданных последователей, работавших в Санкт-Петербурге, издала немало авторских пособий по системе Монтессори, и ее педагогическое наследие представляет огромный интерес. Сегодня, как и 100 лет назад, идеи и основы методики позволяют пересмотреть отношение к самой сущности воспитания, деятельности школ, дошкольных учреждений, внести положительные изменения в семейные отношения, побороть распространенные стереотипы, крепко пустившие корни в нашем сознании.
Непрерывный интерес к идеям Монтессори небезоснователен, он стал проявлением образовательных традиций, утверждающих внимание к индивидуальности каждого ребенка, гуманизму, необходимости воспитания настоящей личности, которая активна в гражданской среде, успешна в современном мире. Поэтому сегодня во многих детских садах и школах широко используется педагогика Монтессори, функционируют фабрики, специализирующиеся на изготовлении развивающих материалов. Общедоступными стали книги, статьи, методические пособия, демонстрирующие успехи этого направления во всем мире.
«Дети - другие!» - эта короткая фраза, прочитанная мной в 2007 году на обложке книги с фотографией незнакомой женщины, перевернула мое мировоззрение, и это стало началом увлекательного путешествия по замечательной стране, придуманной и созданной Великим педагогом Марией Монтессори. Мне открылась возможность пройти обучение на Международном курсе Монтессори-педагогики, Монтессори-терапии при КГМА. Нам, еще неопытным слушателям, читали курс и вводили в таинства Монтессори-педагогики увлеченные, «болеющие» идеями Марии Монтессори тренера с профессорским образованием. Получив диплом Монтессори-педагога, я получила возможность применить все эти теоретические знания и практические умения в работе с моими детьми.
Я видела, что глаза детей начинают светиться, а их руки искать ту самую «работу», о которой так много писала Мария Монтессори. Дети, погруженные в свою деятельность, преображались. Какие они, дети-монтессорики? Открытые, вежливые, уверенно отстаивающие свою точку зрения и нестандартно мыслящие! Моя практика показала, что эти дети лучше адаптируются в школе, обладая высоким уровнем внутренней мотивации к учебе. Они легко включаются в учебный процесс. Как правило, родители, выбирающие монтессори-образование, очень тщательно подходят и к выбору школы. И мои выпускники продолжили свое образование в гимназиях, лицеях города Казани. Родион проживает в Австралии, Камиль уже почти стал французом. Эти дети успешны и гармоничны не только в учебе, но и в своих увлечениях. Лиза лауреат и победитель соревнований Всероссийского уровня по художественной гимнастике. Камилла изучает английский и китайский языки, активно путешествует по миру, еще и прекрасно поет. Данил, талантливый исследователь, пробует свои силы в изобретательском деле. Перечислять могу долго. Слова благодарности родителей, сияющие доверием глаза детей, убеждают меня в том, что я счастлива в своей профессии, что могу быть полезной, могу подарить минуты радости и частичку своего счастья другим.
"Ребенок наделен неизведанными силами, которые могут привести нас к светлому будущему. И если мы действительно стремимся построить новый мир, то целью образования должно стать развитие скрытых способностей детей".
Мария Монтессори
1